Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу Савченко М.Н. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 119 Центрального судебного района г. Волгоград Волгоградской области от 28 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора ООО "Управляющая компания Зенит Сервис" Савченко М.Н.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 119 Центрального судебного района г. Волгограда Волгоградской области от 28 сентября 2022 года Савченко М.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Савченко М.Н. отменить состоявшееся в отношении него постановление, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов жалобы указывает, что п. 2 предписания от ДД.ММ.ГГГГ не был выполнен в установленный срок по независящим от него обстоятельствам. Обращает внимание, что в п. 2 предписания, указано нарушение требований пожарной безопасности, а именно на 18-м этаже блокирован выход в незадымляемый лестничный марш путем монтажа металлической двери, закрытой на механические замки, не обеспечивающий свободного открывания без ключа. Заявляя об отсутствии в его действиях состава правонарушения, ссылается на решение судьи Таганского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым суд обязал ФИО2 произвести демонтаж металлической двери.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в интересах законности судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Савченко М.Н. к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
К обязанностям организаций в области пожарной безопасности статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" отнесена в числе прочих обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения директора ООО "Управляющая компания Зенит-Сервис" Савченко М.Н. к административной ответственности на основании части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемом акте выводы о неисполнении указанным должностным лицом требований, содержащихся в пункте 2 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ N/ в зданиях и помещениях многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", корп. К, выявленном в ходе проведения внеплановой выездной проверки.
Так, мировым судьей установлено, что ООО "Управляющая компания Зенит-Сервис" не устранено такое нарушение, на необходимость устранения которого указывалось в п. 2 предписания, как:
- нарушение требований пожарной безопасности, а именно на 18-м этаже блокирован выход в незадымляемый лестничный марш путем монтажа металлической двери, закрытой на механические замки, не обеспечивающий свободного открывания без ключа.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении 28 сентября 2022 года мировой судья пришел к выводу о доказанности наличия в бездействии директора ООО "Управляющая компания Зенит-Сервис" Савченко М.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
С состоявшимся по делу судебным постановлением согласиться нельзя.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выяснению подлежит, в том числе, законность предписания, за невыполнение которого лицо привлекается к административной ответственности.
Ограничившись проверкой законности действий должностного лица по проведению проверки и его компетенции, мировой судья, в нарушение статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законность предписания, в части заявленных требований, их исполнимость, не проверил.
В рассматриваемом случае основанием для привлечения директора ООО "Управляющая компания Зенит-Сервис" Савченко М.Н. к административной ответственности явилось невыполнение в установленный срок требований предписания N от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, пункт 2 выданного должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Волгограду УНД и ПР ГУ МЧС России по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ предписание N не может быть признано законным, поскольку не отвечает признакам исполнимости.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, следовательно предписание должностного лица, содержащее требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания. Четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Анализ содержания как оспариваемого предписания, так и акта проверки свидетельствует о том, что должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Волгограду УНД и ПР ГУ МЧС России по "адрес" зафиксирован факт блокировки выхода в незадымляемый лестничный марш на 18-м этаже, путем монтажа металлической двери, закрытой на механические замки, не обеспечивающие свободного открывания без ключа. Вместе с тем не учтено, что установленная металлическая дверь принадлежала владельцу "адрес" ФИО2 и являлась его собственностью. В марте 2022 года ООО "УК Зенит-Сервис" обратилось в суд с иском к ФИО2 о возложении обязанности произвести демонтаж указанной двери, а согласно выданного предписания срок его исполнения истек ДД.ММ.ГГГГ.
Буквальное толкование выявленного нарушения свидетельствует о том, что монтаж металлической двери не произведен ООО "Управляющая компания Зенит-Сервис".
Из приложенного к настоящей жалобы копии решения Таганского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N следует, что удовлетворены исковые требования ООО "УК Зенит-Сервис" к ФИО2 о возложении обязанности произвести демонтаж. Данный решением ФИО2 обязали произвести демонтаж металлической двери, установленной на лестничной площадке на 18 этаже МКД по адресу: "адрес"К в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Исходя из вышеизложенного, пункт 2 предписания N от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, а в действиях директора ООО "Управляющая компания Зенит-Сервис" Савченко М.Н. отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, в нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не установлены, имеющиеся сомнения в виновности директора ООО "Управляющая компания Зенит-Сервис" в совершении вмененного административного правонарушения не устранены, вину должностного лица доказанной признать нельзя.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 119 Центрального судебного района г. Волгограда Волгоградской области от 28 сентября 2022 года нельзя признать законным и оно подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 119 Центрального судебного района г. Волгоград Волгоградской области от 28 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора ООО "Управляющая компания Зенит Сервис" Савченко М.Н, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.