Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2572/2022 (УИД: 55RS0001-01-2022-004034-51) по иску Купреевой Оксаны Валентиновны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о признании незаконными решений об отказе в установлении страховой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Купреевой Оксаны Валентиновны на решение Кировского районного суда г. Омска от 26 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 21 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Купреева Оксана Валентиновна (далее - Купреева О.В, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее - ОПФР по Омской области, ответчик) о перерасчете страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Купреева О.В. указала, что решением Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области N от 27 июля 2021 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Согласно решению об отказе в установлении пенсии в ее специальный стаж не включены периоды работы с 4 октября 2019г. по 31 марта 2020 г, с 28 июня 2020 г. по 13 июля 2021 г. в качестве медицинской сестры в Некоммерческом партнерстве Ассоциации "Санаторий Колос". С указанным решением ответчика истец не согласна, в связи с чем, обратилась в суд с исковым заявлением.
С учетом уточнений исковых требований, Купреева О.В. просила суд признать незаконным решение ОПФР по Омской области от 31 мая 2022 г. N об отказе в установлении пенсии, включить в специальный стаж периоды работы с 4 октября 2019 г. по 31 мая 2022 г. в качестве медицинской сестры Ассоциации "Санаторий "Колос", обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с 1 июня 2022 г.
Определением Кировского районного суда г. Омска от 26 сентября 2022г. принят отказ от иска Купреевой О.В. в части включения в специальный стаж периода работы с 1 апреля 2020 г. по 27 июня 2020 г. Производство по гражданскому делу по исковому заявлению Купреевой Оксаны Валентиновны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о признании незаконными решений об отказе в установлении страховой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в части включения в специальный стаж периода работы с 1 апреля 2020 г. по 27 июня 2020 г. в должности медицинской сестры Ассоциации "Санаторий Колос" прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части.
Решением Кировского районного суда г. Омска от 26 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 21 декабря 2022 г. в удовлетворении исковых требований Купреевой О.В. отказано.
В кассационной жалобе Купреева О.В. просит об отмене решения Кировского районного суда г. Омска от 26 сентября 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 21 декабря 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что в материалы дела истцом предоставлены копии справок, уточняющей условия труда, медицинских лицензий; заключений экспертиз, выводы которых основаны на исследовании историй болезней лиц, проходивших лечение заболеваний, связанных с нарушениями опорно-двигательной системы, из которых был определен профиль санатория "Колос". Не все заслуживающие внимание обстоятельства по делу приняты во внимание судами при вынесении обжалуемых судебных актов.
По мнению заявителя, отсутствуют выводы суда апелляционной инстанции о том, что представленные в материалы дела заключения экспертиз фактически доказывают основную деятельность санатория по лечению больных с нарушением опорно-двигательного аппарата в соответствии с лицензированными видами деятельности и Уставами учреждения.
Как следует из материалов дела, Ассоциация "Межрегиональный центр санаторно-курортной реабилитации и восстановительного лечения "Санаторий "Колос" с момента его создания в 1972 году и до настоящего времени осуществляет медицинскую деятельность, основными задачами которой является осуществление деятельности, направленной на организацию, профилактику и охрану здоровья граждан.
Заявитель считает, что изменение организационно-правовой формы санатория "Колос", того времени (с 1972 года) когда еще санаторий являлся учреждением здравоохранения, как и смены формы собственности не повлекли изменения характера профессиональной деятельности этого учреждения. Несмотря на такие изменения рабочее место и характер работы истца, трудовые функции, как врача-терапевта, остались прежними, как на момент основания лечебно-профилактического учреждения Санатория "Колос", так и по настоящее время, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Судами обеих инстанций не учтено, что в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Заявитель полагает, что судами не верно сделан вывод о том, что неисполнение работодателем обязанности по предоставлению индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы в органы пенсионного фонда в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не может служить основанием к отказу в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости, что подтверждается судебной практикой.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Купреева О.В, представитель ответчика ОПФР по Омской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Ассоциации "Межрегиональный центр санаторно-курортной реабилитации и восстановительного лечения "Санаторий "Колос", Министерства труда и социального развития Омской области, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 14 июля 2021 г. Купреева О.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Омском районе Омской области (межрайонное) (далее - УПФР в Омском районе Омской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в Омском районе Омской области (межрайонное) от 27 июля 2021 г. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
При этом ответчиком в страховой стаж на соответствующих видах работ не включен, помимо прочих, периоды работы с 4 октября 2019 г. по 31 марта 2020 г, с 28 июня 2020 г. по 13 июля 2021 г. в должности медицинской сестры в Некоммерческом партнерстве "Санаторий "Колос".
