Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Ложкаревой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1544/2022 по иску Нигъметзянова Айдара Дамировича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) о включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, выплатить недополученную пенсию, по кассационной жалобе Нигъметзянова Айдара Дамировича на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Нигъметзянов А.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) о возложении обязанности включить в специальный стаж по Списку N 2 периоды: службы в рядах Советской Армии с 11 апреля 1987 года по 17 апреля 1989 года, работы с 17 июля 1989 года по 06 июля 2015 года, с 09 июля 2015 года по 16 июля 2021 года; произвести перерасчет страховой пенсии по старости и выплатить недополученную пенсию с момента наступления права; о возмещении расходов по оплате юридических услуг в размере 71 750 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей; о взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей.
В обоснование исковых требований указал, что с февраля 2019 года является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Считает, что установленный размер пенсии является крайне низким и не соответствует трудовому стажу, размеру среднемесячного заработка, который он получал в период трудовой деятельности. Трудовой стаж посчитан без учета службы в армии и вышеуказанных периодов работы, что, по его мнению, влияет на размер пенсии. Считает незаконным отказ ответчика во включении в специальный стаж вышеуказанных периодов.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 февраля 2023 года, Нигъметзянову А.Д. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Нигъметзянов А.Д. ставит вопрос об отмене решения Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 мая 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 февраля 2023 года, как незаконных, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
В доводах кассационной жалобы настаивает на наличии оснований для включения периода службы в Советской Армии и спорных периодов работы в специальный стаж по Списку N2. Отражение работодателем в сведениях персонифицированного учета его работы как работа на общих основаниях без кодов особых условий труда является ненадлежащим исполнением им своей обязанности по предоставлению достоверных сведений об условиях труда, что не может умалять его пенсионные права. Указывает, что он весь трудовой стаж работал по одной и той же профессии, в одинаковых условиях труда, сведения о работе отражены в его трудовой книжке, являющейся основным документом, подтверждающим стаж. Настаивает на ошибочности выводов судов о том, что действующим законодательством не предусмотрено включение времени прохождения военной службы в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение по Списку N2. Такое право предусмотрено пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года рождения N590, действующего в период прохождения службы. Приводя собственный расчет пенсии, настаивает на наличии оснований для её перерасчета, полагая, что выплачиваемый размер пенсии является заниженным.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 17 февраля 2019 года Нигъметзянову А.Д, "данные изъяты" года рождения, назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В соответствии с решением пенсионного органа от 27 марта 2019 года размер его пенсии с 17 февраля 2019 года составлял 22 163 рубля 22 коп.
Согласно записям трудовой книжки серии "данные изъяты", выданной "данные изъяты" года на имя Нигъметзянова А.Д, он
с 25 августа 1986 года работал в Нижневартовской дистанции сигнализации и связи Свердловской железной дороги электромонтором СЦБ третьего разряда, 10 апреля 1987 года уволен в связи с призывом на военную службу;
с 18 апреля 1987 года по 17 апреля 1989 года проходил службу по призыву в рядах Советской армии;
с 17 июля 1989 года принят оператором по добыче нефти и газа второго разряда в цех добычи нефти и газа N2 Комсомольско-молодежного нефтедобывающего управления "Быстринскнефть" (приказ N892к от 13 июля 9 (год замазан);
03 мая 1990 года переведен оператором по добыче нефти и газа третьего разряда в цех добычи нефти и газа N2 (приказ N482/к от 10 мая 1990 года);
01 марта 1993 года переведен оператором по добыче нефти и газа четвертого разряда цеха добычи нефти и газа N2 (приказ N333к от 01 марта 1993 года);
23 ноября 1994 года переведен оператором по добыче нефти и газа пятого разряда цеха добычи нефти и газа N2 (приказ N2382к от 23 ноября 1994 года);
07 июня 1993 года предприятие переименовано в нефтедобывающее управление "Быстринскнефть" акционерного общества "Сургутнефтегаз" (приказ N269 от 3 июня 1993 года);
