Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Грудновой А.В., рассмотрев единолично кассационную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение мирового судьи судебного участка N15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 22 декабря 2022 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 14 марта 2023 года, вынесенные по гражданскому делу N2-2844/2022 по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Пономаревой Ольги Алексеевны к Государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" о взыскании недополученной суммы жилищно-коммунальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился к мировому судье с иском в интересах Пономаревой О.А. к Государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" о взыскании суммы жилищно-коммунальной выплаты за период с января 2022 года по май 2022 года в размере 7 181 рубль 49 копеек.
В обосновании исковых требований указал, что Пономарева О.А, "данные изъяты" года рождения, является получателем жилищно-коммунальной выплаты по категории "инвалид 3 группы". В доме, где проживает Пономарева О.А, плата за поставленную тепловую энергию осуществляется в течение календарного года по нормативу. Пономаревой О.А. предоставлены квитанции об оплате коммунальных услуг, произведенных в январе - мае 2022 года на сумму 14 362 рубля 98 копеек. При этом Государственным казенным учреждением "Управление социальной защиты населения N 10" компенсация расходов на оплату теплоснабжения в январе-мае 2022 года в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты Пономаревой О.А. не произведена. Причиной этого явилось отсутствие утвержденного в установленном законом порядке муниципальным унитарным предприятием "Теплотранс" тарифа на отопление. Между тем, Пономарева О.А, являясь добросовестным потребителем коммунальной услуги, произвела оплату по квитанциям, выставленным теплоснабжающей организации - муниципальным унитарным предприятием "Теплотранс". Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлено ей законом. Пономарева О.А. надлежащим образом исполняет обязательства по договору теплоснабжения и какой-либо ответственности за отсутствие у предприятия утвержденного тарифа нести не может. Реализация норм федерального законодательства и реализация прав граждан не могут ставиться в зависимость от ненадлежащего исполнения своих обязанностей теплоснабжающей организацией, которой не принято своевременных мер по утверждению тарифа.
Решением мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 22 декабря 2022 года исковые требования удовлетворены. С Государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения N 10" в пользу Понамаревой О.А. взыскана недополученная сумма жилищно-коммунальной выплаты на оплату услуг по теплоснабжению за период с января 2022 года по май 2022 года в сумме 7 181 рубль 49 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Лебяжьевского районного суда Курганской области от 14 марта 2023 года решение мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 22 декабря 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Главного управления социальной защиты населения Курганской области и Государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения N 10" без удовлетворения.
В кассационной жалобе третье лицо Главное управление социальной защиты населения Курганской области ставит вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 22 декабря 2022 года и апелляционного определения Лебяжьевского районного суда Курганской области от 14 марта 2023 года, как незаконных, ссылаясь на допущенные нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Муниципальное унитарное предприятие "Теплотранс" не вправе начислять плату за тепловую энергию в отсутствие утвержденного тарифа, а у Пономаревой О.А. отсутствовали основани производить оплату по незаконно выставленной квитанции.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о принятии кассационной жалобы к производству Седьмого кассационного суда общей юрисдикции надлежаще уведомлены, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, возражения в установленный срок не поступили.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с частью 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Ознакомившись с материалами дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что решение мирового судьи судебного участка N15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 22 декабря 2022 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 14 марта 2023 года не подлежат отмене.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Пономарева О.А, зарегистрирована и проживает одна по адресу: "данные изъяты" Услугу по отоплению в доме по указанному адресу оказывает муниципальное унитарное предприятие "Теплотранс".
В период с января 2022 года по май 2022 года по лицевому счету "данные изъяты", открытому на имя Пономаревой О.А, за услугу "отопление" начислено 14 362 рубля 98 копеек, оплачено 14 362 рубля 98 копеек.
В соответствии со справкой "данные изъяты" Пономарева О.А. является инвалидом 3 группы бессрочно.
Предоставление жилищно-коммунальной выплаты на территории Лебяжьевского муниципального округа Курганской области осуществляет Государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения N10".
Пономарева О.А. является получателем жилищно-коммунальной выплаты, однако компенсации расходов на оплату теплоснабжения в январе - мае 2022 года в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты Пономаревой О.А. Государственным казенным учреждением "Управление социальной защиты населения N10" не произведена, ввиду отсутствия у муниципального унитарного предприятия "Теплотранс" утвержденного тарифа с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года.
Департаментом цен и тарифов Курганской области решение об установлении тарифа на теплоснабжение для муниципального унитарного предприятия "Теплотранс" принято только с 01 июля 2022 года, период действия тарифа с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года.
