Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Сергеева С.С.
рассмотрела кассационную жалобу Гадицкой О.А. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 23 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Гадицкой О.А. к администрации г. Ялта Республики Крым об оспаривании постановления.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Гадицкая О.А. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным постановление администрации г. Ялта Республики Крым (далее - администрация) от 4 мая 2022 года N "О приведении гр. Гадицкой О.А. земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) капитального ограждения, расположенного по адресу: "адрес"".
В обоснование административного иска Гадицкая О.А. указала, что постановление администрации нарушает ее права как собственника домовладения N по "адрес". Считает, что оспариваемое постановление не мотивировано, не содержит указания на объекты, подлежащие демонтажу.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 июля 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 23 ноября 2022 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 июля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 марта 2023 года, Гадицкая О.М. ставит вопрос об отмене решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 июля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 23 ноября 2022 года. Как указывает заявитель, из содержания оспариваемого постановления непонятно, какие объекты подлежат демонтажу (сносу) и в какое первоначальное состояние необходимо привести земельный участок. Считает, что суд первой инстанции вместо административного ответчика определил, какие именно строения возведены административным истцом самовольно и подлежат сносу. При этом суд апелляционной инстанции не устранил допущенные судом первой инстанции нарушения.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как видно из материалов дела, Гадицкой О.А. на основании договоров купли-продажи от 14 июля 2016 года и 11 марта 2009 года принадлежали на праве собственности квартиры: N с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 32 кв. м и N с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 99, 7 кв. м, расположенные в многоквартирном доме N по "адрес"
Данные квартиры находились в обособленном двухэтажном строении под литерой " "данные изъяты"" здания многоквартирного дома N
Согласно плану усадебного участка, составленному КП "Ялтинское бюро технической инвентаризации", строение под литерой " "данные изъяты"" расположено на земельном участке площадью 1906 кв. м (площадь до учета изменений в связи с присвоением адреса строению литеры " "данные изъяты""); на участке расположены также строения под литерами "данные изъяты" в которых расположены квартиры многоквартирного дома.
Постановлением администрации от 21 апреля 2017 года N строению под литерой " "данные изъяты"" присвоен почтовый адрес: "адрес"
На основании постановления администрации от 25 декабря 2017 года N Гадицкой О.А. согласовано переустройство и перепланировка принадлежащих ей двух квартир в одну квартиру площадью 131, 7 кв. м по адресу: "адрес"
24 апреля 2018 года строение под литерой "Г" поставлено на кадастровый учет под кадастровым номером "данные изъяты" как здание с назначением - многоквартирный дом.
5 марта 2019 года осуществлен государственный кадастровый учет объединенной квартиры площадью 131, 7 кв. м под кадастровым номером "данные изъяты" в составе здания под литерой "Г" с кадастровым номером "данные изъяты"
Право собственности административного истца Гадицкой О.А. на квартиру площадью 131, 7 кв. м зарегистрировано 6 марта 2019 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 августа 2020 года по гражданскому делу N N
20 января 2022 года должностными лицами Управления градостроительного и земельного контроля департамента муниципального контроля администрации произведено обследование фактического использования земельного участка и расположенных на нем объектов по адресу: "адрес"
В ходе обследования установлено, что на земельном участке расположен многоквартирный дом и объекты вспомогательного назначения. Придомовая территория многоквартирного дома разделена между собственниками помещений многоквартирного дома путем установки металлических ограждений с запирающими устройствами. При этом Гадицкой О.А. установлено капитальное ограждение, состоящее из бетонных колон и бетонного основания, на которых установлено решетчатое ограждение, двустворчатые металлические ворота с запирающими устройствами и металлическая калитка. Ориентировочная протяженность ограждения составляет 20 м. В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок и разрешительной документации на строительство ограждение характеризуется должностными лицами как самовольное. По результатам контрольных мероприятий составлен акт выявления самовольной постройки от 20 января 2022 года N с фотоматериалом.
16 марта 2022 года состоялось заседание комиссии по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Комиссией решено предложить Гадицкой О.А. привести муниципальный земельный участок в первоначальное состояние путем демонтажа капитального ограждения в течение 3-х месяцев (выписка из протокола от 16 марта 2022 года N).
