Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Виноградовой О.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области, Министерства внутренних дел Российской Федерации, поданную 12 апреля 2023 года, кассационную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Барабинский" на решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 16 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 17 января 2023 года
по административному делу N 2-407/2022 по административному иску Барабинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Барабинский", Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области о возложении обязанности привести в соответствие с требованиями законодательства изолятор временного содержания, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области, Министерства внутренних дел Российской Федерации- Бочарникова Е.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения прокурора Рубана А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Барабинский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Барабинский" (далее - МО МВД России "Барабинский"), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области (далее - ГУ МВД России по Новосибирской области) об обязании: оборудовать комнату для свиданий в изоляторе временного содержания МО МВД России "Барабинский" в соответствии с требованиями пунктов 139, 140 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, пункта 17.32 СП 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России, введенной в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 года N 1-95, одобренной письмом Минстроя России от 16 мая 1995 годаN 4-13/16; оборудовать камеры для административно арестованных санитарными узлами в изоляторе временного содержания МО МВД России "Барабинский", а именно подводом горячей воды к умывальникам в соответствии с требованиями пункта 47.3 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России от 10 февраля 2014 года N 83, пункта 17.16 СП 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России, введенной в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 года N 1-95, одобренной письмом Минстроя России от 16 мая 1995 года N 4-13/16; оснастить камеры изолятора временного содержания МО МВД России "Барабинский" шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания в соответствии с Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденными Приказом МВД России от 10.02.2014 N 83, ссылаясь на выявленные нарушения в результате проведенной проверки соблюдения МО МВД России "Барабинский"
законодательства, регулирующего порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, а также содержания лиц, которые в соответствии с КоАП РФ отбывают административное наказание в виде административного ареста.
Решением Барабинского районного суда Новосибирской области от 16 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 17 января 2023 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах кассаторы ставят вопрос об отмене решения Барабинского районного суда Новосибирской области от 16 мая 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 17 января 2023 года, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы ГУ МВД России по Новосибирской области, МВД России указывает, что ГУ МВД России по Новосибирской области является ненадлежащим ответчиком по делу, судами не учтено, что ГУ МВД России по Новосибирской области является бюджетным учреждением и получает денежные средства из федерального бюджета через главного распорядителя бюджетных средств МВД России согласно заявленных лимитов. Выражает несогласие с выводами судов по существу заявленного иска. Указывает, что при вынесении решения суд не учел принятый отказ прокурора от части требований.
В обоснование своей жалобы МО МВД России "Барабинский" также указывает, что судами не принят во внимание год ввода в эксплуатацию ИВС и требования, предусмотренные проектом.
На кассационные жалобы представлены возражения прокуратуры Новосибирской области.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался положениями статей 4, 7, 13, 15, 18, 24 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее -Федеральный закон N103-ФЗ), статьи 3 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пунктов 45, 139 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, а также Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России от 100.02.2014 N 83, Положения о МВД России, утвержденное Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699, Положение о МО МВД России "Барабинский", утвержденного приказом ГУ МВД России по Новосибирской области от 17.10.2017 N 686, пришел к выводу о том, что заявленные в административном иске нарушения условий содержания в изоляторе временно содержания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также для лиц, подвергнутых административному аресту, доказаны материалами дела, а лицами, обязанными по устранению этих нарушений, являются административные ответчики.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы.
Согласно статье 7 Федерального закона N103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
На основании статьи 3 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" места отбывания административного ареста предназначены для содержания в них лиц, подвергнутых административному аресту, в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Местами отбывания административного ареста являются подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно пунктам 47.2, 47.3 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД России от 10.02.2014 N 83 помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются: шкафом для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях. Санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности) и умывальником с подводкой холодной и горячей воды.
Также согласно пункту 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950 (далее- Правила от 22.11.2005 N 950) камеры ИВС оборудуются шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов.
В соответствии с пунктами 139, 140 Правил от 22 ноября 2005 г. N 950 свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, в том числе отсутствие в ИВС оборудованной комнаты для свиданий подозреваемых и обвиняемых, а также ненадлежащее оборудование камер, предназначенных для лиц, отбывающих административный арест в части умывальников с подводкой горячей воды и шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания, что свидетельствует о допущенных нарушениях условий содержания названной категории лиц, выводы судов в части наличия оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований являются обоснованными.
Доводы кассационных жалоб об отсутствии обязанности устранять указанные прокурором нарушения с учетом года ввода ИВС в эксплуатацию и соответствия требованиям проекта, добровольного характера применения СП 12-95 основаны на неверном толковании норм права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Доводы ГУ МВД России по Новосибирской области о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана правовая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из положений статьи 6, части 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699, пунктов 3, 5 подпункта 52 пункта 13, подпункта 30 пункта 19, пункта 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699, Положения о МО МВД России "Барабинский", утвержденного приказом ГУ МВД России по Новосибирской области от 17.10.2017 N 680, пришел к выводу о том, что возложение обязанности по совершению действий, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания в ИВС МО МВД России "Барабинский" на указанный орган и на Управление МВД России по Новосибирской области основано на законе.
Также не нашли своего подтверждения и доводы административных ответчиков в части вынесения судом первой инстанции решения суда об удовлетворении требований прокурора, в отношении которых был заявлен отказ от иска и принято определение о прекращении производства по делу.
При подаче административного искового заявления прокурором было заявлено требование об оборудовании камеры для административно арестованных санитарными узлами в изоляторе временного содержания МО МВД России "Барабинский" умывальниками с подводом горячей воды и санитарными узлами с подводкой холодной воды в соответствии с требованиями пункта 47.3 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России от 10 февраля 2014 года N 83, пункта 17.16 СП 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России, введенной в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 года N 1-95, одобренной письмом Минстроя России от 16 мая 1995 года N 4-13/16.
В ходе судебного разбирательства, в связи с добровольным удовлетворением требований, прокурором был заявлен отказ от исковых требований в части обязания ответчиков оборудовать камеры в изоляторе временного содержания МО МВД России "Барабинский" умывальниками с подводкой холодной воды в соответствии с требованиями пункта 47.3 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России от 10 февраля 2014 года N 83, пункта 17.16 СП 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России, введенной в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 года N 1-95, одобренной письмом Минстроя России от 16 мая 1995 года N 4-13/16.
Определением Барабинского районного суда от 16 мая 2022 принят отказ и прекращено производство по делу именно в части требования об обязании оборудовать камеры в изоляторе временного содержания МО МВД России "Барабинский" умывальниками с подводкой холодной воды в соответствии с требованиями.
Как следует из содержания решения Барабинского районного суда от 16 мая 2022 года требования прокурора удовлетворены в части обязания оборудовать камеры для административно арестованных санитарными узлами в изоляторе временного содержания МО МВД России "Барабинский", а именно подводом горячей воды к умывальникам.
Доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актов выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 16 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 17 января 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.