Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3446/2022 (УИД 54RS0010-01-2022-003881-58) по иску Спиридоновой Лилии Григорьевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании незаконным решения, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию, по кассационной жалобе Спиридоновой Лилии Григорьевны на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 13 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Спиридонова Лилия Григорьевна (далее по тексту - Спиридонова Л.Г.) обратилась в Центральный районный суд г. Новосибирска к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту - ОПФР по Новосибирской области) с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 18 февраля 2022 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; о включении в специальный стаж периодов работы с 15 августа 2018 г. по 30 апреля 2020 г, с 13 июля 2020 г. по 18 ноября 2021 г. в должности врача-акушера-гинеколога в клинической городской больнице "РЖД-Медицина" города Новосибирска в льготном исчислении, как один год работы за один год и шесть месяцев; о включении в специальный стаж периода обучения с 1 сентября 2005 г. по 28 февраля 2007 г. в клинической ординатуре в Новокузнецком институте усовершенствования врачей Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию; о признании права на досрочную страховую пенсию по старости; об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, с 19 ноября 2021 г.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 13 июля 2022 г. исковые требования Спиридоновой Л.Г. удовлетворены частично. Признано незаконным решение ОПФР по Новосибирской области от 18 февраля 2022 г. N в части отказа во включении периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении. Включены в специальный стаж Спиридоновой Л.Г, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 15 августа 2018 г. по 30 апреля 2020 г, с 13 июля 2020 г. по 18 ноября 2021 г. в должности врача-акушера-гинеколога в клинической городской больнице "РЖД-Медицина" города Новосибирска в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 декабря 2022 г. (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 февраля 2023 г. об исправлении описки) решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 13 июля 2022 г. в части удовлетворенных исковых требований Спиридоновой Л.Г. к ОПФР по Новосибирской области о признании незаконным решения ОПФР по Новосибирской области от 18 февраля 2022 г. N в части отказа во включении в специальный стаж Спиридоновой Л.Г. как один год работы за один год и шесть месяцев периодов работы с 15 августа 2018 г. по 30 апреля 2020 г, с 13 июля 2020 г. по 18 ноября 2021 г. в должности врача-акушера-гинеколога в клинической городской больнице "РЖД-Медицина" города Новосибирска отменено, в это части принято новое решение, которым Спиридоновой Л.Г. в иске к ОПФР по Новосибирской области отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменений.
Спиридонова Л.Г. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой указав на нарушение судами норм материального и процессуального права, наличие оснований для удовлетворения ее исковых требований в полном объеме, просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 декабря 2022 г. изменить, признать незаконным решение ОПФР по Новосибирской области от 18 февраля 2022 г. N об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, включить в специальный стаж период работы врачом-акушером-гинекологом во время обучения в клинической ординатуре в Новокузнецком институте усовершенствования врачей Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию с 1 сентября 2005 г. по 28 февраля 2007 г, признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости, обязать ОПФР по Новосибирской области назначить ей досрочную страховую пенсию по старости. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 19 ноября 2021 г. Спиридонова Л.Г. обратилась в ОПФР по Новосибирской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Новосибирской области от 18 февраля 2022 г. N Спиридоновой Л.Г. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Как следует из указанного решения пенсионным органом периоды работы Спиридоновой Л.Г. в клинической городской больнице "РЖД-Медицина" города Новосибирска с 15 августа 2018 г. по 30 апреля 2020 г, с 13 июля 2020 г. по 18 ноября 2021 г. в должности врача-акушера-гинеколога включены в стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении; периоды обучения в клинической ординатуре в Новокузнецком институте усовершенствования врачей Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию с 1 сентября 2005 г. по 28 февраля 2007 г. не включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
По расчетам пенсионного органа стаж Спиридоновой Л.Г, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил 27 лет 7 месяцев 14 дней, что менее требуемых 30 лет.
Спиридонова Л.Г, не согласившись с решением пенсионного органа, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, и установив, что отделение для оказания экстренной помощи в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни общебольничного медицинского персонала ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Новосибирска в котором Спиридонова Л.Г. работала в должности врача-акушера-гинеколога на 1 ставку относится к хирургическому профилю, согласно представленным выпискам из операционных журналов, в период с 15 августа 2018 г..по 31 декабря 2021
г..Спиридонова Л.Г. регулярно выполняла гинекологические операции, при этом, выполнение операций производилось ею как в периоды, когда она совмещала работу в должности врача-акушера-гинеколога консультативно-диагностического отделения, так и в периоды, когда такого совмещения не было, пришел к выводу о наличии оснований для включения периодов работы Спиридоновой Л.Г. с 15 августа 2018 г..по 30 апреля 2020 г, с 13 июля 2020 г..по 18 ноября 2021 г..в должности врача-акушера-гинеколога в клинической городской больнице "РЖД-Медицина" города Новосибирска в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода обучения в клинической ординатуре в Новокузнецком институте усовершенствования врачей Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию с 1 сентября 2005 г. по 28 февраля 2007 г, суд исходил из того, что включение в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периода обучения в клинической ординатуре действующим законодательством не предусмотрено. В период обучения в ординатуре Спиридонова Л.Г. работала врачом на 0, 4-0, 5 ставки, при суммировании часов целая ставка в данный период не вырабатывалась.
Установив, что Спиридонова Л.Г. не выработала специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить пенсию.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда об отсутствии правовых оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода обучения Спиридоновой Л.Г. в клинической ординатуре в Новокузнецком институте усовершенствования врачей Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию с 1 сентября 2005 г. по 28 февраля 2007 г. согласился.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда о включении в специальный стаж Спиридоновой Л.Г. периодов ее работы с 15 августа 2018 г. по 30 апреля 2020 г, с 13 июля 2020 г. по 18 ноября 2021 г. в должности врача-акушера-гинеколога в клинической городской больнице "РЖД-Медицина" города Новосибирска в льготном исчислении, как год и шесть месяцев за один календарный год работы.
