Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Жогина О.В, Макаровой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФКУ "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия о зачете времени работы пожарным в выслугу лет в уголовно-исполнительной системе по кассационным жалобам ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия и УФСИН России по Республике Калмыкия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 10 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения представителя ответчика УФСИН России по Республике Калмыкия по доверенности ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия" (далее - ФКУ ИК-2), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия (далее - УФСИН России по РК) о зачете времени работы пожарным в выслугу лет в уголовно-исполнительной системе.
Решением Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 14 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 августа 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 20 января 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 10 ноября 2022 года решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 14 октября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены. Включены в выслугу лет в уголовно-исполнительной системе следующие периоды работы ФИО1: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного по 4 разряду пожарной части N 8 Яшкульского района Республики Калмыкия; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного с оплатой по 5 разряду пожарной части N 8 Яшкульского района Республики Калмыкия; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного Управления по делам ГО и ЧС Яшкульского района Республики Калмыкия.
В кассационных жалобах ответчики просят отменить апелляционное определение, приводя аналогичные доводы о том, что истец являлся не государственным служащим, а работником, отношения с ним регулируются трудовым законодательством. С истцом ФИО1 в спорный период был заключен трудовой договор, истец работал в должности пожарного и не относился к категории государственного гражданского служащего правовой статус которых определен Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79 "О государственной гражданской службе РФ". Выводы суда об аналогичном статусе работников и сотрудников Государственной противопожарной службы, а также основаны на неправильном толковании норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился представитель ответчика УФСИН России по Республике Калмыкия по доверенности ФИО6
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец ФИО1 не явился. От представителя ФИО1 по доверенности ФИО7 поступили возражения на кассационную жалобу, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца и его представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения представителя ответчика УФСИН России по Республике Калмыкия по доверенности ФИО6, поддержавшего жалобы, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на работу пожарным 4 разряда пожарной части N 8 Яшкульского района Республики Калмыкия.
В связи с реорганизацией Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Республики Калмыкия на базе пожарной части N 8 Яшкульского района Республики Калмыкия ДД.ММ.ГГГГ создано государственное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Яшкульского района".
На основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена квалификация пожарного 3 класса с оплатой по 6 разряду.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен с занимаемой должности по собственному желанию.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец непрерывно проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в должностях рядового и начальствующего состава.
Согласно приказу УФСИН России по РК от ДД.ММ.ГГГГ N л/с ФИО1 уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Из расчета выслуги лет на пенсию, составленного ФКУ ИК-2 и согласованного с УФСИН России по РК, следует, что в выслугу лет истца не вошел период его работы в пожарной части N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа первого заместителя начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в спорный период времени ФИО1 работал в должности пожарного, сведений о присвоении ему специальных званий не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что правило о включении в выслугу лет для назначения пенсии периода работы на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы, распространяется только на лиц, которые на момент вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и в период его действия являлись сотрудниками или военнослужащими Государственной противопожарной службы, а поскольку период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ непосредственно не предшествовал назначению ФИО1 на должность рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
Верховный суд Республики Калмыкия при повторном апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признал выводы суда первой инстанции ошибочными, правомерно указав на то, что период работы истца пожарным в пожарной части N 8 Яшкульского района Республики Калмыкия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежал включению в выслугу лет при назначения ему пенсии как сотруднику органов исполнения наказаний, что также согласуется с пунктом 5 части 1 статьи 5 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ, поскольку служба в уголовно-исполнительной системе и служба в Государственной противопожарной службе является единой системой государственной службы в Российской Федерации.
Позиция кассатора об ошибочности выводов судебной коллегии апелляционного суда не основана на положениях норм материального и процессуального права, в связи с чем не может быть признана состоятельной.
Согласно разъяснений пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" в случае отмены постановления суда первой или апелляционной инстанции и направления дела на новое рассмотрение, указания суда кассационной инстанции о применении и толковании норм материального права и норм процессуального права являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (статья 379.6, часть 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ учел указания, содержащиеся в кассационном определении от 23 августа 2022 года.
Порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе на дату увольнения истца регламентирован Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее также - Федеральный закон N 197-ФЗ).
На основании части 1 статьи 38 Федерального закона N 197-ФЗ стаж службы (выслуга лет) исчисляется в порядке, установленном указанным Законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Согласно части 2 статьи 38 Федерального закона N 197-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются, в том числе: период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации (пункт 5).
В соответствии с подпунктом 1 части 4 статьи 38 Федерального закона N197-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее - Закон РФ N 4468-1) (в календарном или льготном исчислении).
Согласно пункту "а" статьи 13 Закона РФ N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
22 сентября 1993 года принято Постановление Правительства РФ N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Подпунктом 17 пункта 1 названного постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются:
время работы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах, пожарной охране Министерства внутренних дел), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, противопожарных и аварийно-спасательных служб, пожарной охраны).
Из буквального прочтения названной нормы усматривается, что обязательность требования относительно непосредственного предшествования работы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (МЧС РФ, МВД РФ) назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, распространяются на случаи включения в выслугу лет лицам рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, но не являются обязательными при расчете выслуги лет лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Иное противоречило бы требованиям специального закона - части 2 статьи 38 Федерального закона N 197-ФЗ, согласно пункту 5 которой в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются, в том числе: период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 части 4 статьи 38 Федерального закона N 197-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (в календарном или льготном исчислении).
Исходя из анализа приведенных правовых норм, в выслугу лет для назначения пенсии сотруднику органов исполнений наказаний должен быть засчитан период работы истца пожарным в пожарной части N 8 с 23 апреля 2001 года по 8 июня 2005 года, что согласуется также с пунктом 5 части 1 статьи 5 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", поскольку служба в уголовно-исполнительной системе и служба в Государственной противопожарной службе является единой системой государственной службы в Российской Федерации.
Доводы кассационных жалоб в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права. Изложение заявителями своего представления о фактической стороне дела и толкования закона не является основанием для отмены судебного акта.
Суд апелляционной инстанции верно определилпредмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 10 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия и УФСИН России по Республике Калмыкия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.