Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Песоцкого В.В, Харитонова А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Евпатории Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов Садиловой Анастасии Викторовны к администрации города Евпатории Республики Крым о предоставлении благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по кассационной жалобе представителя администрации города Евпатории Республики Крым по доверенности ФИО1 на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 06 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14 декабря 2022 года, Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, выслушав прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратурой Российской Федерации Солдатова С.А, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора города Евпатории Республики Крым обратился в суд в интересах Садиловой А.В. с исковым заявлением к администрации города Евпатории Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения Садиловой Анастасии Викторовне по норме предоставления не менее 25 кв.м, общей площади жилого помещения на территории городского округа Евпатория.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Евпатории Республики Крым на основании обращения Садиловой А.В. проведена проверка соблюдения законодательства о защите жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Садилова А.В. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на основании постановления администрации г. Евпатории Республики Крым от 30.01.2019 N95-п. Однако, до настоящего времени вопреки требованиям закона Садилова А.В. жильём не обеспечена.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 06 сентября 2022 года исковые требования заместителя прокурора г. Евпатории удовлетворены. На администрацию г. Евпатории Республики Крым возложена обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения Садиловой Анастасии Викторовне по норме предоставления не менее 25 кв.м, общей площади жилого помещения на территории городского округа Евпатория Республики Крым.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14 декабря 2022 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 06 cентября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации г. Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представителем администрации города Евпатории Республики Крым по доверенности ФИО1 поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель не согласен с выводами судов о том, что действующее законодательство не ставит исполнение возложенных на администрацию законодательством обязанностей по обеспечению жилыми помещениями детей сирот в зависимость от наличия у муниципального образования финансовых средств. Заявитель полагает, что на администрацию города Керчи невозможно возложить обязанность по предоставлению благоустроенного жилья без предоставления финансовых ресурсов, поскольку данные требования противоречат законодательству Российской Федерации. В связи с недофинансированием со стороны исполнительного органа на выполнение возложенных законодательством полномочий по приобретению и предоставлению указанной категории граждан благоустроенного жилья за счет субвенций бюджета Республики Крым, исполнение решения суда невозможно. Полагает, что судами неверно истолкованы содержание и смысл действующего законодательства, что привело, к неправильным выводам о возложении на ответчика обязанности по выполнению отдельных делегированных государственных полномочий и как следствие, к принятию неверных судебных актов.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
Иные лица, участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия кассационного суда в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для отмены судебного постановления.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом кассационной инстанции при рассмотрении дела не установлено.
Как следует из материалов дела, Садилова А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, относящимся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать ФИО8 лишена родительских прав.
Отец ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от 28 сентября 2017 года опекуном несовершеннолетней Садиловой А.В. назначена ФИО10
Постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от 30 января 2019 года N 95-п Садилова А.В. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, как ранее поставленный на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
В собственности недвижимого имущества у ФИО11 не имеется. Также отсутствует имущество по договору социального найма, что материалами дела не опровергается.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Садилова А.В. состоит в очереди по спискам детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения за N 108.
Прокурор полагает, что бездействие администрации города Евпатории Республики Крым в части непринятия мер по предоставлению Садиловой А.В. жилья нарушает гарантированные ей Конституцией Российской Федерации и иным законодательством Российской Федерации жилищные права. Ссылаясь на наличие у Садиловой А.В. права на получение жилого помещения, прокурор обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принимая во внимание, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий; Садиловой А.В. до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения с ней не заключен, чем нарушены ее жилищные права, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований и об их удовлетворении.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением, отметив, что предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется, так как они являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
При этом судами обоснованно не приняты во внимание доводы администрации города Евпатория об отсутствии финансирования на цели предоставления жилого помещения за счет местного бюджета, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 года N 1320-О - федеральный законодатель в Федеральном законе от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Наличие обстоятельств, перечисленных в статье 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ является основанием возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда. Нарушение данного права в силу статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для обращения в суд.
Поскольку Садилова А.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, у него возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, исковые требования прокурора в его интересах удовлетворены обоснованно.
При этом гарантированное законом право Садиловой А.В. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Указанная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 года N 85-В09-11, от 13 октября 2015 года N 20-КГПР15-11.
В частности в названных судебных актах констатируется, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). С момента обращения лица, имеющего право на внеочередное предоставление жилья, с заявлением о включении в списки на получение жилья, у ответчика возникает обязанность по предоставлению ему жилого помещения. Необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым".
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Согласно статье 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 (в редакции Закона от 29 декабря 2015 года N 193-3РК/2015), финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 пункта 3 статьи 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27 июля 2016 года N 359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом пункт 6 Порядка устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
Следовательно, процедура приобретения жилого помещения для предоставления его Садиловой А.В. законодательно определена. Осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа и не должно влиять на реализацию гарантированного права на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Принимая во внимание изложенное, именно администрация города Евпатории Республики Крым в рамках предоставленных ей полномочий обязана предоставить истцу, имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилое помещение для проживания.
Отсутствие в настоящее время финансирования администрации города Евпатории со стороны органа исполнительной власти Республики Крым не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении и (или) нарушении ими норм материального и (или) процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в апелляционной жалобе, которая нашла подробную оценку в апелляционном определении, и направлены на переоценку как доказательств, имеющихся в материалах дела, так и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебные постановления основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, полагает возможным согласиться с ними.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, в связи с чем позиция подателя жалобы не может повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 06 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации города Евпатории Республики Крым по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Комбарова
Судьи В.В.Песоцкий
А.С.Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.