25 июля 2006 года переведен мастером добыче нефти, газа и конденсата цеха добычи нефти и газа N2 (приказ N1440-к от 27 июля 2006 года);
13 февраля 2009 года переведен оператором по добыче нефти и газа четвертого разряда цеха добычи нефти и газа N2 (приказ N617-к от 13 февраля 2009 года);
26 апреля 2009 года переведен оператором по добыче нефти и газа пятого разряда на участок добычи нефти и газа N2 вахтовым методом работы (приказ N1342-к от 21 апреля 2009 года);
01 января 2010 года переведен оператором по добыче нефти и газа пятого разряда в цех добычи нефти и газа N7 с вахтовым методом организации работ (приказ N5496-к от 28 декабря 2009 года);
06 июля 2015 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника о пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (номер приказа и дата замазаны);
09 июля 2015 года принят в нефтедобывающее управление "Федоровскнефть" структурного подразделения открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" в цех добычи нефти и газа N2 оператором по добыче нефти и газа 5 разряда (приказ N6312-к от 07 февраля 2015 года);
20 февраля 2017 года переведен в цех добычи нефти и газа N5 мастером по добыче нефти, газа и конденсата (приказ N888-к от 17 февраля 2017 года);
16 июля 2021 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника по собственному желанию в связи с выходом на страховую пенсию по старости пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ N3385-к от 20 мая 2021 года).
При определении права Нигъметзянова А.Д. на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионным органом произведен подсчет специального стажа по Списку N2, продолжительность такого стажа составила 25 лет 04 месяца 27 дней, продолжительность страхового стажа составила 31 год 10 месяцев 07 дней.
В специальный стаж по Списку N 2, исходя из сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в котором работодателем отражена работа с тяжелыми условиями труда по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионный органом включены следующие периоды:
с 17 июля 1989 года по 04 февраля 2001 года, с25 февраля 2001 года по 27 мая 2001 года, с 10 июня 2001 года по 13 января 2002 года, с 27 января 2002 года по 15 декабря 2002 года, с 29 декабря 2002 года по 14 декабря 2003 года, с 28 декабря 2003 года по 11 февраля 2004 года
с 2 февраля 2004 года по 30 апреля 2005 года, с 10 мая 2005 года по 21 августа 2010 года, с 26 августа 2010 года по 06 октября 2012 года, с 22 октября 2012 года по 31 марта 2015 года.
Остальные периоды работы в специальный стаж Нигъметзянова А.Д. не включены в связи с отражением их работодателем в индивидуальном (персонифицированном) учете как работа на общих основаниях. В специальный стаж также не учтен период службы по призыву в рядах Советской Армии.
30 ноября 2021 года Нигъметзянов А.Д. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии. 21 декабря 2021 года Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Нигъметзянову А.Д. дан ответ N3073/эл-14 об отсутствии оснований для перерасчета пенсии.
Ссылаясь на то, что весь период трудовой деятельности он работал по профессии, предусмотренной Списком N2, невключение периодов его работы, а также периода службы по призыву в Советской Армии, в специальный стаж привело к неверному определению размера пенсии, он получает пенсию в заниженном размере, Нигъметзянов А.Д. обратился в суд.
Разрешая спор и отказывая Нигъметзянову А.Д. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что истцом не доказана занятость по профессии, дающей право на включение спорных периодов в стаж работы по Списку N2, работодатель не подтверждает льготный характер работы, в выписке из индивидуального лицевого счета истца периоды с 5 по 24 февраля 2001 года, с 28 мая по 9 июня 2001 года, с 14 по 26 января 2002 года, с 16 по 28 декабря 2002 года, с 15 по 27 декабря 2003 года, с 12 по 21 февраля 2004 года, с 1 по 5 апреля 2015 года, с 20 по 27 апреля 2015 года, с 3 мая по 16 июня 2015 года, с 1 по 6 июля 2015 года, с 9 по 16 июля 2015 года, с 18 июля 2015 года по 5 января 2016 года, с 8 января по 9 мая 2016 года, с 21 мая по 19 октября 2017 года, с 28 октября 2017 года по 31 декабря 2018 года отражены без кодов льготных условий; а периоды с 01 мая 2005 года по 09 мая 2005 года, с 22 августа 2010 года по 25 августа 2010 года, с 07 октября 2012 года по 31 октября 2012 года, с 14 октября 2012 года по 21 октября 2012 года, с 06 апреля 2015 года по 19 апреля 2015 года, с 28 апреля 2015 года по 02 мая 2015 года, с 17 июня 2015 года по 30 июня 2015 года, 17 июня 2015 года с 06 января 2016 года по 07 января 2016 года, с 10 мая 2016 года по 16 мая 2016 года, с 17 мая 2016 года по 20 мая 2016 года, с 20 октября 2017 года по 27 октября 2017 года являются отпусками без сохранения заработной платы.