Отменяя в указанной части решение суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Спиридоновой Л.Г. к ОПФР по Новосибирской области о признании незаконным решения ОПФР по Новосибирской области от 18 февраля 2022 г. N в части отказа во включении в специальный стаж Спиридоновой Л.Г. как один год работы за один год и шесть месяцев периодов работы с 15 августа 2018 г. по 30 апреля 2020 г, с 13 июля 2020 г. по 18 ноября 2021 г. в должности врача-акушера-гинеколога в клинической городской больнице "РЖД-Медицина" города Новосибирска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что вопреки выводам суда первой инстанции, в представленных в материалах дела доказательствах не содержится сведений об осуществлении Спиридоновой Л.Г. деятельности в хирургическом отделении, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица указанные периоды отражены работодателем с указанием кода льготы 27-ГД, согласно которому один год страхового стажа соответствует одному году работы.
Суд апелляционной инстанции указал, что представленная в деле выписка из операционных журналов доказывает лишь то, что за период с 2018 г. по 2021 г. Спиридонова Л.Г. периодически привлекалась к выполнению гинекологических операций. Всего ею проведено 85 операций, что соответствует 2, 29 операциям в месяц, в то время, как согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж засчитывается работа при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Занимаемая Спиридоновой Л.Г. должность к соответствующей категории не относится.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; СписокСписок должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г..по
31 декабря 2001 г..включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г..по 31 октября 1999 г..включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г..N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г..
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при наличии одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как 1 год и 6 шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, поименованы: в пункте 1 раздела "Наименование структурных подразделений" отделения хирургического профиля стационаров, учреждений предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка: акушерское, акушерское физиологическое; акушерское обсервационное; акушерское патологии; гинекологическое; родовое (родильное), в разделе "Наименование должностей" - оперирующие врачи - специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи- заведующие; операционные медицинские сестры, включая старших; акушерки, включая старших.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что в периоды работы с 15 августа 2018 г. по 30 апреля 2020 г, с 13 июля 2020 г. по 18 ноября 2021 г. в должности врача-акушера-гинеколога в клинической городской больнице "РЖД-Медицина" города Новосибирска Спиридонова Л.Г. не выполняла работу на должности, в отделении и учреждении, предусмотренных Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев, ею не выработана продолжительность рабочего времени как оперирующего врача в хирургическом отделении стационара в объеме полной ставки, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения указанных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев.
Вопреки доводам кассационной жалобы Спиридоновой Л.Г. ее занятость в должности врача-акушера-гинеколога хирургического отделения стационара на полную ставку материалами дела не подтверждена, факта проведения в спорные периоды оперативных вмешательств в разные отдельные дни в разном количестве недостаточно для включения указанных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в льготном исчислении.
Обоснованными являются выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для включения Спиридоновой Л.Г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периода обучения в клинической ординатуре.
В период с 1 сентября 2005 г. по 28 февраля 2007 г. порядок зачисления и обучения в клинической ординатуре, регламентировался Положением о клинической ординатуре, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 февраля 1993 г. N 23, утратившим силу, в связи с изданием приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 сентября 2013 г. N 635н (далее по тексту - Положение о клинической ординатуре).
Согласно пункту 6 Положения о клинической ординатуре обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы. Продолжительность обучения 2 года.
Врачам, обучающимся в клинической ординатуре, выплачивается стипендия за счет обучающего учреждения в размере, установленном соответствующими нормативными документами, или в размере, установленном организацией (учреждением), направившей их на обучение на договорной основе. Клиническим ординаторам, поступившим на обучение на места, финансируемые Минздравом Российской Федерации в соответствии с контрольными цифрами приема, может выплачиваться надбавка к установленной стипендии обучающим учреждением за счет имеющегося стипендиального фонда; кроме того, целевым клиническим ординаторам - за счет средств направляющей организации (учреждения). Лицам, обучающимся в клинической ординатуре, ежегодно предоставляются каникулы продолжительностью, равной продолжительности отпуска практических врачей соответствующей специальности; по окончании обучения в клинической ординатуре - отпуск продолжительностью, равной продолжительности отпуска практических врачей соответствующей специальности, оплачиваемый учебным (научным) учреждением, осуществляющим подготовку клинических ординаторов (поступавшим на обучение на договорной основе) - направляющей организацией (учреждением) (пункт 16 Положения о клинической ординатуре).
Пунктом 17 Положения о клинической ординатуре предусмотрено, что врачам, принятым в клиническую ординатуру, стипендия выплачивается со дня зачисления, но не ранее получения ими окончательного расчета по месту прежней работы.
Таким образом, период обучения в клинической ординатуре не является работой и не совмещается с ней.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 г, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2007 г. период обучения в клинической ординатуре не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
По указанным основаниями доводы Спиридоновой Л.Г. в кассационной жалобе о том, что наряду с обучением она фактически занималась лечебной деятельностью, в качестве основания для отмены судебных постановлений служить не могут.
Исходя из установленных обстоятельств выводы судов об отсутствии оснований для назначения Спиридоновой Л.Г. досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган, ввиду отсутствия необходимого стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, являются обоснованными.
По существу доводы кассационной жалобы Спиридоновой Л.Г. сводятся к выражению несогласия с выводами судов первой и апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам спора, произведенной судами оценкой представленных по делу доказательств, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений не являются.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 13 июля 2022 г, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 декабря 2022 г, оставить без изменения, кассационную жалобу Спиридоновой Лилии Григорьевны - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Т.В. Леонтьева
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.