Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Виноградовой О.В, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Юрченко Андрея Николаевича, поданную 20 марта 2023 года, на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 18 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 27 сентября 2022 года
по административному делу N 2а-2371/2022 по административному исковому заявлению Юрченко Андрея Николаевича к Совету депутатов Новосибирского района Новосибирской области о признании недействительным решения N 2 пятнадцатой сессии Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, пояснения представителя кассатора Немчиновой С.С, просившей удовлетворить кассационную жалобу, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Юрченко А.Н. (далее-истец, кассатор) в установленный законом срок обратился в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Совету депутатов Новосибирского района Новосибирской области, в котором просит признать незаконным решение N 2 пятнадцатой сессии Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области от 24.02.2022; восстановить Юрченко А.Н. в качестве депутата Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области с 24.02.2022.
Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 18 апреля 2022 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 27 сентября 2022 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) в удовлетворении иска отказано.
Кассатор просит отменить судебные акты, указывая, что при определении санкции не учтены характер нарушения, если его считать таковым, а также иные факторы, что может служить (по аналогии права) малозначительным для лишения права занимать избираемую должность.
Кассатор настаивает на том, что подобное нарушение, отсутствующее в действительности является столь малозначительным, чтобы не совершать решений по прекращению полномочий лица, избранного в рамках голосования гражданами, отсутствует умысел, злонамеренность, так как имеется указание о данных суммах в ином разделе документа (если принять за верный документ, на который ссылается административный ответчик), а также имеется верный документ (если обратить внимание на нотариальный протокол осмотра), суд принял во внимание пояснения ответчика об отсутствии "иных справок", тогда как процесс носит состязательный характер, и сами по себе пояснения стороны не опровергают сведения, изложенные в нотариальном протоколе осмотра.
Приводя нормы, регулирующие спорные правоотношения, кассатор настаивает на том, что они не свидетельствует о наличии возможности произвольного применения санкции за несоблюдение установленных запретов, решение о применении к депутатам мер ответственности за неисполнение ими обязанности по представлению сведений о доходах должно приниматься на основе общих принципов юридической ответственности, таких как справедливость, соразмерность, пропорциональность и неотвратимость.
Кассатор указывает, что такое решение должно приниматься с учетом характера совершенного коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, а также с учетом особенностей личности правонарушителя, предшествующих результатов исполнения им своих должностных обязанностей (полномочий), соблюдения им других ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
По мнению кассатора, в рассматриваемом деле имеет место нарушение всей формы и процедуры проверки, предусмотренной специальным законодательством.
Кассатор указывает, что основанием для возможного применения мер ответственности, не связанных с досрочным прекращением полномочий указанных должностных лиц, является признание искажения представленных ими сведений несущественным, данные нормы применяются в аналогичных делах, чего не было сделано в рассматриваемом споре.
В судебном заседании представитель кассатора настаивал на удовлетворении кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами не допущены.
Судом первой инстанции установлено, что Юрченко А.Н. по результатам выборов, состоявшихся 13.09.2020, избран депутатом Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области от Новосибирского местного отделения Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по единому избирательному округу. (том 1 л.д.15-18)
26.04.2021 Юрченко А.Н, в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии коррупции", Закона Новосибирской области от 10.11.2017 N 216-ОЗ, представлены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год, в том числе сведения о своих доходах и доходах супруги.
Указанные справки содержатся в материалах проверки прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области, Отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений, содержат подпись Юрченко А.Н, подтверждающую достоверности и полноту представленных сведений, а также подпись лица, принявшего справку- Поповой М.С.
Подпись Юрченко А.Н. в представленных справках представителем административного истца не оспаривалась, ходатайств о назначении почерковедческой экспертизы не заявлялось.
Суд первой инстанции посчитал, что принадлежность подвергнувшихся проверке справок о доходах Юрченко А.Н. и его супруги за 2020 год административному истцу суд считает установленной, иные справки, в том числе уточняющие, в материалах проверки отсутствуют.
Из пояснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что Юрченко А.Н. справка о доходах подавалась единожды, уточняющая справка не предоставлялась.
На основании распоряжения Губернатора Новосибирской области от 20.09.2021 N 589-рк ДСП "Об осуществлении проверки" была назначена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Юрченко А.Н, депутатом Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области за 2020 год. (материалы проверки, приобщенные к делу)
На основании этого распоряжения отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений департамента организации управления и государственной гражданской службы администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области осуществлена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных Юрченко А.Н.
