Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита", поданной через суд первой инстанции 30 марта 2023 года, на решение Черновского районного суда г. Читы от 5 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 14 декабря 2022 года по административному делу N 2а-2062/2022 по административному исковому заявлению комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" к жилищной комиссии администрации Черновского административного района городского округа "Город Чита", администрации Черновского административного района городского округа "Город Чита" о признании решения незаконным, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" обратился в Черновский районный суд г. Читы Забайкальского края с административным исковым заявлением к жилищной комиссии администрации Черновского административного района городского округа "Город Чита", администрации Черновского административного района городского округа "Город Чита", в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать незаконным решение комиссии по постановке на учёт молодых семей - участников мероприятий целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденное распоряжением администрации Черновского административного района городского округа "Город Чита" N 304-р от 1 июня 2022 года, обязать администрацию Черновского административного района городского округа "Город Чита" отменить решение о признании молодой семьи Сухановых нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющей достаточные доходы, и о признании их участниками программы.
Требования мотивированы тем, что 23 мая 2022 года администрацией Черновского административного района городского округа "Город Чита" выявлен факт снятия семьи Сухановых с регистрационного учёта на территории городского округа "Город Чита" и регистрации на территории муниципального района "Читинский район". Выезд молодой семьи в другое муниципальное образование на постоянное место жительства влечет утрату права на получение социальной выплаты и является основанием для внесения изменений в список молодых семей-претендентов на получение такой выплаты.
Решением Черновского районного суда г. Читы Забайкальского края от 5 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 14 декабря 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Приводя доводы административного иска и апелляционной жалобы, настаивает на том, что выезд молодой семьи в другое муниципальное образование на постоянное место жительства в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 Порядка внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, является основанием для внесения изменений в указанные списки семей, вне зависимости о того, в рамках территории одного субъекта был осуществлен переезд либо нет, поскольку порядок реализации ведомственной целевой программы связывает участие семьи в качестве нуждающейся с местом постоянного жительства лиц, входящими в ее состав. Полагает, что осуществление социальной выплаты администрацией городского округа "Город Чита" семье Сухановых, которая постоянно проживает на территории Читинского района, является нецелевым расходованием денежных средств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Исходя из положений части 9 статьи 226, подпункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, оспариваемые решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: их несоответствия закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца. Отсутствие такой совокупности условий является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
При рассмотрении дела установлено, что 19 октября 2011 года семья Сухановых обратилась по месту своего жительства в администрацию Черновского административного района городского округа "Город Чита" с заявлением о включении в состав участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
На основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам от 28 октября 2011 года семья Сухановых признана нуждающейся, поставлена на учёт и включена в список молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить субсидию.
Распоряжением министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края от 6 апреля 2022 года N 109-р семья Суханова А.Ю. и Сухановой Л. А. включена согласно очередности в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2021 году по Забайкальскому краю.
6 мая 2022 года администрация Черновского административного района городского округа "Город Чита" направила в адрес Суханова А.Ю. уведомление N 1066 о необходимости предоставления документов ввиду включения его семьи в список молодых семей ? претендентов на получение социальных выплат в 2022 году.
23 мая 2022 года Суханов А.Ю. и Суханова Л.А. обратились в администрацию Черновского административного района городского округа "Город Чита" с документами и заявлением о признании их и двоих детей - "данные изъяты", "данные изъяты", - нуждающимися в жилом помещении для получения социальной выплаты участников мероприятий целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Решением комиссии по постановке на учет молодых семей от 1 июня 2022 года, оформленным протоколом N 14 и утверждённым распоряжением главы администрации Черновского административного района городского округа "Город Чита" N 304-р от 1 июня 2022 года, молодая семья Сухановых в составе четырёх человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющей достаточные доходы, и соответствующей условиям целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" для предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.
Полагая указанное решение незаконным по причине выезда молодой семьи в другое муниципальное образование на постоянное место жительства, что, по мнению административного истца, влечет утрату у такой семьи права на получение социальной выплаты, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что решение комиссии по постановке на учёт молодых семей - участников мероприятий целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденное распоряжением администрации Черновского административного района городского округа "Город Чита" N 304-р от 1 июня 2022 года, принято уполномоченным органом местного самоуправления в пределах установленной законом компетенции при соблюдении требований к порядку и сроку его принятия и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 40 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011- 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, подпрограммой "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, Порядком внесения изменений в утверждённые списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат, пришел к выводу, что основания для отказа в признании семьи Сухановых участниками целевой программы отсутствуют, факт повторного предоставления семьей Сухановых документов по прежнему месту жительства семьи таковым не является и не может служить основанием для признания оспариваемого административным истцом решения комиссии администрации городского округа "Город Чита" незаконным, нарушающим права комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита".
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используемые бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса- Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, составной частью которой является подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
С 1 января 2018 г. действие указанной федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы досрочно прекращено в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 1243.
Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 1 января 2018 г. осуществляется в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710.
Согласно изменениям, внесенным в акты Правительства Российской Федерации указанным постановлением, для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 названных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 24 Правил установлено, что орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от органов местного самоуправления списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы (пункт 26 Правил).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье.
В соответствии с пунктом 22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил; б) непредставление или представление не в полном объёме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а также мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".
Реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на территории Забайкальского края осуществляется в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Забайкальского края "Развитие территорий и жилищная политика Забайкальского края", утвержденной постановлением правительству Забайкальского края от 31 декабря 2015 года N 656.
С учетом приведенного нормативного регулирования, установив, что перечисленных в пункте 22 Правил оснований для отказа в признании семьи Сухановых участницей целевой программы не установлено и на момент рассмотрения заявления право на получение субсидии семья Сухановых сохранила; признание обжалуемого решения незаконным по указанному административным истцом основанию ограничит реализацию права молодой семьи на предоставляемые государством социальные гарантии, полностью лишит семью Сухановых права на социальную выплату в рамках программы, за получением которой она обратилась в 2011 году, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела, указанные доводы были предметом проверки и оценки судебных инстанций, правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Выводы судов подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Черновского районного суда г. Читы Забайкальского края от 5 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.