Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Жогина О.В, Макаровой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования г. Новороссийск в интересах неопределенного круга лиц к АО "АТЭК" о признании незаконным бездействия по кассационной жалобе представителя истца администрации муниципального образования г. Новороссийск по доверенности ФИО5 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 8 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения представителя истца по доверенности ФИО6, представителей ответчика по доверенности ФИО7, ФИО8, судебная коллегия
установила:
администрация муниципального образования г. Новороссийск в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к АО "АТЭК", в котором просила признать незаконным бездействие АО "АТЭК" в части неисполнения приказа министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года N 103 "Об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду", распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 мая 2017 года N130-р "О подготовке жилищно-коммунального комплекса и объектов социальной сферы Краснодарского края к осенне-зимнему периоду", а также постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 11 июня 2021 года N3303 "О подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса и учреждений социальной сферы муниципального образования город Новороссийск к осенне-зимнему периоду 2021-2022 годов", обязать АО "АТЭК" к незамедлительному устранению нарушений, выявленных ДД.ММ.ГГГГ актом проверки N готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов.
Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 15 апреля 2022 года исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие АО "АТЭК" по исполнению приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года N 103 "Об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду", распоряжения Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 мая 2017 года N 130-р "О подготовке жилищно-коммунального комплекса и объектов социальной сферы Краснодарского края к осенне-зимнему периоду", а также постановления администрации Муниципального образования город Новороссийск от 11 июня 2021 года N 3303 "О подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса и учреждений социальной сферы Муниципального образования город Новороссийск к осенне-зимнему периоду 2021-2022 годов". На АО "АТЭК" возложена обязанность устранить нарушения, выявленные ДД.ММ.ГГГГ актом проверки N готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 8 ноября 2022 года решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 15 апреля 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель истца по доверенности ФИО5 просит отменить апелляционное определение, оставить без изменения решение суда первой инстанции, приводя в обоснование доводы искового заявления.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явились представитель истца по доверенности ФИО6, представители ответчика по доверенности ФИО7, ФИО8
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения представителя истца по доверенности ФИО6, поддержавшего жалобу, представителей ответчика по доверенности ФИО7, ФИО8, возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года N 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду, которое определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.
Глава II Правил устанавливает порядок проведения проверки, в соответствии с которым проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов. При проверке комиссиями проверяются требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, для потребителей тепловой энергии, для муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 2 Правил проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Пункт 5 Правил предусматривает, что проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Постановлением N 6100 от 4 октября 2021 года "О начале отопительного периода 2021-2022 годов в муниципальном образовании город Новороссийск" определено начать отопительный сезон с 7 октября 2021 года.
В рамках приказа министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года N 103 "Об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду", распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 марта 2017 года N 130-р "О подготовке жилищно-коммунального комплекса и объектов социальной сферы Краснодарского края к осенне-зимнему периоду" и на основании постановления администрации муниципального образования город Новороссийск с 11 июня 2021 года N 3303 "О подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса и учреждений социальной сферы муниципального образования город Новороссийск к осенне-зимнему периоду 2021-2022 годов" образована городская межведомственная комиссия по координации хода подготовки объектов жилищно-коммунального комплекса и учреждений социальной сферы муниципального образования город Новороссийск к работе в осенне-зимний период 2021-2022 годов.
Согласно пункту 5 правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года N 103, составлен график проведения проверок готовности к отопительному сезону 2021-2022 годов теплоснабжающих организаций.
