N 88-10215/2023
г. Кемерово 26 мая 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Леонтьевой Т.В, рассмотрел материал N 13-2208/2022 по заявлению Министерства здравоохранения Алтайского края о прекращении исполнительного производства по гражданскому делу N 2-114/2020 (УИД 22RS0037-01-2019-001266-46) по иску прокурора Павловского района в интересах Акименко Анатолия Ивановича к Министерству здравоохранения Алтайского края, Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Павловская центральная районная больница" о понуждении организовать и обеспечить доставку до места получения медицинской помощи (гемодиализа) и обратно, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Алтайского края на определение судьи судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 декабря 2022 г.
установил:
Решением Павловского районного суда Алтайского края от 16 января 2020 г. по делу N 2-114/2020 на Министерство здравоохранения Алтайского края возложена обязанность организовать и обеспечить доставку Акименко Анатолия Ивановича (далее - Акименко А.И.) от места его фактического проживания до места получения медицинской помощи "данные изъяты" и обратно, по графику "данные изъяты", обеспечить финансирование указанных мероприятий.
Распоряжением Министерства здравоохранения Алтайского края от 30 января 2020 г. N 43, во исполнение указанного решения, главному врачу краевого бюджетного учреждения здравоохранения "Павловская центральная районная больница" (далее - КГБУЗ "Павловская центральная районная больница") поручено организовать и обеспечить доставку от места фактического проживания к месту получения медицинской помощи "данные изъяты" и обратно, согласно графику проведения "данные изъяты", пациентов, в частности Акименко А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно распоряжению Министерства здравоохранения Алтайского края от 27 сентября 2021 г. N 1385, в связи с принятием постановления Правительства Алтайского края от 25 марта 2020 г. N 129, признаны утратившими силу с 31 декабря 2021 г. распоряжения по организации и доставке пациентов, в частности Акименко А.И, от места фактического проживания к месту получения медицинской помощи "данные изъяты" и обратно, согласно графику проведения "данные изъяты"
1 июля 2022 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Алтайскому краю возбуждено исполнительное производство N N-ИП по требованию взыскателя Акименко А.И. в отношении должника Министерства здравоохранения Алтайского края.
13 июля 2022 г. Министерство здравоохранения Алтайского края обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства N-ИП от 1 июля 2022 г, указывая на то, что в соответствии с Распоряжением Правительства Алтайского края от 27 сентября 2021 г. N 1385 Акименко А.И. с 1 января 2022 г. имеет право на предоставление ему материальной помощи в виде компенсации транспортных затрат, связанных с проездом в пределах территории Алтайского края к месту проведения процедуры "данные изъяты" и обратно. Материальная помощь в виде возмещения расходов на проезд в целях получения процедуры является механизмом организации оказания населению указанной специализированной медицинской помощи, принятым в рамках компетенции субъекта Российской Федерации. Органом исполнительной власти определено, что выплата указанной компенсации является обязанностью Министерства социальной защиты населения Алтайского края.
Определением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 августа 2022 г. заявление Министерства здравоохранения Алтайского края удовлетворено, прекращено исполнительное производство N-ИП, возбужденное 1 июля 2022 г. на основании исполнительного листа серии ФС N, выданного по решению Павловского районного суда Алтайского края от 16 января 2020 г. по делу N 2-114/2020.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 декабря 2022 г. определение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 августа 2022 г. отменено, принято новое определение, которым требования Министерства здравоохранения Алтайского края оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Алтайского края просит об отмене определения судьи судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 декабря 2022 г.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не были допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Согласно части второй статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статья 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает приведение решения суда в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Указанные нормы по своему буквальному смыслу направлены на обеспечение обязательности исполнения вступивших в законную силу решений суда, вынесенных в порядке гражданского судопроизводства, и составляют гарантию надлежащей реализации закрепленного в статье 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации права каждого на судебную защиту.
Обеспечению данного конституционного права служат и положения статьи 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве", относящие к задачам исполнительного производства, в частности, правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
При этом пункт 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") предусматривает прекращение исполнительного производства судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершать определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий, данное нормативное положение не предполагает произвольного применения и допускает принятие судом соответствующего решения лишь в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 110-О).