По результатам проверки подготовлена Информация (материалы проверки л.д.304), в которой указано на выявление неполноты представленных сведений о доходах, которые выразились, в том числе (сведения, которые явились основанием для наложения взыскания), в следующем:
В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее справка о доходах) Юрченко А.Н. неполнота в виде:
- в разделе 1 - дохода в виде сумм денежных средств, поступивших на счет в ПАО "Сбербанк", открытый 29.07.2016 на имя Юрченко А.Н, в общей сумме 850 419, 19 руб, перечисленных, как следует из его пояснений, от родственников и третьих лиц на невозвратной основе, которые подлежали отражению в строке 6 данного раздела в соответствии с подпунктом 31 пункта 60 Методических рекомендаций по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2021 году (за отчетный 2020 год), разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с пунктом 25 Указа президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", что повлекло занижение дохода Юрченко А.Н. за 2020 год на указанную общую сумму;
-в разделе 4 -сведений о двух счетах, открытых в Банке ВТБ 08.10.2014 и 17.07.2014, и одном счете, открытом в АО "Банк Акцепт" 27.10.2020, не закрытых на отчетную дату, остаток по которым составлял 0 руб, движение денежных средств в отчетном периоде по которым не осуществлялось;
В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее справка о доходах) супруги Юрченко А.Н. неполнота в виде:
- в разделе 1 - дохода в виде сумм денежных средств, поступивших на ее счета, открытые в ПАО "Сбербанк" 30.11.2016 (закрыт ДД.ММ.ГГГГ)- 63 250, 0 руб, 29.01.2020 (не закрыт на отчетную дату)- 436 721, 02 руб, в АО "Тинькофф Банк" 29.07.2020- 202 855, 93 руб, в общей сумме 702 826, 95 руб, перечисленных, как следует из пояснений Юрченко А.Н, от родственников и третьих лиц на невозвратной основе, которые подлежали отражению в строке 6 данного раздела в соответствии с подпунктом 31 пункта 60 Методических рекомендаций Минтруда РФ;
-суммы денежных средств, начисленных по счету супруги, открытому ДД.ММ.ГГГГ в АО "Тинькофф Банк", в размере 526, 21 руб, которая подлежала отражению в строке 4 раздела 1 справки о доходах супруги за 2020 год в соответствии с пунктом 51 Методических рекомендаций Минтруда РФ;
-сумм денежных средств, полученных супругой в качестве социальных пособий (в общей сумме 20 000 руб.), которые подлежали отражению в строке 6 раздела 1 в соответствии с пунктом 61 Методических рекомендаций Минтруда РФ, что в совокупности привело к занижению дохода супруги за 2020 год на общую сумму 723 353, 16 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в справках о доходах Юрченко А.Н. за 2020 год не указан доход, полученный им и его супругой в общей сумме 1 573 772, 35 руб. Также указано, что допущенные Юрченко А.Н. нарушения, не могут быть квалифицированы как несущественный или малозначительный проступок.
Представленными суду справками о доходах Юрченко А.Н. и его супруги подтверждается отсутствие в разделе 1 "Сведения о доходах" указанных сумм.
В ходе проверки Юрченко А.Н. отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений было предложено представить объяснения, в том числе, по оспариваемым выявленным фактам неполноты сведений. В своих объяснениях Юрченко А.Н. указал, что доходы семьи получали в 2020 году безвозмездными пожертвованиями от родственников и друзей, в том числе от отца ФИО13 "данные изъяты" на регулярной основе. Не отражал их как доход, так как считал, что он является пожертвованием и не подлежит отражению. (материалы проверки л.д.70, 74)
При рассмотрении административного иска представителем Юрченко А.Н. представлены две копии договора дарения денежных средств. Договор дарения денежных средств Юрченко А.Н. от 01.01.2020 на сумму 1 000 000 руб. и договор дарения денежных средств Юрченко А.Д. от 09.06.2020 на сумму 500 000 руб.
Оценивая доводы истца о том, что 20.04.2022 им была представлена в Совет депутатов Новосибирского района иная справка о своих доходах и доходах своей супруги, отраженная в протоколе нотариального осмотра нотариусом Папилиным И.В. сайта Юрченко А.Н, не подтверждены иными доказательствами, которые бы свидетельствовали о получении Советом депутатов Новосибирского района такой справки суд первой инстанции установилследующие обстоятельства.
Так из протокола осмотра сайта Юрченко А.Н. следует, что на странице содержится письмо с темой "справки Юрченко А.Н", отправленное адресату "данные изъяты" в 17:11 часов 20.04.2021. (том 2 л.д. 1-2)
Из письма Совета депутатов Новосибирского района от 04.04.2022 N 58 следует, что в почтовом ящике Совета депутатов хранятся входящие сообщения (электронные письма) за период с 23.09.2021 по настоящее время. Поэтому, Совет депутатов обратился к министру цифрового развития и связи Новосибирской области о восстановлении всех входящих сообщений (электронных писем) вместе с приложениями к ним на почтовом ящике "данные изъяты" за 20.04.2021 (полные сутки), либо в иной форме предоставить доступ к указанным сведениям.