Отказывая в удовлетворении требования о включении в специальный стаж периода службы по призыву в Советской Армии, суд первой инстанции, с которым также согласился суд апелляционной инстанции, указал, что действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение времени прохождения военной службы в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение за работу по Списку N 2.
По мнению судов, период с 17 февраля 2019 года по 16 июля 2021 года не подлежит включению в специальный стаж, поскольку в силу пункта 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N1015, периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии.
Придя к выводу о том, что пенсионные права истца при расчете пенсии пенсионным органом не нарушены, суды приняли решение об отказе Нигъметзянову А.Д. в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности привести перерасчет пенсии, выплатить недополученную пенсию, возместить судебные расходы и компенсировать моральный вред.
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, поддержанными судом апелляционной инстанции, поскольку они не основаны на исследованных судами в ходе рассмотрения дела доказательствах и не подтверждаются материалами дела. Указанные выводы сделаны с нарушениями норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступил в силу с 01 января 2002 года. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления в силу которого Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно части 3, 4 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей указанному закону.
С 01 января 2015 года страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
До 31 декабря 2014 года пенсии в Российской Федерации устанавливались в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01 января 2002 года. С 01 января 2002 года на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Из приведенных норм материального права следует, что при назначении пенсии должен выбираться вариант назначения пенсии, а также вариант расчета размера пенсии в наиболее выгодном для застрахованного лица варианте, либо по выбору застрахованного лица. Расчетный размер трудовой пенсии определяется в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется в тои числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Правом на досрочное назначение пенсии по старости в силу подраздела 2 "Добыча нефти, газа и газового конденсата" (код позиции 2130200б-23187) раздела XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, пользуются мастера, занятые на работах по добыче нефти, газа и газового конденсата (на нефтегазопромыслах), на работах по подземному и капитальному ремонту скважин, по поддержанию пластового давления, вторичных методов добычи нефти, газа и газового конденсата, по повышению нефтеотдачи пластов.
Разделом XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата" этого же списка предусмотрены операторы по добыче нефти и газа (позиция 2130200а-15824).
Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, в разделе XIII "Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля и сланца" в параграфе 2 "Добыча нефти и газа" в пункте "а" - рабочие поименованы операторы по добыче нефти и газа.
Как следует из трудовой книжки истца, он в течение всей трудовой деятельности работал по профессиям, предусмотренным Списками N2 от 1956 года и от 1991 года. Продолжительность учтенного пенсионным органом стажа работы Нигъметзянова А.Д. по Списку N2 в целях определения права на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет 25 лет 04 месяца 27 дней, продолжительность страхового стажа составляет 31 год 10 месяцев 07 дней.
Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, то есть в течение полного рабочего дня.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 указанного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из частей 1 и 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении дел.
Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть получены, в том числе из объяснений сторон и письменных доказательств.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет суд. Кроме того, суд выносит такие обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Существо возникшего между Нигметзяновым А.Ф. и пенсионным органом спора состоит в правильности применения норм пенсионного законодательства при определении размера его пенсии.