До установления тарифа на тепловую энергию муниципальное унитарное предприятие "Теплотранс" использовало тариф предыдущей ресурсоснабжающей организации, установленный постановлением Департамента регулирования цен и тарифов Курганской области на период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года, в размере 3 002 рубля 67 копеек за 1 Гкал.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, мировой судья, руководствуясь положениями статей 153, 154, 157, 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 5, 6, 11, 15, 16, 19 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных постановление Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 года N594, разъяснениями, содержащимися в пунктах 42, 45, 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", части 16 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пункта 38 Правил от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пункта 24 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 761, исходил из того, что Пономаревой О.А. ответчику предоставлен полный пакет документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме на основании квитанций, выставляемых ресурсоснабжающей организацией. Пономарева О.А, добросовестно исполнившая обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса, не может нести негативные последствия за бездействие муниципального унитарного предприятия "Теплотранс" по своевременному установлению тарифа на отопление.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи и их правовым обоснованием.
Оснований не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанций у Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они основаны на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном установлении обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно части 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Частью 1 статьи 282 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.
Согласно части 2 статьи 282 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с частью 6 статьи 282 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категория граждан на территории Курганской области в виде жилищно-коммунальной выплаты, регулируются Правилами предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденными постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 года N 594.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления жилищно-коммунальной оплаты осуществляется Главным управлением социальной защиты населения Курганской области.
Согласно пункта 5 Правил для назначения жилищно-коммунальной заявитель подает в орган социальной защиты населения заявление о назначении жилищно-коммунальной выплаты с указанием всех лиц, совместно проживающих с заявителем, сведений о жилом помещении (виде и степени благоустройства жилого помещения и потребляемых коммунальных услугах), способа получения жилищно-коммунальной выплаты, а также прилагает документы, определенные пунктом 6 Правил.
По результатам рассмотрения заявления и документов, указанных в пункте 6 Правил, представленных заявителем, орган социальной защиты выносит решение о назначении (отказе в назначении) жилищно-коммунальной выплате. Основанием для отказа в назначении жилищно-коммунальной выплате являются: 1) несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пункте 2 Правил; 2) непредставление (представление не в полном объеме) заявителем (его представителем) документов, указанных в пункте 6 Правил, за исключением случая, указанного в абзаце десятом пункта 6 Правил; 3) наличие в Единой государственной информационной системе социального обеспечения сведений о предоставлении заявителю меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленной иными нормативными правовыми актами (пункт 11 Правил).
В силу пунктов 15, 16, 19 Правил размер жилищно-коммунальной выплаты определяется исходя из объема мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством для категории граждан, указанных в пункте 2 Правил.
В случаях предусмотренных законодательством, расчет жилищно-коммунальной производится с учетом федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органом исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов и надбавок к ним (далее - уполномоченный орган), исходя из занимаемой общей площади жилого помещения и тарифов, установленных в соответствии с действующим законодательством, уполномоченным органом.
Расчет размера жилищно-коммунальной выплаты производится на основании сведений о фактических начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, произведенных за месяц, предшествующий месяцу начисления сумм жилищно-коммунальной выплаты.
При проживании в жилом помещении нескольких граждан, в том числе получателей жилищно-коммунальной выплаты, расчет размера жилищно-коммунальной выплаты осуществляется с учетом общей площади жилого помещения и оплаты коммунальных услуг, приходящихся на долю каждого проживающего в нем гражданина.
Из названных норм федерального законодательства и нормативных правовых актов Курганской области следует, что инвалиды имеют право на меры социальной поддержки, включая компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, которые определяются законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Нормативными правовыми актами Курганской области предусмотрен порядок назначения компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, включающий перечень документов, который должен предоставляться гражданином, претендующим на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также основания, по которым ему может быть отказано в назначении компенсации таких расходов.
Как правильно установлено судами первой и апелляционной инстанций, Пономарева О.А, имеющей право на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг предоставлен ответчику полный пакет документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме, следовательно, оснований для отказа ей в назначении спорной компенсации не имелось.
Доводы кассационной жалобы о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальное унитарное предприятие "Теплотранс" не вправе начислять плату за тепловую энергию в отсутствие утвержденного тарифа, а у Пономаревой О.А. отсутствовали основания производить оплату по незаконно выставленной квитанции, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Как установлено судами, поставка тепловой энергии в жилое помещение истца в спорный период осуществлялась муниципальным унитарным предприятием "Теплотранс". Пономарева О.А. на основании статей 153-154 Жилищного кодекса Российской Федерации исполнена обязанность по оплате постановленной ей коммунальной услуги - тепловой энергии в полном объеме на основании выставленных поставщиком квитанций.
При этом суды пришли к правильному выводу о том, что истец, добросовестно исполнивший обязанность по оплате коммунальной услуги, не может нести негативные последствия за несвоевременное установление тарифа за поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Теплотранс" тепловую энергию. Примененный данной организацией тариф за период с 01 января по 30 июня 2022 года являлся действующим, установлен постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 16 декабря 2021 года N53-24 на тепловую энергию, поставляемую потребителям Лебяжьевского района, р.п. Лебяжье предыдущим поставщиком обществом с ограниченной ответственностью "Теплосервис".
Учитывая общепризнанный принцип правовой определенности, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 22 декабря 2022 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 14 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.
Судья А.В. Груднова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.