Оспариваемым постановлением администрации от 4 мая 2022 года N Гадицкой О.А. установлен трехмесячный срок для приведения в первоначальное состояние земельного участка, на котором возведено капитальное ограждение. Этим же постановлением Департаменту имущественных и земельных отношений администрации поручено осуществить мероприятия по демонтажу (сносу) капитального ограждения по истечении срока, предоставленного его собственнику для добровольного исполнения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 222 ГК РФ решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 приведенной статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
Согласно пункту 4 статьи 222 ГК РФ органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом: 1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования; 2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.
Предусмотренные данным пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 упомянутой статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.
Статьей 53 Устава муниципального образования городской округ Ялта, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 года N 1, предусмотрено, что к полномочиям администрации в области строительства, в том числе, отнесено осуществление осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендации об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Постановлением администрации от 4 июня 2021 года N 1535-п "Об организации работы по сносу самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" утверждены Положение о комиссии по пресечению самовольного строительства и принятию решений о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Порядок принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - Порядок).
Данным Порядком установлены основания и порядок принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Согласно пункту 1.2 Порядка последний устанавливает основания и порядок принятия решения о сносе самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.
Установление факта возведения самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым осуществляет комиссия по пресечению самовольного строительства и принятию решений о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (пункт 1.4 Порядка).
Согласно пункту 2.1 Порядка основаниями к осуществлению мер по реализации полномочий администрации в части, касающейся сноса самовольных построек, расположенных на территории городского округа, или приведения их в соответствие с установленными требованиями в административном порядке, являются:
1) поступившие в администрацию от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомление о выявлении самовольной постройки и документы, подтверждающие наличие признаков самовольной постройки, предусмотренные пунктом 1 статьи 222 ГК РФ, а также поступившие в уполномоченный орган обращения граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления о нахождении, возведении самовольной постройки;
2) поступившие в Комиссию по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым без правовых оснований, акты уполномоченного органа согласно приложению N 1 к указанному Порядку, с приложением подтверждающих документов.
По результатам рассмотрения поступивших материалов в отношении самовольной постройки Комиссией принимается одно из следующих решений:
1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 ГК РФ;
2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
Решение Комиссии оформляется протоколом заседания с указанием периода для осуществления работ, который при сносе самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым определяется с учетом характера самовольной постройки и не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев; для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями срок устанавливается с учетом характера самовольной постройки и не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года (пункт 3.2 Порядка).
Протокол заседания Комиссии в случае установления факта возведения самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым согласно подпункту 1 пункта 3.2 данного Порядка и наличия признаков части 4 статьи 222 ГК РФ является основанием для издания постановления администрации о сносе самовольной постройки (пункт 3.3 Порядка).
Пунктом 3.4 Порядка предусмотрено, что постановление должно содержать:
- кадастровый номер земельного участка (при наличии);
- адресные ориентиры земельного участка;
- вид объекта;
- в случае если лицо, осуществившее самовольную постройку на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, установлено, - срок, в течение которого данному лицу необходимо осуществить снос такой постройки в добровольном порядке.
Судом установлено, что постановлением администрации от 5 октября 2021 года N утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1410 кв. м по адресу: "адрес"
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером "данные изъяты"
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что капитальный забор с южной стороны данного земельного участка выходит за его границы, площадь самовольно занятой муниципальной территории между капитальным ограждением и границами земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 41 кв. м, что подтверждается общедоступными сведениями сервиса "Публичная кадастровая карта", заключением кадастрового инженера от 28 октября 2022 года.
Суды обеих инстанций пришли к выводу, что, принимая оспариваемое постановление, администрация действовала в пределах представленных полномочий, с соблюдением требований нормативных правовых актов, требований к его форме и виду, а также при соблюдении процедуры принятия. При этом административным истцом надлежащих и достоверных доказательств нарушения ее прав оспариваемым постановлением не представлено.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, не содержат новых обстоятельств, которые не были исследованы судом или опровергающих его выводы.
Судебная коллегия находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и, вопреки доводам кассационной жалобы, постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 23 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гадицкой О.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 8 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.