Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Виноградовой О.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Иркутской области", поданную через суд первой инстанции 27 марта 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 сентября 2022 г.
по административному делу N 2а-2012/2022 по административному исковому заявлению Рязанцева Антона Игоревича к призывной комиссии Октябрьского и Правобережного административных округов г. Иркутска, военному комиссариату Октябрьского и Правобережного административных округов г. Иркутска, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Иркутской области" о признании незаконным решения призывной комиссии.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Рязанцев А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным решения призывной комиссии от 30 октября 2020 г. о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании военный комиссариат Октябрьского и Правобережного административных округов г. Иркутска выдать военный билет.
Требования мотивированы тем, что он состоит на воинском учете Октябрьского и Правобережного административных округов г. Иркутска с 5 февраля 2010 г. В связи с обучением в Иркутском государственном университете путей сообщения ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 31 августа 2019 г. 1 ноября 2019 г. в отношении него призывной комиссией Октябрьского округа г. Иркутска вынесено заключение о категории годности к военной службе " "данные изъяты" - ограниченно годен к военной службе, о чем ему объявлено устно, на руки выдана повестка на 11 марта 2020 г. для оформления военного билета. Как следует из письма военного комиссара Иркутской области от 19 февраля 2021 г. на основании решения призывной комиссии Октябрьского округа г. Иркутска 1 ноября 2019 г. он включен в именной список граждан, освобожденных от призыва на военную службу и признанных временно негодными к военной службе по состоянию здоровья. Никакие документы ему по этому поводу не вручались, устно разъяснено, что он освобожден от военной службы по состоянию здоровья. 11 марта 2020 г. он явился в военкомат, однако в выдаче военного билета ему отказано в связи с необходимостью подтверждения медицинского диагноза на контрольной комиссии, при этом проведение контрольной комиссии было отложено в связи с пандемией коронавируса, срок её не был определен, повестки не выдавались.
22 декабря 2020 г. по достижению возраста 27 лет, он обратился с заявлением о выдаче военного билета, на которое получил ответ, из которого следовало, что решением призывной комиссии от 11 марта 2020 г. он признан ограниченно годным к военной службе с категорией годности " "данные изъяты"", освобожден от призыва на военную службу и передан в запас Вооруженных сил Российской Федерации. Оформить документ воинского учета ему предложено после 11 января 2021 г. Однако при явке в военный комиссариат в январе 2021 года ему в получении военного билета было отказано без объяснения причин и без выдачи какого-либо документа, объясняющего отказ, после чего 26 января 2021 г. он обратился в военную прокуратуру Иркутского гарнизона с заявлением о проведении проверки. В ответе на указанное заявление ему сообщено, что 30 октября 2020 г. призывной комиссией Октябрьского и Правобережного административных округов города Иркутска вынесено заключение о зачислении его в запас, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. В связи с тем, что с решением призывной комиссии от 30 октября 2020 г. он не был ознакомлен, 30 марта 2021 г. он обратился к военному комиссару Октябрьского и Правобережного АО г. Иркутска с заявлением о выдаче выписки из этого протокола, которую он получил 13 апреля 2021 г.
С решением призывной комиссии он не согласен, считает его незаконным, нарушающим его право на получение военного билета и влекущим за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Выдача гражданину справки взамен военного билета свидетельствует о том, что ему запрещено проходить государственную гражданскую службу, следовательно, обжалуемым решением фактически к нему применяются ограничения в правах. В отношении него военным комиссариатом и призывной комиссией не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата не направлялись. Считает, что он не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.
Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 6 июня 2022 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 сентября 2022 г. решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 6 июня 2022 г. отменено, принято по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворено; признано незаконным решение призывной комиссии Октябрьского и Правобережного административных округов г. Иркутска от 30 октября 2020 г. о признании Рязанцева Антона Игоревича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; на ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области" возложена обязанность выдать Рязанцеву А.И. военный билет.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение и отказать в удовлетворении требований. Указывает, что с письменным заявлением на получение выписки из протокола заседания призывной комиссии Рязанцев А.И. не обращался, оснований для выдачи ему указанного документа не имелось в силу части 6 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе". Кроме того, административным истцом пропущен срок для обращения с иском в суд.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Рязанцев А.И. состоял на воинском учете в военном комиссариате Октябрьского и Правобережного административных округов г. Иркутска Иркутской области с 5 февраля 2010 г. по 30 октября 2020 г.
В связи с обучением в образовательном учреждении высшего профессионального образования - в "данные изъяты" по программе "данные изъяты" с 10 декабря 2008 г. ему была предоставлена отсрочка по 30 июня 2013 г.
С 3 августа 2015 г. по 31 августа 2019 г. Рязанцев А.И. имел отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программе послевузовского профессионального образования.
Решением призывной комиссии от 1 ноября 2019 г. ему присвоена категория годности " "данные изъяты"" - ограничено годен к военной службе.
На основании решения призывной комиссии от 1 ноября 2019 г. Рязанцев Л.И. включен в именной список N граждан, освобожденных от призыва на военную службу и признанных временно негодными к военной службе по состоянию здоровья.
30 июня 2020 г. Рязанцев А.И. включен в именной список N граждан, освобожденных от призыва на военную службу и признанных временно негодными к военной службе по состоянию здоровья.
В связи с ограничительными мерами, направленными на профилактику коронавирусной инфекции в апреле-июле 2020 г, представленные медицинские документы были изучены врачами- специалистами без вызова Рязанцева А.И. в призывную комиссию Иркутской области. После изучения обоснованности освобождения Рязанцева А.И. от призыва на военную службу, личное дело призывника возвращено на доработку.
6 августа 2020 г. Рязанцев А.И. снят с воинского учета призывников в связи с достижением им 27-летнего возраста и передачи в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
30 октября 2020 г. призывной комиссией Октябрьского и Правобережного округов г. Иркутска вынесено заключение о зачислении Рязанцева А.И. в запас, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что Рязанцев А.И. подлежал призыву на общих основаниях с 31 августа 2019 г. по 6 августа 2020 г. в связи с истечением права на отсрочку, кроме того, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для неявки Рязанцева А.И. для призыва в период с 1 апреля по 15 июля 2020 г. Также суд указал о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции. Отменяя решение суда и удовлетворяя требования, судебная коллегия, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 8, пункта 2 статьи 22, статей 23, 24, 28 Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пунктов 20, 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, пришла к выводу, что спорным периодом, в который ответчиком принято решение о признании Рязанцева А.И. не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, является период с 30 июня 2020 г. по 6 августа 2020 г. и административным ответчиком доказательств осуществления указанных мероприятий в спорный период в отношении Рязанцева А.И. не представлено. Кроме того, судебная коллегия пришла к выводу, что не содержат материалы дела и доказательств привлечения Рязанцева А.И. к ответственности за уклонение от мероприятий, связанных с призывом на военную службу, проведения в отношении него розыскных мероприятий, также указала на ошибочные выводы суда о пропуске административным истцом срока для обращения с иском в суд.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам права, оснований для переоценки выводов судов по доводам жалобы не имеется.
Приведенные административным ответчиком в кассационной жалобе доводы аналогичны правовой позиции и доводам в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка на основании всестороннего и полного исследования доказательств, оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, Судебная коллегия не находит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судебной коллегии соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения апелляционного определения, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 июня 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.