При таком подсчете стаж на соответствующих видах работ при требуемых 25 годах работы в сельской местности и поселках городского типа составил 21 год 1 месяц 1 день (с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2002 г. N781), в сельской местности и поселках городского типа - 22 года 2 месяца 23 дня (с учетом частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ и постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N2-П), индивидуальный пенсионный коэффициент 58, 931.
25 мая 2022 Купреева О.В. обратилась в ОПФР по Омской области с заявлением о назначении пенсии.
Решением ОПФР по Омской области от 31 мая 2022 г. N истцу отказано в установлении пенсии в соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим ее пенсионные права, Купреева О.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период истец осуществляла профессиональную деятельность, не соответствующую условиям, поименованным в п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав их соответствующими материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1.1. статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 названной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подпунктом "н" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, юридически значимыми для определения права на досрочное пенсионное обеспечение истца, и подлежащими доказыванию, является факт соблюдения истцом одновременно двух условий: работа в соответствующих должностях и работа в соответствующих учреждениях здравоохранения, предусмотренных Списками.
Из материалов дела следует, что Купреева О.В. с 4 октября 2019 г. по 31 марта 2020 г, с 28 июня 2020 г. по 13 июля 2021 г. работала в должности медицинской сестры в Ассоциации "Межрегиональный центр санаторно-курортной реабилитации и восстановительного лечения "Санаторий "Колос" (до 2017 года - некоммерческое партнерство "Санаторий "Колос").
Исходя из положений пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно статье 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе, профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
Соответственно, как верно установили суды, работодатель, у которого истец осуществляет свою профессиональную деятельность, не имеет предусмотренную пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" организационно-правовую форму юридического лица, работа в котором дает право на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку не является учреждением.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 (далее - Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781), подлежащим применению к спорному периоду работы, к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, отнесены, в частности, санатории (курорты), в том числе, детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом, психоневрологические санатории (п. 21 раздела "Наименования учреждений").
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанном списке, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Судами установлено и следует из материалов дела, что из представленных в материалы дела учредительных документов, а также выданных лицензий и приложений к ним, не следует, что Ассоциация "Межрегиональный центр санаторно-курортной реабилитации и восстановительного лечения "Санаторий "Колос" является тем профильным санаторием, которые перечислены в пункте 21 Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что период работы с 4 октября 2019 г. по 30 апреля 2022 г. в должности медицинской сестры Ассоциации "Межрегиональный центр санаторно-курортной реабилитации и восстановительного лечения "Санаторий "Колос" не соответствует и не подпадает под вид деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", предусмотренной Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 и не подлежит включению в страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Соответственно ссылки заявителя кассационной жалобы на заключения судебно-медицинских экспертиз, проведенных в рамках других гражданских дел в 2008 и 2016 годах, о том, что в санатории "Колос" осуществляется лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не свидетельствуют о наличии оснований для отнесения работодателя истца к перечню медицинских учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия не принимает во внимание доводы жалобы о том, что санаторий "Колос" был создан в 1972 году как специализированное лечебно-профилактическое учреждение и при изменении его организационно-правовой формы характер профессиональной деятельности работников не изменился.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Из трудовой книжки Купреевой О.В. следует, что 3 апреля 1995 г. она принята на работу на должность медицинской сестры в санаторий "Колос".
Решением Президиума Омского районного Совета народных депутатов от 4 марта 1992 г. N 61 санаторий "Колос" зарегистрирован в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Из Устава санатория "Колос", зарегистрированного 4 марта 1992 г, следует, что санаторий является юридическим лицом, действует на условиях хозяйственного расчета.