Обращаясь в суд, Нигметзянов А.Ф. полагал, что невключение в специальный стаж спорных периодов работы, а также периода прохождения военной службы по призыву, повлияло на размер его пенсии, обстоятельствами, имеющими значение для рассмотрения его требований, являлись:
причины невключения пенсионным органом в специальный стаж отдельных периодов работы, а также периода прохождения военной службы по призыву;
достоверность содержащихся в индивидуальном лицевом счете истца сведений о характере его работы;
соблюдение работодателем норм пенсионного законодательства при отражении характера работы истца в индивидуальном (персонифицированном) учете;
производилась ли работодателем уплата соответствующих обязательных платежей в связи с особым характером работы истца;
имеются ли основания для включения отдельных периодов работы истца, а также периода прохождения военной службы по призыву в специальный стаж по Списку N2;
могло ли повлиять включение отдельных периодов работы истца, а также периода прохождения военной службы по призыву на размер его пенсии при назначении;
правильно ли применены пенсионным органом нормы пенсионного законодательства при расчете размера пенсии при её назначении;
правильно ли пенсионным органом определен размер страховой пенсии истца при назначении;
имеются ли основания для перерасчета пенсии.
Однако, вопреки приведенным нормам материального и процессуального права, суд первой инстанции юридически значимые обстоятельства не устанавливал, пенсионному органу не предложил представить доказательства обоснованности своих возражений.
Суд первой инстанции, подходя крайне формально к рассмотрению заявленного спора, ограничился лишь дословным копированием отзыва пенсионного органа, без проверки законности и обоснованности его возражений, не предложил предоставить расчет размера пенсии с учетом включения в специальный стаж неучтенных при назначении пенсии периодов работы. Без проверки обоснованности суд первой инстанции согласился с доводом пенсионного органа, что включение периода службы в армии по призыву не приведет к увеличению пенсии. При этом доводы истца о том, что включение всего периода работы и службы в армии приведен к увеличению размера пенсии, не проверил, мотивов, по которым его доводы признаны необоснованными и отклонены, судебный акт не содержит.
Судом первой инстанции оставлено без внимания, что отказывая истцу во включении в специальный стаж отдельных периодов работы, пенсионный орган ссылается на сведения индивидуального (персонифицированного) учета, которые в материалах дела отсутствуют. Работодатель - открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" является действующим. Однако судом на обсуждение сторон вопрос о привлечении общества к участию в деле не поставлен и не разрешен. В целях оценки правомерности доводов истца у работодателя не истребованы доказательства достоверности внесенных им в индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о характере работы истца (первичные документы о труде и заработной плате - приказы о приеме на работу, переводе, увольнении, карточки формы Т-2, лицевые счета по заработной плате и другие, карты специальной оценки условий труда, карты аттестации рабочего места по условиям труда и другие).
Судом первой инстанции оставлено без внимания, что в соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N590, изданного в развитие положений Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к"). При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, в силу действовавшего в период прохождения истцом службы по призыву правового регулирования, подсчет стажа на соответствующих видах работ должен производиться с применением положений Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, согласно которым военная служба по призыву приравнена к специальному трудовому стажу, подлежит учету в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающего право на пенсию на льготных условиях. Судами не проверен довод истца о том, что включение периода службы по призыву в специальный стаж приведет к увеличению пенсии.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Вышеуказанные требования нормативных актов и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции учтены не были. Судом апелляционной инстанции юридически значимые обстоятельства также не устанавливались, им в целях устранения нарушений, допущенных судом первой инстанции, не предлагалось сторонам представить дополнительные доказательства в порядке статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, состав лиц, участвующих в деле, не определен.
Суд апелляционной инстанции ограничился формальным копированием неверных и не основанных на исследованных доказательствах выводов суда первой инстанции, в полном объеме доводы апелляционной жалобы Нигъметзянова А.Ф. не проверил.
Допущенные судами существенные нарушения норм материального и процессуального права, крайне формальный подход судов к разрешению спора, в котором решался вопрос о соблюдении пенсионным органом норм материального права при расчете размера пенсии, привел к тому, что заявленный Нигъметзяновым А.Ф. спор не разрешен по существу, заявленные им требования в полном объеме не рассмотрены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежит отмене, поскольку приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона, при правильном определении состава лиц, участвующих в деле.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 февраля 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.