дело N 2-2471/2022
8г-11876/2023
г. Краснодар
27 апреля 2023 года
Резолютивная часть определения объявлена 27 апреля 2023 года.
Определение в полном объеме изготовлено 5 мая 2023 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Комбаровой И.В, Песоцкого В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Майкоп" на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 1 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 20 декабря 2022 года по иску прокурора города Майкопа в интересах Мельниковой Надежды Владимировны к администрации муниципального образования "Город Майкоп", Комитету по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп", Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея - Ананниковой Э.Ю. (доверенность от 9 января 2023 года), поддержавшую доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Пономаревой П.Г. (удостоверение), возражавшей против доводов кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Майкопа в интересах Мельниковой Надежды Владимировны (далее - прокурор) обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Майкоп", Комитету по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп", Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея (далее - ответчики, администрация, комитет, министерство), в котором просил обязать администрацию и комитет, в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, обеспечить Мельникову Н.В, 26 апреля 2002 года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм, обязать министерство предоставить органу местного самоуправления - муниципальному образованию "Город Майкоп" финансовые средства на осуществление государственных полномочий в рамках Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года N 163 по обеспечению Мельниковой Надежды Владимировны, 26 апреля 2002 года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 1 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 20 декабря 2022 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение и апелляционное определение отменить и принять новое судебное постановление, отказав прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя, судебные акты являются незаконными и необоснованными. Федеральное законодательство, а также нормативные правовые акты Республики Адыгея очередность реализации детьми-сиротами права на предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не предусматривают, равно как и не предусматривают внеочередного предоставления жилья. Обеспечение отдельных детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями по решению суда во внеочередном порядке ставит в худшее положение других очередников, включенных в список ранее и также нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, но не обратившимися в суд за защитой своих жилищных прав. Предоставление жилья осуществляется в соответствии со списком, сформированным министерством, поскольку он определяет количественные и качественные характеристики необходимых для приобретения жилых помещений и является основанием для формирования заявки на приобретение жилых помещений.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали свои правовые позиции по делу.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Мельникова Н.В, 26 апреля 2002 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и которая подлежит обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда муниципального образования "Город Майкоп", в списке администрации муниципального образования "Город Майкоп" числится за N 141.
Прокуратурой города Майкопа по обращению Мельниковой Н.В. проведена проверка исполнения законодательства, направленного на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе указанной проверки установлено, что до настоящего времени Мельникова Н.В. не обеспечена жилым помещением из специализированного жилищного фонда, что противоречит основным задачам и целям Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Указывая, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, прокурор обратился в суд с настоящими требованиями.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона N 159-ФЗ, Закона Республики Адыгея от 28 декабря 2012 года N 159 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года N 163 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения", Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Адыгея детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 17 июня 2013 года N 137, приняв во внимание, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия либо отсутствия надлежащего финансирования на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий; что Мельникова Н.В. до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований и об их удовлетворении.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением. Судом отклонены доводы апелляционной жалобы о том, что список предполагает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц жилыми помещениями.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Закон N 159-ФЗ который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с положениями статьи 8 Закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, установив, что Мельникова Н.В. нуждается в жилом помещении и была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, при этом сведения о наличии у Мельниковой Н.В. жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего ей на праве собственности, отсутствуют, суды первой и апелляционной инстанций пришли к мотивированному выводу об обоснованности заявленного прокурором иска.
Доводы кассационной жалобы повторяют позиции ответчика, изложенную в апелляционной жалобе, которые нашли подробную оценку в апелляционном определении и направлены на переоценку как доказательств, имеющихся в материалах дела, так и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит данные выводы судов основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.
Установленный законом субъекта РФ порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Следует учесть, что само по себе отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Суды нижестоящих инстанций при вынесении оспариваемых решений правильно определили нормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дали обстоятельный анализ позиции, на которой основывал прокурор свои требования в судах первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов, с которыми согласился кассационный суд, направлены на их переоценку, что не может служить основанием к отмене судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 ГПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 1 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи И.В. Комбарова
В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.