Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Лопаткиной Н.А, Лозовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации города Евпатории Республики Крым по доверенности ФИО7 на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 23 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 08 декабря 2022 года по исковому заявлению прокурора города Евпатории Республики Крым, заявленного в интересах Мазепиной Юлии Сергеевны, к администрации города Евпатории Республики Крым, третье лицо Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в суд с иском в интересах Мазепиной Ю.С, в котором просил обязать Администрацию города Евпатория Республики Крым предоставить Мазепиной Ю.С. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления не менее 25 кв. м. общей площади.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что Мазепина Ю.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением исполнительного комитета Евпаторийского городского совета N249/1 от 16.04.2007г. Мазепиной Ю.С. должны предоставить жилое помещение. Постановлением администрации г. Евпатории Республики Крым N 1081-п от 30.05.2022г. Мазепина Ю.С. включена в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья. Какое-либо недвижимое имущество на праве собственности у Мазепиной Ю.С. отсутствует, однако до настоящего времени она жильем не обеспечена, что является нарушением жилищных прав указанного лица.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 23 августа 2022 года иск прокурора, заявленный в интересах Мазепиной Ю.С, удовлетворен. На администрацию г. Евпатории Республики Крым возложена обязанность предоставить Мазепиной Ю.С, ДД.ММ.ГГГГ, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 25 кв.м. на территории городского округа Евпатория.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 08 декабря 2022 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, ввиду несоответствия выводов судов, содержащихся в них, фактическим обстоятельствам дела, ссылаются на нарушение норм материального и процессуального права, просит принять по делу новое решение, которым обязать ответчика предоставить сироте жилье в течение трех месяцев после поступления субвенций Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым.
Указывает, что в связи с недофинансированием со стороны исполнительного органа, на выполнение возложенных законодателем полномочий по приобретению и предоставлению благоустроенного жилья лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, за счет субвенций из бюджета Республики Крым, исполнение решение суда в установленные сроки не предоставляется возможным.
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В судебном заседании прокурор Солдатов С.А. полагал обжалуемые судебные постановления законными и обоснованными и не подлежащими отмене по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. В этой связи судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Выслушав мнение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений судебная коллегия не усматривает.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Мазепина Юлия Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р, является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения.
Родители несовершеннолетней - ФИО2, ФИО3 на основании решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. лишен родительских прав, с иском о восстановлении родительских прав не обращался.
ДД.ММ.ГГГГ мать несовершеннолетней Мазепиной Ю.С. - ФИО3 умерла.
Мазепина Ю.С. зарегистрирована, проживающей по адресу: "адрес" по месту проживания попечителя ФИО9 (бабушки), которой принадлежит жилье.
Из пояснений истца следует, что в названом доме отсутствуют условия для проживания, он имеет одну жилую комнату, проживающими зарегистрировано шесть человек.
Постановлением администрации города Евпатория Республики Крым N 1081-п от 30.05.2022г. Мазепина Ю.С. включена в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
ДД.ММ.ГГГГ Мазепина Ю.С. достигла 23-летнего возраста.
В отношении Мазепиной Ю.С. информация о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на территории Российской Федераций в ЕГРН отсутствует.
Сведений о том, что с Мазепиной Ю.С. администрация города Евпатория Республики Крым заключала договор социального найма жилого помещения, в материалах дела не имеется и указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
В Списке Мазепина Ю.С. состоит под номером N, право последней, на получение жилья специализированного жилищного фонда ответчиком не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 ГПК РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства дела, исходил из того, что Мазепина Ю.С. относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилье, которое до настоящего времени ей не предоставлено, в связи с чем, такая обязанность подлежит возложению на муниципальный орган.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом согласился и не усмотрел оснований для отмены либо изменения судебного решения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили юридически значимые обстоятельства, верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" (в редакции Закона от 29 декабря 2015 года N 193-3PK/2015).
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций о том, что Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержит перечень обстоятельств, установленных по настоящему делу, являющихся основанием возникновения права лиц названной категории, к которым относится ФИО10, на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Доводы ответчика об отсутствии бюджетного финансирования являются несостоятельными, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Крым от 18.12.2014 N 46-ЗРК/2014.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики Крым, список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Законом Республики Крым от 18.12.2014 г. N 46- ЗРК/2014 определены полномочия органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию Списка; установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилете помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся бет попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей; по осуществлению деятельности в частей работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети; оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Таким образом, федеральное законодательство, а также нормативно-правовые акты Республики Крым устанавливают обязанность муниципального органа по предоставлению детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставить жилье по договору специализированного найма, вне зависимости от наличия соответствующего финансирования и номера в списке.
Исходя из вышеуказанного, доводы кассационной жалобы о том, что в решение должно быть указано на какой-либо срок предоставления, а также зависимость от финансирования распорядительным органом являются несостоятельными.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика по делу и доводы апелляционной жалобы, противоречат судебным актам и материалам дела, основаны на ошибочном толковании действующих правовых норм, судами первой и апелляционной инстанций им с соблюдением требований ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не находит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 23 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 08 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу, представителя администрации города Евпатории Республики Крым по доверенности ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.