Согласно ответу Минцифра НСО от 15.04.2022, проведенная экспертиза показала, что в почтовом ящике ЕСЭП sovdepnr@nso.ru отсутствуют входящие электронные сообщения на указанную дату. В имеющихся резервных копиях ЕСЭП запрашиваемая информация также отсутствует.
Исследовав названные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Юрченко А.Н, в бремя доказывания которого входило доказывание представления Совету депутатов полных и достоверных сведений о своих доходах и доходах супруги, не представлено соответствующих доказательств. Имеющиеся в материалах проверки справки, не оспоренные и не опровергнутые административным истцом, не содержат оспариваемой информации о доходах Юрченко А.Н. и его супруги в разделе 1 "Сведения о доходах".
Суд первой инстанции установил, что решением Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области N 2 от 24.02.2022 принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области Юрченко А.Н. с 24.02.2022, кворум для принятия решения имелся.
Решение принято и рассмотрено в соответствии с Уставом муниципального образования и Регламентом представительного органа местного самоуправления, статьей 24 Регламента Совета депутатов Новосибирского района предусмотрено, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законодательством в сфере противодействия коррупции и иными федеральными законами.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение об ответственности депутата Юрченко А.Н. за предоставление недостоверных, неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, принято с учетом характера совершенного нарушения, мера ответственности применена соразмерно допущенному нарушению и в соответствии с законом, в пределах компетенции Совета депутатов.
Суд первой инстанции не установилоснований полагать, что оспариваемое решение принято без учета характера совершенного правонарушения, его тяжести, без анализа обстоятельств, связанных с неисполнением Юрченко А.Н. обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, по делу не установлено.
Апелляционная инстанция выводы суда первой инстанции поддержала.
Выводы судов являются правильными.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепляет обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такие сведения представляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 вышеуказанного Федерального закона "О противодействии коррупции" критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.
Непредставление, представление не в полном объеме, искажение указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 вышеприведенного Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ лица, замещающие муниципальную должность, включая депутата органа местного самоуправления, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Согласно приведенному законоположению полномочия депутата органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно частям 7.2 и 7.3 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
При выявлении в результате названной проверки фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления (часть 11 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Законом Новосибирской области от 10.11.2017 N 216-ОЗ "Об отдельных вопросах, связанных с соблюдением законодательства о противодействии коррупции гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, а также лицами, замещающими должность главы местной администрации по контракту, муниципальные должности, и о внесении изменений в Закон Новосибирской области "О муниципальной службе в Новосибирской области" определен, в том числе:
- порядок представления лицами, замещающими муниципальную должность, если иное не установлено федеральным законом, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супругов) и несовершеннолетних детей;
- порядок осуществления проверок достоверности и полноты сведений, представленных указанными лицами;
-порядок принятия решения о применении к депутату, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, мер ответственности, предусмотренных частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен.
Согласно положениям ч.2 ст.2 Закона Новосибирской области от 10.11.2017 N 216-ОЗ лицо, замещающее муниципальную должность, представляет ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, если иное не установлено федеральным законом (за исключением случаев, указанных в части 3 и абзаце втором части 4 настоящей статьи):
1) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание (вознаграждение), пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
2) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются лицом,... замещающим муниципальную должность, в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Согласно положениям абз.2 ч.1 ст.3 Закона Новосибирской области от 10.11.2017 N 216-ОЗ "Об отдельных вопросах, связанных с соблюдением законодательства о противодействии коррупции гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, а также лицами, замещающими должность главы местной администрации по контракту, муниципальные должности, и о внесении изменений в Закон Новосибирской области "О муниципальной службе в Новосибирской области" проверка достоверности и полноты сведений, представленных в соответствии с частью 2 ст.2 настоящего Закона лицом, замещающим муниципальную должность, осуществляется за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду.
В соответствии требованиям ч.2, ч.3 ст. 3 Закона Новосибирской области от 10.11.2017 N 216-ОЗ решение об осуществлении проверки достоверности и полноты сведений, представленных в соответствии с настоящим Законом (далее - проверка), принимается Губернатором Новосибирской области отдельно в отношении каждого лица, замещающего муниципальную должность, и оформляется в письменной форме.
Проверка осуществляется органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении.
