Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Песоцкого В.В, Харитонова А.С, с участием прокурора Пономаревой П.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Таганрога в интересах Файзулина Алексея Габитовича к администрации города Таганрога об обязании обеспечить инвалида-колясочника жильем вне очереди с учетом права на дополнительную площадь, по кассационной жалобе представителя администрации города Таганрога по доверенности ФИО1 на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 октября 2022 года, заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, выслушав заключение прокурора отдела Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономаревой Полины Геннадьевны, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор города Таганрога обратился в суд с иском в интересах Файзулина А.Г. к администрации города Таганрога об обязании обеспечить инвалида-колясочника жильем вне очереди с учетом права на дополнительную площадь.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой города Таганрога на основании обращения инвалида-колясочника 2 группы Файзулина А.Г. проведена проверка соблюдения администрацией г. Таганрога законодательства в части обеспечения жильем граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Установлено, что Файзулин А.Г. проживает в жилом "адрес" совместно с супругой ФИО10, где они зарегистрированы по месту жительства. "данные изъяты" долей ("данные изъяты" кв.м) принадлежат ФИО10 на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. "данные изъяты" долей ("данные изъяты" кв.м) принадлежат на праве собственности совладельцу без прямого родства. Собственником жилых помещений Файзулин А.Г. не является.
Постановлением администрации города Таганрога от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено заключение от ДД.ММ.ГГГГ N межведомственной комиссии, вынесенное в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", жилой "адрес" признан непригодным для проживания инвалида-колясочника Файзулина А.Г, рекомендовано не осуществлять дальнейшее использование жилого дома по назначению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Несмотря на указанные обстоятельства, администрацией города Таганрога не принято мер по включению Файзулина А.Г. в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Истец просил суд обязать администрацию города Таганрога включить Файзулина А.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Обязать администрацию города Таганрога предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в черте города Таганрога, по договору социального найма, во внеочередном порядке, общей площадью не менее 25 кв.м, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 15 июня 2022 года исковые требования прокурора города Таганрога в интересах Файзулина А.Г. удовлетворены.
Суд обязал администрацию города Таганрога включить Файзулина А.Г. в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Администрация города Таганрога обязана предоставить Файзулину А.Г. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в черте города Таганрога, по договору социального найма, во внеочередном порядке, общей площадью не менее 25 кв.м, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 октября 2022 года решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 15 июня 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Таганрога - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель администрации города Таганрога по доверенности ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда материалам дела, отсутствие оценки имеющимся в деле доказательствам.
Возражения относительно кассационной жалобы в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора о законности судебных актов, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не установлено.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Порядок постановки на учет и последующее предоставление гражданину жилого помещения по договору социального найма установлен Областным законом Ростовской области от 07 октября 2005 года N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области", в соответствии с частью 6 статьи 6 которого отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная общая площадь жилого помещения в размере не более 10 метров общей площади жилого помещения.
Решением Городской Думы города Таганрога от 29 сентября 2005 года N109 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения", установлена норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма - 25 кв.м на одного человека.
Файзулин А.Г. и ФИО10 зарегистрированы и проживают в жилом "адрес" в одной комнате площадью "данные изъяты" кв. м.
"данные изъяты" долей ("данные изъяты" кв.м) дома принадлежат ФИО10 на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты" долей ("данные изъяты" кв.м) принадлежат на праве собственности совладельцу без прямого родства. Собственником жилых помещений Файзулин А.Г. не является.
Постановлением администрации города Таганрога от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено заключение от ДД.ММ.ГГГГ N межведомственной комиссии, вынесенное в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".
Жилой "адрес" признан непригодным для проживания инвалида-колясочника Файзулина А.Г, рекомендовано не осуществлять дальнейшее использование жилого дома по назначению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации города Таганрога от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО10 составом семьи "данные изъяты" человека (она и супруг Файзулин А.Г.) признаны малоимущими, нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, приняты на учет в администрации города Таганрога в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очередности семьи в общем списке - "данные изъяты".
Согласно заключению врачебной комиссии МБУЗ "Городская поликлиника N" от ДД.ММ.ГГГГ Файзулин А.Г. является инвалидом-колясочником "данные изъяты" бессрочно, страдает хроническим заболеванием "данные изъяты", на которое распространяется пункт 9 перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N991н.
Решением Городской Думы г. Таганрога от 29 сентября 2005 года N 109 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" установлена норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма - 25 кв.м на одного человека.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, удовлетворяя исковые требования, суды, руководствуясь положениями частями 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" исходили из того, что истец проживает в жилом помещении, признанном непригодным для его проживания как инвалида на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, и пришел к верному выводу о том, что истец имеет право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения с учетом потребностей инвалида вне очереди на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что выводы суда противоречивы, и в силу наличия заболевания, не относящегося к перечню заболеваний, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, истец не имеет права на включение его в список в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не принимаются судом вышестоящей инстанции.
Реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления. При этом дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
Принятые по настоящему делу судебные постановления учитывают данную правовую позицию, которая предполагает, что орган местного самоуправления в связи с возложением на нее обязанности по предоставлению жилого помещения истцу сохраняет право на компенсацию связанных с этим расходов из соответствующего источника.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии допущенных нарушений норм материального и процессуального права со стороны судов первой и апелляционной инстанций.
Оснований для отмены принятого судебного акта применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 октября 2022 года -оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации города Таганрога по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Комбарова
Судьи В.В. Песоцкий
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.