Согласно ст. 23 Гражданского кодекса РСФСР, в редакции, действовавшей на момент создания санатория "Колос", юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитражном суде или в третейском суде.
Как следует из ст. 24 Гражданского кодекса РСФСР юридическими лицами являются: государственные предприятия и иные государственные организации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие закрепленные за ними основные и оборотные средства и самостоятельный баланс;
учреждения и иные государственные организации, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету, руководители которых пользуются правами распорядителей кредитов (за изъятиями, установленными законом);
государственные организации, финансируемые за счет иных источников и имеющие самостоятельную смету и самостоятельный баланс;
колхозы, межколхозные и иные кооперативные организации и их объединения, другие общественные организации, а также в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, предприятия и учреждения этих организаций и их объединений, имеющие обособленное имущество и самостоятельный баланс;
государственно-колхозные и иные государственно-кооперативные организации;
другие организации в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР.
Таким образом, санаторий "Колос" не являлся учреждением по смыслу гражданского законодательства применительно к видам юридического лица.
Как следует из ст. 37 Гражданского кодекса РСФСР юридическое лицо прекращается путем ликвидации или реорганизации (слияния, разделения или присоединения).
Впоследствии создано некоммерческое партнерство "Санаторий Колос" в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях", устав санатория утвержден 1 февраля 1997 г.
Постановлением Администрации Омского района Омской области от 16 мая 1998 г. зарегистрировано преобразование лечебно-профилактического учреждения "Санаторий "Колос" (зарегистрированного решением Президиума Омского районного Совета народных депутатов от 4 марта 1992г. N 61) в некоммерческое партнерство "Санаторий "Колос".
В соответствии с Уставом некоммерческого партнерства "Санаторий "Колос" оно создано в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996г. "О некоммерческих организациях".
Согласно п. 1.2 Устава некоммерческого партнерства "Санаторий "Колос", указанное партнерство является основанной на членстве некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученную прибыль между участниками.
Таким образом, некоммерческое партнерство "Санаторий "Колос" является отличным от учреждений видом юридического лица.
Правопреемником некоммерческого партнерства "Санаторий "Колос" стало некоммерческое партнерство "Межрегиональный центр санаторно-курортной реабилитации и восстановительного лечения "Санаторий "Колос", организационно-правовая форма которого с 13 августа 2015 г. изменена на Ассоциацию.
В п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В Списке, утвержденном постановлением правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 отсутствует такая организационно - правовая форма юридического лица, как некоммерческое партнерство, ассоциация.
Довод жалобы о том, что отсутствие сведений индивидуального (персонифицированного) учета о льготных периодах работы работодателем не должны влечь нарушение пенсионных прав истца, обоснованно признан судами несостоятельным.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 20 пункта 2 которого подтверждению подлежат период осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
В пунктах 3, 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N258н, указано, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а именно сформированной на его основании выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Купреевой О.В, она зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 17 декабря 1999 г.
Учитывая, что спорные периоды работы истца имели место после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то страховой стаж в эти периоды должен подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Вместе с тем, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, указание на льготный характер трудовой деятельности в спорный период отсутствует.
Купреева О.В, обращаясь в суд, с учетом изменений заявила требование о признании незаконным решения органа пенсионного обеспечения от 31 мая 2022 г. Поскольку на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии у истца отсутствовал требуемый стаж для ее назначения, суды правомерно отказали истцу в удовлетворении данного требования.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в апелляционной инстанции; доводы заявителя в полном объеме оценены и исследованы судом апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для иной оценки обстоятельств дела, и исследованных судами доказательств, надлежащая оценка которым дана в судебных постановлениях суда первой и апелляционной инстанций. Доводы заявителя кассационной жалобы направлены исключительно на переоценку доказательств по делу, оцененных судами первой и апелляционной инстанций. Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установиланарушение со стороны судов правил оценки и исследования доказательств, выводы судов соответствуют материалам дела.
С учетом изложенного, доводы жалобы о незаконности обжалуемых судебных постановлений основаны на неправильном применении норм действующего пенсионного законодательства, а потому не могут быть признаны основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Омска от 26 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 21 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Купреевой Оксаны Валентиновны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.