Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Лопаткиной Н.А, Лозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе главы администрации г. Керчи Брусакова С.А. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 13 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 октября 2022 года по исковому заявлению заместителя прокурора г. Керчи Республики Крым, в интересах Моргуна Эльдара Исмаиловича к администрации города Керчи Республики Крым, третьи лица: Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации г. Керчи Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
установила:
прокурор города Керчи в интересах Моргуна Э.И. обратился в суд с иском к администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обосновании иска указано, что Моргун Э.И. является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения, решением Исполнительного комитета Керченского городского совета от 28.11.2008г. Моргун Э.И. включен в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, однако, обязательства по обеспечению истца жильем ответчиком не исполнены. Согласно информации Администрации города Керчи Республики Крым жилье Моргуну Э.И. будет предоставлено в порядке очередности. У Моргуна Э.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди по списку среди детей-сирот - 3. Однако, заместитель прокурора обращает внимание суда на то, что требования законодательства не ставят внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, тем более - от времени включения в список внеочередников. В законодательстве отсутствуют указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 13 июля 2022 года удовлетворены исковые требования заместителя прокурора города Керчи в интересах Моргуна Э.И. к администрации города Керчи Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым, Министерство образования и науки, молодежи и спорта Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение; возложена обязанность на администрацию города Керчи Республики Крым предоставить Моргуну Э.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма специализированного жилого помещения жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м, общей площади, благоустроенное применительно к условиями населенного пункта города Керчи Республики Крым, в котором предоставляется жилое помещение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 октября 2022 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава администрации г. Керчи Брусаков С.А. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, указывает, что судами допущено нарушение норм материального права. Указано, что в связи с недофинансированием со стороны исполнительного органа, на выполнение возложенных законодателем полномочий по приобретению и предоставлению вышеуказанной категории лиц благоустроенного жилья, за счет субвенций из бюджета Республики Крым, исполнение решение суда не предоставляется возможным.
На судебное заседание явились: прокурор Капитан-Дубровская Е.Н.
Другие участвующие в деле лица на судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле лица, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, Моргун Э.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения. Мать Моргун Э.И. - ФИО7 лишена родительски прав решением Керченского городского суда от 14 сентября июня 1993 года и не восстановлена в них. Сведения об отце в актовой записи о рождении Моргуна Эльдара Исмаиловича записан со слов матери.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Моргун Э.И. являлся воспитанником Керченской средней общеобразовательной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С января 1995 года Моргун Э.И. обучался в Корсуновской специальной школе Херсонской области.
ДД.ММ.ГГГГ Моргун Э.И. достиг 23-летнего возраста.
Постановлением администрации Керченского городского совета N 1224 от 28 ноября 2008 года в отношении Моргуна Э.И. был установлен статус ребенка, лишенного родительского попечения, он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Указанным решение ему было гарантировано предоставление жилого помещения.
В списке Моргун Э.И. состоит под номером 3.
С 2009 года Моргун Э.И. зарегистрирован проживающим по адресу - "адрес". Договор о заключении договора социального жилого найма, найма специализированного жилого помещения с Моргун Э.И. не заключался.
Из заявления Моргун Э.И. в адрес прокурора города Керчи следует, что общежитие, в котором Моргун Э.И. имеет место регистрации постоянного проживания непригодно для жилья, является аварийным, о чем он неоднократно ставил в известность администрацию города, однако ответа не получал.
В отношении Моргуна Э.И. в ЕГРИ сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на территории Республики Крым и Российской Федерации отсутствуют.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что в нарушение требований статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ответчиком истцу не предоставлено благоустроенное жилое помещение, в связи с чем, удовлетворил требования.
Указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций, с учетом, установленных по настоящему делу обстоятельств, являются правильными и отмене в пределах доводов кассационной жалобы не подлежат.
При этом судами обоснованно не приняты во внимание доводы администрации города Евпатория об отсутствии финансирования на цели предоставления жилого помещения за счет местного бюджета, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Так, согласно положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Закона Республику Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" предусмотрено, что в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или, членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 названного Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Согласно статье 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 (в редакции Закона от 29 декабря 2015 года N 193-3РК/2015), финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 пункта 3 статьи 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27 июля 2016 года N 359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом пункт 6 Порядка устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
Следовательно, процедура приобретения жилого помещения для предоставления его Моргуну Э.И. законодательно определена. Осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа и не должно влиять на реализацию гарантированного права на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Исходя из изложенного, судебная коллегия кассационного суда находит выводы судов нижестоящих инстанций правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении и (или) нарушении ими норм материального и (или) процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом обсуждения судов обеих инстанций, с которой суд кассационной инстанции соглашается, по существу изложенные заявителем жалобы обстоятельства направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 13 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации г. Керчи Брусакова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.