Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Песоцкого В.В, Харитонова А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бурнацева Марата Александровича к обществу с ограниченной ответственностью "УК Престиж" о признании незаконного акта о фактическом проживании, возврате переплаты по коммунальным платежам, штрафа, понуждении к производству перерасчета, по кассационной жалобе Бурнавцева Марата Александровича на решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 07 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 октября 2022 года, Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, судебная коллегия
установила:
Бурнацев М.А. обратился в суд с иском к ООО "УК Престиж" о признании незаконным акта о фактическом проживании от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, возврате переплаты по коммунальным платежам в размере "данные изъяты", штрафа в размере "данные изъяты", компенсации морального вреда в размере "данные изъяты", судебные расходы в размере "данные изъяты", понуждении к производству перерасчета по коммунальным платежам из расчета 1 человека.
Требования мотивированы тем, что истец с ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем "адрес" на основании договора социального найма. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с претензией о неверном исчислении коммунальных платежей. Так, управляющая компания начисляет коммунальные платежи (услуги ТКО) из количества трех человек, однако, согласно договору найма истец единственный проживающий в квартире, управляющая компания в ответе на претензию сообщила истцу, что был составлен акт о проживающих лицах, согласно которому в квартире проживают три человека, исходя из которых и начисляется плата на услуги. Перерасчет произведен за апрель 2021 года. Истец полагает, вышеуказанные действия ответчика неправомерными и нарушающими его права и законные интересы, в связи с этим, просит суд восстановить нарушенные права.
Решением Прикубанского районного суда города Краснодара от 07 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований Бурнавцеву М.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 октября 2022 года решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 07 декабря 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Бурнавцева М.А. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Бурнавцев М.А, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, ставит вопрос об отмене судебных постановлений. Указав, что суд не дал оценку тому, что наличие приборов учета электроэнергии и водоснабжения в квартире ответчиком не оспаривались, доказательств отсутствия приборов учета не представлено, в связи с чем, каких либо правовых оснований составлять акты проживания, у ответчика него не было. Обращает внимание, что акты о проживании составлены с нарушением требований действующего законодательства, в том числе отсутствуют доказательства отправки данных актов в уполномоченные органы в сфере миграции и собственнику квартиры.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия кассационного суда в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для отмены судебного постановления.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом кассационной инстанции при рассмотрении дела не установлено.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", находится в управлении ООО "УК "Престиж".
Нанимателем служебной квартиры N 220, расположенной в данном многоквартирном доме, является Бурнавцев М.А. на основании договора найма служебного жилого помещения N N от ДД.ММ.ГГГГ.
Жилое помещение предоставляется нанимателю без права регистрации по месту жительства. Срок предоставления жилого помещения установлен до ДД.ММ.ГГГГ. (п.п. 1.1, 1.2 договора найма служебного помещения).
Из акта о фактическом проживании от ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что в "адрес" по вышеуказанному адресу проживают: ФИО2; ФИО3 и ФИО4. Данный акт подписан администраторами ФИО14 и ФИО15, в том числе, непосредственно ФИО2, а также соседом из "адрес" - ФИО16
Из акта о фактическом проживании от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что в "адрес" по вышеуказанному адресу проживают: ФИО5, ФИО6, ФИО7. Данный акт подписан непосредственно ФИО5, а также комиссией администраторов.
Истцу, как нанимателю указанного жилого помещения, ответчиком был произведен перерасчет за коммунальные услуги, исходя из расчета четырех проживающих лиц в квартире.
Истец обратился к ответчику с претензией о нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги.
В ответе на претензию ответчик сообщил, что перерасчет будет выполнен только за апрель 2021 года, и в дальнейшем плата за коммунальные услуги будет производиться из количества одного человека.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями, истец, ссылается на то, что в квартире установлены приборы учета холодной, горячей воды, электроснабжения и газа. Однако, ответчик неверно исчисляет размер коммунальных платежей, исходя из количества проживающих лиц (три человека), несмотря на то, что по условиям договора найма истец является единственным проживающим в квартире. Акты о фактическом проживании составлены с нарушением требований действующего законодательства. По мнению истца, такие действия ответчика нарушают его права.
Возражая против исковых требований, ООО "УК "Престиж", что перерасчет за коммунальные услуги, исходя из расчета фактически проживающих лиц в квартире, поскольку согласно договору найма служебного помещения истец должен проживать один.
Разрешая спор по существу, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями руководствуясь статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пунктами 90 - 93 Правил, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из того, что ответчиком расчет коммунальных услуг произведен с учетом фактического количества лиц проживающих в квартире принадлежащей стороне истца, оснований для перерасчета не имеется, начисление за коммунальные услуги произведено в соответствии с предъявляемыми требованиями с учетом установленных обстоятельств. В процессе рассмотрения дела стороной истца указанные в актах от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства не опровергнуты, обстоятельства проживание в квартире указанного в акте числа лиц фактически проживающих в жилом помещении нашли свое подтверждение. Следовательно, при указанных обстоятельствах, перечисленные лица относятся к числу постоянно проживающих лиц в жилом помещении, и подлежит учету при определении размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по указанному адресу.
Суд апелляционной инстанции, проверив соответствие выводов суда материалам дела, правильность применения к правоотношениям сторон норм материального и процессуального права, пришел к верному выводу о законности состоявшегося по делу судебного постановления.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
В силу пунктов 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен Правила N 354, в соответствии с которыми размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по показаниям коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии по установленному тарифу по нормативу потребления.
На основании пункта 148(34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с этими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В пункте 148(35) Правил N 354 предусмотрено, что исполнителю предоставлено право, что в случае если он располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении для расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Названный акт составляется в порядке, определенном пунктом 56(1) этих Правил N 354.