Комиссией администрации составлен акт проверки готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов N от ДД.ММ.ГГГГ со следующими замечаниями: отсутствует соглашение об управлении системой теплоснабжения заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении; не предоставлены документы, подтверждающие готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения; не представлены документы, подтверждающие функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно: укомплектованность указанных служб персоналом (штатное расписание, табеля учета рабочего времени); обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения (договор о приобретении); не проведена наладка тепловых сетей; не предоставлена документация, подтверждающая обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи; соблюдение водно-химического режима; отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей; выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечение теплоснабжения; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей источников тепловой энергии; наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива; не организован контроль режима потребления тепловой энергии;
не организован коммерческий учет реализуемой тепловой энергии; не обеспечена проверка качества строительства тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, соответствии с Законом о теплоснабжении; документы, подтверждающие выполнение в установленные срок: предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданные уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органам государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления не представлены; отсутствуют документы, определяющие разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими теплосетевыми организациями.
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что к отопительному периоду филиал АО "АТЭК" не готов, срок устранения нарушений согласно акту был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, по данным на ДД.ММ.ГГГГ замечания не устранены.
Краснодарский краевой суд при апелляционной рассмотрении дела предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, признал выводы суда первой инстанции ошибочными, указав, что они сделаны без учета норм материального и процессуального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Судом апелляционной инстанции учтено, что согласно пункту 13 Правил в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций следующие условия: наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении; готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения; соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами; наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии; функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно укомплектованность указанных служб персоналом; обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения; проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей; организация контроля режимов потребления тепловой энергии; обеспечение качества теплоносителей; организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии; обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии Законом о теплоснабжении; обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи; соблюдение водно-химического режима; отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности
тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей; наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления; проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей; выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии; наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива; наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями; отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления; работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.
В соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду. При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний. О готовности к отопительному периоду составляется паспорт по рекомендуемому образцу, который выдается уполномоченным органом. Организация, не получившая по объектам проверки паспорт, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных замечаний.
Судом апелляционной инстанции принят во внимание акт проверки готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов N от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено 9 нарушений.
Ответчиком приняты меры подготовки к отопительному сезону. ДД.ММ.ГГГГ проведена повторная проверка. Согласно перечню замечаний к акту проверки N, замечаний 4, 3 из которых касаются АО "АТЭК", 1 пункт - администрации муниципального образования г. Новороссийск. Указанные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ замечания также устранены ответчиком путем заключения договора N со специализированной организацией ООО "Строй Эксперт", имеющей лицензию N N от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Предметом договора является оказание услуг по проведению экспертиз промышленной безопасности и техническое диагностирование строительных конструкций зданий котельных и дымовых труб. Данный договор исполнен, экспертизы промышленной безопасности направлены в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. В целях исполнения требований о наличии соглашения об управлении системой теплоснабжения между теплоснабжающей организацией и теплосетевой (подпункт 1 пункта 13 Правил), данное соглашение заключено АО "АТЭК" с ООО "Прибой".
Принимая по делу новое решение, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно статье 20 которой проверке готовности к отопительному периоду подлежат муниципальные образования, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации. Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку АО "АТЭК" устранило выявленные замечания, факт бездействия не подтверждается материалами дела. Отопительный сезон 2021-2022 года на момент предъявления иска уже завершен. Сведений о нарушениях со стороны ответчика в указанный период, аварийных ситуациях, нарушениях графика тепловых нагрузок, поддержания температурного графика, соблюдения критериев надежности теплоснабжения и т.п. не имеется. В настоящее время начат новый отопительный сезон 2022-2023 годов, должна быть проведена новая проверка, выявляться и устраняться нарушения текущего отопительного сезона.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Вопреки требованиям данных статей, как верно отмечено в апелляционном определении, истцом не представлено и в материалах дела не содержится достоверных доказательств, подтверждающих наличие выявленных администрацией муниципального образования г. Новороссийск нарушений со стороны АО "АТЭК", подтверждающих факт неготовности общества к отопительному периоду; указанные в акте проверки готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов нарушения устранены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции положений закона, а сводятся к несогласию заявителя с выводами суда апелляционной инстанции, изложению своего представления о фактической стороне дела и толкования закона, что поводом для кассационного вмешательства не является.
Суд апелляционной инстанции верно определилпредмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 8 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования г. Новороссийск по доверенности ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.