Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Жогина О.В, Макаровой Е.В, с участием прокурора Стрелковского С.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к Министерству финансов Краснодарского края, департаменту ветеринарии Краснодарского края, администрации образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об обязании произвести финансирование по кассационной жалобе представителя Министерства финансов Краснодарского края по доверенности ФИО7 на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения представителя ответчика Министерства финансов Краснодарского края по доверенности ФИО5, представителя ответчика департамента ветеринарии Краснодарского края по доверенности ФИО6, прокурора Стрелковского С.Н, судебная коллегия
установила:
и.о. прокурора г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением Министерству финансов Краснодарского края, Департаменту ветеринарии Краснодарского края, администрации образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об обязании произвести финансирование, в котором просил суд обязать Министерство финансов Краснодарского края произвести финансирование в объеме, соответствующем фактической потребности, в целях реализации полномочий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, в том числе для создания и обеспечения функционирования приюта для животных, на территории города Сочи; обязать Департамент ветеринарии Краснодарского края обеспечить предоставление за счет средств краевого бюджета субвенций бюджету города Сочи в объеме, соответствующем фактической потребности, в целях реализации полномочий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, в том числе для создания и обеспечения функционирования приюта для животных, на территории города Сочи; обязать администрацию города Сочи обеспечить создание и функционирование приюта для животных без владельцев, соответствующего требованиям порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 июня 2020 года N325, в соответствии с фактической потребностью.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 августа 2022 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал Министерство финансов. Краснодарского края произвести финансирование в объеме, соответствующем фактической потребности, предоставленной администрацией города Сочи, в целях реализации полномочий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории города Сочи. Обязал Департамент ветеринарии Краснодарского края обеспечить предоставление за счет средств краевого бюджета субвенций бюджету города Сочи в объеме, соответствующем фактической потребности, определенной администрацией города Сочи, в целях реализации полномочий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории города Сочи. Обязал администрацию города Сочи обеспечить создание и функционирование приюта для животных без владельцев, соответствующего требованиям Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 июня 2020 года N 325. Обязал администрацию города Сочи обеспечить реализацию государственных полномочий Краснодарского края в области обращения с животными, предусмотренными законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи освоение субвенций, предоставленных на указанные цели.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 ноября 2022 года решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 августа 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика Министерства финансов Краснодарского края по доверенности ФИО7 просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с тем, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что корректировка объема субвенции в связи с возникшей в течение текущего финансового года фактической потребностью противоречит положениям Закона Краснодарского края от 27 сентября 2012 года N 2584-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края и органов публичной власти федеральной территории "Сириус" государственными полномочиями Краснодарского края в области обращения с животными, предусмотренными законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных образований Краснодарского края и федеральной территории "Сириус". Создание приютов для животных и обеспечение их функционирования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации является правом, а не полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Создание приюта для содержания животных без владельцев за счет средств субвенции на реализацию государственных полномочий Краснодарского края в области обращения с животными противоречит положения федерального и краевого законодательства. Департамент ветеринарии Краснодарского края является главным распорядителем средств краевого бюджета.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явились представитель ответчика Министерства финансов Краснодарского края по доверенности ФИО5, представитель ответчика департамента ветеринарии Краснодарского края по доверенности ФИО6, прокурор Стрелковский С.Н.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения представителя ответчика Министерства финансов Краснодарского края по доверенности ФИО5, поддержавшего жалобу, представителя ответчика департамента ветеринарии Краснодарского края по доверенности ФИО6, возражавшей против удовлетворения жалобы, прокурора Стрелковского С.Н, высказавшего мнение о законности и обоснованности состоявшихся по делу судебных актов, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что между Департаментом ветеринарии Краснодарского края и администрацией города Сочи ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение N о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий в объеме "данные изъяты" (на отлов 151 животного). Муниципалитетом приняты меры к освоению указанных средств.
Размер, доведенных из бюджета Краснодарского края субвенций для обеспечения деятельности по обращению с животными без владельцев на территории города Сочи, не соответствует фактической потребности с учетом количества поступающих заявок на отлов животных.
В рамках финансирования из муниципального бюджета органом местного самоуправления заключен муниципальный контракт на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев на территории г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N с ИП ФИО9
В ходе реализации указанного муниципального контракта к настоящему времени сформировано 510 заявок на отлов 2 493 животных без владельцев. Фактически отловлено около 140 животных без владельцев.
Отловленные в рамках муниципального контракта животные содержатся в АНО "Центр защиты бездомных животных" на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО9 договора о совместной деятельности без финансовых расчетов.
Также животные, отлов которых произведен ИП ФИО9 в рамках возмездных договоров оказания услуг с хозяйствующими субъектами помещаются в АНО "Центр охраны окружающей среды и защиты животных "Возрождение".
