Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Песоцкого В.В, Харитонова А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гумир-Оглы Артура Андреевича к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, администрации муниципального образования Красноармейский район о признании права на обеспечение жилым помещением как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по кассационной жалобе Гумир-Оглы А.А. на решение Ленинского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 15 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05 декабря 2022 года, Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, судебная коллегия
установила:
Гумир-Оглы А.А. обратился в Ленинский районный суд города Краснодара Краснодарского края с иском к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, администрации муниципального образования Красноармейский район о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лица, относившегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшему 23 летнего возраста, не обратившемуся до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без до печения родителей.
Требования мотивированы тем, что он (истец), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус "ребенка, оставшегося без попечения родителей", поскольку решением Славянского городского народного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ его (истца) мать объявлена умершей, отец состоит на учете в психиатрическом кабинете, является инвалидом второй группы. На основании постановления главы администрации города Славянска - на - Кубани и Славянского района Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении него установлено опекунство ФИО7, какого - либо жилого помещения, пригодного для проживания, не имеется. Однако, обратившись с соответствующим заявлением к ответчику, ему отказано о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, со ссылкой на необходимость предоставления решения суда о признании права на обеспечение жилым помещения как лица относящегося к указанной категории лиц, в связи с чем, полагая свои права нарушенными, обратился в суд.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 11 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05 декабря 2022 года, в удовлетворении требований Гумир-Оглы А.А. - отказано.
В кассационной жалобе, истец просит отменить принятые по делу судебные акты с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, в том числе не верное определение юридически значимых обстоятельств по делу, отсутствие оценки уважительности причин пропуска срока для обращения при ненадлежащем исполнении обязанностей опекунов, недостоверность выводов относительно отсутствия доказательств, подтверждающих факт, что он относится к категории детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по доводам подробно изложенным письменно.
В письменных возражениях по доводам кассационной жалобы представитель ответчика Министерства труда и социального развития Краснодарского края настаивает на оставлении судебных актов без изменения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились, при этом информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы своевременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Указанному основополагающему принципу корреспондируют следующая из содержания части 2 статьи 12, части 2 статьи 56, статей 147 и 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность суда, не ограничиваясь доводами исковых требований и возражений сторон, предлагать им представить дополнительные доказательства в целях установления всех юридически значимых обстоятельств по делу.
В силу положений статей 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части судебных актов первой и апелляционной инстанций должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судами, доказательства на которых основаны выводы судов об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовались суды при принятии постановлений, мотивы по которым отклонены те или иные доказательства и не применены законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Перечисленные требования закона судами при разрешении настоящего социального спора не соблюдены.
Так, в соответствии со статьей 8 Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции на момент достижения истцом совершеннолетия и возраста 23 лет, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В соответствии с данными Правилами, лица, достигшие 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список. Обзорами практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденными Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, 23 декабря 2020 года разъяснено, что отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
При разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Гумир-Оглы А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ. Его мать решением Славянского городского народного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ объявлена умершей, отец состоит на учете в психиатрическом кабинете, является инвалидом второй группы.
На основании постановления главы администрации города Славянска - на - Кубани и Славянского района Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N опекуном назначена ФИО7
ДД.ММ.ГГГГ истец, по достижении 32 лет, обратился с заявлением к ответчику о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ истцу возвращено заявление со ссылкой на не выполнение требований статьи 7 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае", т.е. предоставлен не полный пакет документов, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Разрешая спор, районный суд, изучив собранные по делу доказательства, оценив доводы и возражения сторон, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований Гумир-Оглы А.А, поскольку гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социальная поддержка в виде обеспечения жильем, предоставляется в случае включения их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями до достижения ими 23 лет, истец на учете нуждающихся в жилом помещении не состоял, с заявлением по вопросу обеспечения его жильем до достижения 23 лет в уполномоченный орган не обращался, впервые обратился с заявлением, когда утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах препятствующих своевременно обратиться в уполномоченный орган, не представил.
С указанными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласился, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства, которым предусмотрен заявительный характер предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами районного суда, признала несостоятельным довод апелляционной жалобы Гумир-Оглы А.А. о ненадлежащем исполнении органами опеки и попечительства должностных обязанностей, что привело к нарушению его жилищных прав, указав, что до достижения возраста 23 лет попыток встать на учет для последующего предоставления ему жилого помещения он не предпринимал, доказательств незаконного отказа компетентного органа в постановке его на учет не представил, также не представил доказательств уважительности причин пропуска срока обращения, впервые с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обратился в возрасте 32 лет.
Однако приведенные суждения сделаны без учета вышеуказанных норм материального права, регулирующих правоотношения сторон, во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, возможность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением определяется действиями уполномоченных органов исполнительной власти, а факт того, что лицо указанной категории не обращалось с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье до 23 лет, не может являться безусловным основанием для отказа в обеспечении его жилым помещением по достижении указанного возраста.
Соответственно, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.
В приведенной ситуации суды обеих инстанций, разрешая по существу исковые требования Гумир-Оглы А.А, направленные на обеспечение его как лица, оставшегося без попечения родителей, жилым помещением, обязаны были принять исчерпывающие меры к установлению либо опровержению тех фактов, с которыми положения приведенных выше нормативных актов, уже введенных в действие по состоянию на дату разрешения спора, связывают возникновение у лица, достигшего возраста 23 лет, соответствующего права, однако в нарушение закона не сделали этого, в частности, не определили соответствующие юридически значимые обстоятельства и не распределили между сторонами бремя их доказывания.
Судом не установлена причинная связь между выполнением (не выполнением) обязанности уполномоченным органом, опекуном по реализации положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ своевременно, с целью соблюдения жилищных прав Гумир-Оглы А.А.
Кроме того, суды нижестоящих инстанций не дали надлежащей оценки приобщенным к материалам делам доказательствам принятия истцом мер для постановки на соответствующий учет, о чем свидетельствует ходатайство начальника отдела по вопросам семьи и детства АМО Красноармейского района от ДД.ММ.ГГГГ, справки управления по вопросам семьи и детства АМО Славянский район от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судами не приняты меры к выяснению указанных юридически значимых обстоятельств, не были установлены причины, препятствующие своевременному обращению истца по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а соответственно вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований является преждевременным.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что в настоящем деле имел место формальный подход судебных инстанций к рассмотрению спора, касающегося реализации права на жилище лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 ГПК РФ, и права Гумир-Оглы А.А. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Допущенные нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), суд кассационной инстанции находит необходимым отменить апелляционное определение с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05 декабря 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий: И.В. Комбарова
Судьи В.В. Песоцкий
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.