В соответствии с требованиями ст.7 Закона Новосибирской области от 10.11.2017 N 216-ОЗ по результатам проверки руководитель органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем ее окончания, представляет Губернатору Новосибирской области письменный доклад о результатах проверки, содержащий один из следующих выводов:
1) о достоверности и полноте представленных в соответствии со статьями 1 и 2 настоящего Закона сведений;
2) о недостоверности или неполноте представленных в соответствии со статьями 1 и 2 настоящего Закона сведений.
В письменный доклад о результатах проверки включаются выводы о выявленных в результате проверки фактах несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В соответствии с требованиями ч.4 ст. 8 Закона Новосибирской области от 10.11.2017 N 216-ОЗ информация о результатах, полученных в ходе осуществления проверки, с письменного согласия Губернатора Новосибирской области с одновременным уведомлением об этом лица, в отношении которого осуществлялась проверка, направляется органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органы местного самоуправления муниципальных образований, которые предоставили информацию, явившуюся основанием для осуществления проверки, с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне и о защите персональных данных.
Порядок информирования о результатах проверки, применения мер ответственности, также определен ст.8.1 Закона Новосибирской области от 10.11.2017 N 216-ОЗ, который зависит от признания искажения сведений существенными или несущественными.
В частности, согласно ч.1 ст.8.1 указанного Закона, если искажение сведений является несущественным, органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений осуществляется подготовка письменной информации о недостоверности или неполноте представленных депутатом, в соответствии с настоящим Законом сведений, искажение которых является несущественным.
Информация, указанная в части 1 настоящей статьи, в течение 30 дней со дня рассмотрения Губернатором Новосибирской области письменного доклада о результатах проверки либо письменного доклада о результатах осуществления контроля за расходами направляется Губернатором Новосибирской области в представительный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования Новосибирской области для рассмотрения и применения мер ответственности в течение шести месяцев со дня ее поступления в указанный представительный орган местного самоуправления, не считая периода временной нетрудоспособности, периода пребывания в отпуске депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в отношении которого представлена информация.
При рассмотрении вопроса о применении меры ответственности из числа мер ответственности, предусмотренных частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", депутату должна быть обеспечена возможность дачи объяснений по факту (фактам) недостоверности или неполноты представленных им в соответствии со статьей 2 настоящего Закона сведений, а также должны быть учтены характер искажения им сведений, соблюдение им ограничений, запретов, исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
О принятом представительным органом местного самоуправления решении о применении меры ответственности Губернатор Новосибирской области уведомляется в течение пяти рабочих дней.
Федеральный закон о противодействии коррупции в части 4 статьи 5 предусматривает, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Руководствуясь указанными нормами и правильно их применив, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, установив, что оспариваемое решение принято с учетом характера совершенного правонарушения, его тяжести.
Ссылка кассатора на судебную практику подлежит отклонению, поскольку настоящий спор имеет иные фактические обстоятельства и суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
Доводам истца апелляционной инстанцией дана надлежащая правовая оценка, основания не согласится с которой у суда кассационной инстанции отсутствуют, как правильно указала апелляционная инстанция, Юрченко А.Н, получив статус депутата, принял на себя обязанность по соблюдению требований законодательства в области коррупции и его позиция о том, что как он полагал доход может быть отражен в разделе 4 справки, не может считаться обстоятельством, исключающим совершения им нарушения антикоррупционного законодательства, и следовательно наступления последствий в случае таких нарушений.
Оценивая доводы о направлении истцом Совету депутатов полных и достоверных сведений о своих доходах и доходах супруги суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оценив представленные административным истцом справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, подписанные Юрченко А.Н. 09 апреля 2021 г. (т. 1 л.д. 127-143, л.д, 174-187) таковыми не являются, поскольку составлены с теми же нарушениями Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Апелляционная инстанция, оставляя без изменения решение суда первой инстанции обоснованно указала, что утверждение административного истца об отсутствии предусмотренного законом основания для досрочного прекращения полномочий депутата со ссылкой на то, что таким основанием в силу абзаца 2 части 11 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" является лишь соответствующее заявление Губернатора Новосибирской области, на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, не основано. При этом в силу приведенного правового регулирования обращение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), вопреки утверждению подателя кассационной жалобы об обратном, единственным основанием для инициирования соответствующей процедуры не является. Проверка инициирована уполномоченным на то должностным лицом, проведена в установленном законом порядке; по результатам проверки в орган местного самоуправления направлена информация о выявленных нарушениях для принятия мер, предусмотренных действующим законодательством, которая также в установленном порядке рассмотрена Комиссией; заключение по результатам рассмотрения направлено в представительный орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено определение конкретных мер ответственности; предусмотренных законом оснований не рассматривать поступившую информацию, полученную в легитимной процедуре, у Комиссии не имелось.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к неправильному толкованию норм права, регулирующих спорные правоотношения и к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 18 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 27 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.