АНО "Центр охраны окружающей среды и защиты животных "Возрождение" располагает 18 одиночными карантинными вольерами, 22 основными вольерами, рассчитанными на несколько животных, и 15 клетками блока стационара, расположенными на "адрес".
АНО "Центр охраны окружающей среды и защиты животных "Возрождение" располагает общими вольерами, рассчитанными на 30 собак, 3 карантинными зонами на 20 собак, которые расположены в поселке Лазаревское.
При этом свободных мест в приютах не имеется, что подтверждается информацией администрации города Сочи.
На территории города Сочи приюты, соответствующие вышеуказанным требованиям законодательства, отсутствуют.
Разрешая заявленные требования по существу и приходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Краснодарского края от 27 сентября 2012 года N 2584-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края и органов публичной власти федеральной территории "Сириус" государственными полномочиями Краснодарского края в области обращения с животными, предусмотренными законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных образований Краснодарского края и федеральной территории "Сириус", Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обоснованно исходил из того, что отсутствие приюта, вместимость которого отвечает фактической потребности, а также недостаточность финансирования делегированных муниципалитету отдельных государственных полномочий в рассматриваемой сфере оказывают негативное влияние на сложившуюся на территории города Сочи ситуацию с животными без владельцев, регулирование из численности и нарушает права неопределенного круга лиц, создавая угрозу безопасности их жизни и здоровья граждан.
Краснодарский краевой суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, признал выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права, нарушения норм процессуального права не были установлены.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов нижестоящих судов ошибочными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно.
На основании пункта 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи наделены полномочиями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
Законом Краснодарского края от 27 сентября 2012 года N 2584-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края и органов публичной власти федеральной территории "Сириус" государственными полномочиями Краснодарского края в области обращения с животными, предусмотренными законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных образований Краснодарского края и федеральной территории "Сириус" органам местного самоуправления переданы государственные полномочия Краснодарского края в области обращения с животными, предусмотренными законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных образований Краснодарского края. На муниципалитеты возложена обязанность осуществлять государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с данным Законом и другими нормативными правовыми актами Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о департаменте ветеринарии Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 26 февраля 2001 года N 129, названный орган осуществляет в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством, функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств, главного администратора доходов краевого бюджета; обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края предоставление субвенций из бюджета Краснодарского края органам местного самоуправления в Краснодарском крае, реализующим переданные государственные полномочия.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2013 года N 1073 установлено, что субвенции предоставляются бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на основании соглашений, заключенных между департаментом ветеринарии Краснодарского края, администрациями муниципальных образований.
В соответствии с Положением о министерстве финансов в Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 года N 746, министерство финансов Краснодарского края является исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, уполномоченным обеспечивать разработку и реализацию единой бюджетно-финансовой политики Краснодарского края, составление и организацию исполнения краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, осуществлять управление средствами краевого бюджета. Оно осуществляет возложенные на него функции во взаимодействии, в том числе, с органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.
Судами учтено, что главным распорядителем денежных средств, выделяемых для реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, является Департамент ветеринарии Краснодарского края, однако финансовое обеспечение указанных полномочий возложено на министерство финансов Краснодарского края, на что указано в кассационной жалобе.
В статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено, что деятельность по обращению с животными без владельцев включает в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные данным Федеральном законом.
Статья 18 Федерального закона N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет перечень мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, к котором относятся: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 данного Федерального закона; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которое не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Согласно Порядку организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Краснодарского края, утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 июня 2020 года N 325, поступившие в приют животные помещаются в манеж-приемную для проведения их осмотра специалистом в области ветеринарии. По результатам осмотра животные перемещаются в карантинное помещение на 10 дней. По истечении данного периода животные подлежат вакцинации против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных и направляются в стационар. Через 5 дней после вакцинации животные без владельцев, достигшие половозрелого возраста, подлежат стерилизации. Возврат животных на прежние места обитания осуществляется через 8 дней после стерилизации животных, после осмотра специалиста в области ветеринарии, по решению которого указанный срок может быть продлен.
По результатам анализа приведенных положений закона нижестоящие суды верно указали, что отловленное животное без владельца должно провести в приюте до момента возврата на прежнее место обитания не менее 23 дней. Учитывая такой длительный срок содержания животных без владельцев в приюте, для организации эффективного регулирования численности и массовой стерилизации безнадзорных животных необходимо наличие приютов для животных.
Ссылки подателя жалобы на порядок формирования субвенций, отсутствие обязанности по организации приютов для животных не могут рассматриваться как состоятельные, поскольку противоречат вышеуказанным нормам права.
В своей совокупности приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права. Изложение заявителем своего представления о фактической стороне дела и толкования закона не является основанием для отмены судебных актов.
Суды нижестоящих инстанций верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства финансов Краснодарского края по доверенности ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.