Согласно части 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
На основании части 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по утверждению Территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи, включающих в себя Территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с Законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Постановлением Правительства Алтайского края от 30 декабря 2021 г. N 502 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. В разделе V "Финансовое обеспечение Программы" указано, что за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии и обратно.
При этом, оплата услуги по транспортировке пациентов осуществляется органами социальной защиты населения Алтайского края в соответствии с приказом Минтрудсоцзащиты Алтайского края от 5 октября 2017 г. N 430 "Об утверждении Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи" (в редакции Приказа Минсоцзащиты Алтайского края от 28 июля 2020 г. N 27/Пр/245 "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 5 октября 2017 г. N 430").
Постановлением Правительства Алтайского края от 30 июня 2022 года N 242 утвержден Порядок предоставления материальной помощи гражданам, направленным для прохождения амбулаторного гемодиализа, в соответствии с которым заявители (их представители) подают заявление о предоставлении материальной помощи по форме, утвержденной Министерством социальной защиты Алтайского края, в краевые государственные казенные учреждения управления социальной защиты населения по городским округам и (или) муниципальным районам (округам) по месту жительства заявителя. Решение о предоставлении материальной помощи или об отказе в ее предоставлении принимается созданным при органах социальной защиты населения комиссиями по предоставлению материальной помощи.
Удовлетворяя требование Министерства здравоохранения Алтайского края о прекращении исполнительного производства, суд первой инстанции исходил из того, что для исполнения решения Павловского районного суда Алтайского края в отношении Акименко А.И. у Министерства здравоохранения Алтайского края утрачена возможность, поскольку на данный орган более такая обязанность законом не возлагается. Доказательств нарушения прав Акименко А.И. в осуществлении доставки к месту "данные изъяты" или выплате компенсации расходов на проезд заинтересованным лицом не предоставлено, исполнительное производство возбуждено после утверждения Порядка предоставления материальной помощи гражданам, направленным для прохождения амбулаторного "данные изъяты"
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда, указав, что на стадии исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений, правовые основания рассмотренных исковых требований, как и фактические обстоятельства дела, не подлежат проверке и пересмотру при разрешении заявления о прекращении исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, являются несостоятельными ссылки суда на положения Территориальной программы и Постановление Правительства Алтайского края N 242 от 30 июня 2022 г, приказ Минтрудсоцзащиты Алтайского края от 5 октября 2017 г, утвержденные после разрешения спора по существу и предусматривающие самостоятельную (новую) форму социальной поддержки.
По смыслу приведенного правового регулирования и его толкования, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа, а не изменение правового регулирования правоотношений сторон.
Необходимым условием для прекращения исполнительного производства по указанным судом первой инстанции основаниям является установление факта возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
При этом на взыскателя процессуальный закон не возлагает бремя предоставления доказательств нарушения его прав в связи с прекращением исполнительного производства.
Суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что факт возбуждения исполнительного производства после утверждения порядка предоставления материальной помощи гражданам, направленным для прохождения амбулаторного гемодиализа, при рассмотрении вопроса о прекращении исполнительного производства правового значения не имеет.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции по обстоятельствам дела и связанные с иным толкованием норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенного судебного постановления.
Вопреки доводам подателя жалобы, судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального закона, которыми установлены в настоящее время меры социальной поддержки лиц, страдающих заболеваниями, при которых имеется необходимость в регулярном посещении процедуры гемодиализа и, следовательно, обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии и обратно, а дополнительная гарантия в виде возможности получения компенсации стоимости проезда, сама по себе, не указывает на возникновение у Министерства здравоохранения Алтайского края неустранимых препятствий в исполнении решения суда, вступившего в законную силу.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на судебную практику по аналогичным делам не принимается, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств, приведенные в качестве примера судебные акты основаны на иных фактических обстоятельствах и доказательствах, отличных от установленных по настоящему делу.
Вопреки доводам кассационной жалобы суд апелляционной инстанции разрешилспор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебного акта апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
определение судьи судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Алтайского края - без удовлетворения.
Судья Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.