Вопросы, связанные с начислением платы за коммунальные услуги при нахождении в жилом помещении временно проживающих потребителей, регламентируются пунктами 56 - 58 Правил N 354.
Пунктом 56 Правил N 354предоставления коммунальных услуг установлено, что если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем: а) ввода в эксплуатацию индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета горячей воды, холодной воды и (или) электрической энергии, предназначенного для учета потребления такого (таких) коммунальных ресурсов в жилом помещении, которым пользуются временно проживающие потребители; б) окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем (пункт 57 Правил N 354).
Таким образом, способ установления фактически проживающих лиц для начисления платы за коммунальные ресурсы прямо определен указанными Правилами.
Вместе с этим, в отношении коммунальной услуги "обращение с ТКО" отсутствует законодательно установленный механизм учета индивидуального потребления.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу, указав, что факт нахождения в жилом помещении временно проживающих потребителей может повлечь доначисление платы за коммунальные услуги в случае отсутствия приборов учета. При этом исполнитель коммунальных услуг вправе производить перерасчет на основании имеющихся в его распоряжении документальных данных, в том числе сведений о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства определяется как жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства, а место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в котором он проживает временно.
При этом понятие "регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства" подразумевает фиксацию в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания или жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания или жительства.
По смыслу приведенных положений в их системной взаимосвязи граждане РФ вправе выбирать место пребывания или место своего жительства в пределах РФ, и на них возложена обязанность регистрироваться по месту жительства или по месту пребывания. При этом регистрация является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или по месту пребывания.
Из содержания пунктов 56 - 58 Правил предоставления коммунальных услуг, регламентирующих вопросы начисления коммунальных услуг на лиц, временно проживающих в жилом помещении, не оборудованном приборами учета потребления коммунальных ресурсов, усматривается, что число постоянно или временно проживающих граждан в таком жилом помещении предполагается идентичным числу зарегистрированных граждан.
В том случае, когда эти числа не совпадают, Правила предусматривают 2 способа их определения: на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 Правил, и (или) на основании составленного уполномоченным органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 КоАП РФ (пункт 58 Правил).
Один из способов указан в пункте 56(1) Правил, согласно которому исполнитель, располагающий сведениями о временно проживающих в жилом помещении, не оборудованном приборами учета, потребителях, не зарегистрированных в этом помещении, вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, и направить его в органы внутренних дел для составления соответствующего протокола, на основании которого исполнителем производится перерасчет платы за потребленные услуги.
На основании данного пункта составление акта о количестве проживающих лиц в жилом помещении является правом ресурсоснабжающей организации.
Другой способ состоит в том, что в случае временного отсутствия потребителей, зарегистрированных в жилом помещении, собственник или другой постоянно проживающий потребитель, выполнивший свою обязанность уведомить исполнителя об изменении количества зарегистрированных граждан, вправе обратиться в установленном порядке к исполнителю с заявлением о перерасчете, приложив к нему документы, подтверждающие факт отсутствия потребителей.
Материалами дела подтвержден, факт проживания в жилом помещении - квартире в спорный период трех человек, не имеющих в указанном помещении регистрации, подтвержден материалами дела и не оспорен истцом, в связи с чем, ответчик обоснованно произведен перерасчет коммунальных услуг исходя из фактического количества проживания лиц в указанном жилом помещении. Доказательств обратного стороной истца не представлено.
С учетом изложенного, суды нижестоящих инстанций обосновано пришли к выводу, что ответчик прав истца не нарушал и действовал в соответствии с нормами действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что копии актов истцу не направлялись, не свидетельствуют о неправомерности составления актов, и не влекут отмену судебных постановлений. Ненаправление ответчиком копий актов в течение трех дней в органы внутренних дел нарушения, которое могло бы повлечь их недействительность, не составляет. В ранее действующей редакции правил такое направление было обусловлено тем обстоятельством, что количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определялось на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.15 КоАП РФ. В действующей на момент составления актов редакции Правил количество временно проживающих потребителей определяется на основании содержания самого акта. Направление копии акта в органы внутренних дел носит информативный характер и ненаправление акта в указанные органы оснований для признания его недействительным либо иных сомнений в его содержании не создает.
Доводы кассационной жалобы о том, что при наличии индивидуальных приборов учета, у ответчика не имелось оснований для начисления коммунальных услуг исходя из фактически проживающих лиц в указанном жилом помещении, не могут служить основанием к отмене судебный постановлений. Наличие индивидуальных приборов учета в указанном жилом помещении само по себе не свидетельствует об освобождении истца от оплаты коммунальных услуг, начисленных исходя из количества зарегистрированных лиц, поскольку истец проживал в жилом помещении без регистрации по месту жительства, Следовательно, коммунальные услуги не могли начисляться исходя из количества зарегистрированных лиц.
Доводы кассационной изложены подробно, однако сводятся преимущественно к описанию фактических обстоятельств дела, исходя из занятой участником процесса позиции, переоценке доказательств, в том числе связанных с фиксацией количества проживающих в спорной квартире и расчетом объема потребленных жилищно-коммунальных услуг, констатации положений законодательства и правоприменительной практики, несогласию с толкованием норм материального права, приведенным в мотивировочной части судебных актов, утверждениям о нарушении прав истца действиями ответчика. Правовых оснований для отмены постановленных по делу судебных актов доводы жалобы не содержат. Судами нижестоящих инстанций данные требования законодательства выполнены, юридически значимые обстоятельства установлены. Процессуальной компетенцией по установлению новых обстоятельств и переоценке доказательств суд кассационной инстанции не располагает.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и являются несостоятельными, поскольку все доказательства по делу были проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 07 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бурнавцева М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Комбарова
Судьи В.В. Песоцкий
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.