Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4733/2022, УИД: 42RS0009-01-2022-008016-34 по иску прокурора Центрального района г. Кемерово, в интересах Сладковой Маргариты Юрьевны, к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия, возложении обязанности назначить ежемесячное пособие на детей, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 февраля 2023г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения Сладковой М.Ю, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, поддержавшей доводы возражений прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Центрального района г. Кемерово, действующий в интересах Сладковой М.Ю, обратился в суд с исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконными бездействие Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области- Кузбассу (далее по тексту также ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу), отказ в назначении Сладковой М.Ю. ежемесячного пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет с 1 января 2022 г, обязать ответчика назначить и выплатить Сладковой М.Ю. пособие на детей в возрасте от 8 до 17 лет на ребенка Х. за январь и февраль 2022 года в размере 11704 руб.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки по обращению Сладковой М.Ю. соблюдения требований законодательства в деятельности ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу при предоставлении государственных и муниципальных услуг прокуратурой Центрального района г. Кемерово установлено, что 21 января 2022 г. Сладкова М.Ю. обратилась в территориальный орган ответчика с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в форме электронного документа с использованием федеральной и государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
31 января 2022 г. заявление Сладковой М.Ю. было направлено на доработку в связи с не предоставлением сведений о реквизитах судебного решения о взыскании алиментов.
4 февраля 2022 г. ответчиком принято решение об отказе в удовлетворении заявления Сладковой М.Ю. в назначении пособия ввиду не предоставления заявителем реквизитов судебного решения о взыскании алиментов.
Данное решение является незаконным, нарушает права гражданина на получение государственных и муниципальных услуг. В соответствии с пунктами 52, 53 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учёт в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет, действовавших на момент принятия пенсионным органом решения, реквизиты судебного решения о взыскании алиментов могли быть запрошены пенсионным органом. Обязанность заявителя предоставлять копии документов, сведения о судебных решениях о назначении алиментов не предусмотрена. При этом в обращении заявителем были указаны сведения об исполнительном производстве.
Наличие у пенсионного органа сведений об исполнительном производстве позволяло ему получить сведения от Федеральной службы судебных приставов посредством направления запроса через систему межведомственного электронного взаимодействия, кроме того, ответчик имел возможность получить необходимые сведения от заявителя по телефону. Меры, направленные на получение указанных сведений, ответчиком не приняты.
В ходе рассмотрения представления прокурора Центрального района г. Кемерово от 21 июня 2022г. нарушения закона, выявленные в ходе проверки, ответчиком не устранены.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 10 ноября 2022 г. в удовлетворении исковых требований Центрального района г.Кемерово в интересах Сладковой Маргариты Юрьевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения от 4 февраля 2022 г. об отказе в назначении ежемесячного пособия на ребенка, возложении обязанности назначить Сладковой Маргарите Юрьевне ежемесячное пособие на ребенка за январь и февраль 2022 года в размере 1 1704 рубля - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 февраля 2023г. постановлено:
"Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 10 ноября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу от 4 февраля 2022 г. об отказе Сладковой Маргарите Юрьевне в назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", с 1 января 2022 г.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу обязанность назначить и выплатить Сладковой Маргарите Юрьевне ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет на ребенка Х, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за январь и февраль 2022 года в размере 11704 руб. (одиннадцать тысяч семьсот четыре рубля)".
В кассационной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу Балацкая Е.А. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 февраля 2023 г, как незаконное и необоснованное, с принятием нового судебного акта об отказе истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу судебное извещение получило 28 апреля 2023 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения Сладковой М.Ю, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, поддержавшей доводы возражений прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такого характера нарушений норм права судом апелляционной инстанции не допущено.
Из материалов дела следует и судебными инстанциями установлено, что Сладкова М.Ю. обратилась 21 января 2022г. в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
В данном заявлении от 21 января 2022 г. Сладкова М.Ю. указала основание для назначения ежемесячного пособия на ребенка Х, ДД.ММ.ГГГГ года рождения: "один из родителей обязан платить алименты по решению суда", указала реквизиты исполнительного производства - " "данные изъяты"".
Заявление Сладковой М.Ю. от 21 января 2022 г. было возвращено ответчиком 31 января 2022 г. на доработку, с предложением представить сведения о решении суда об уплате алиментов.
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области- Кузбассу от 4 февраля 2022г. Сладковой М.Ю. отказано в назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет по причине не предоставления в установленный срок сведений (о решении суда о взыскании алиментов) после возвращения их на доработку.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что в заявлении Сладковой М.Ю. от 21 января 2022г. соответствующей формы отсутствовали "реквизиты судебного решения о назначении алиментов", в связи с чем ответчиком на основании пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N1037, данное заявление 31 января 2022г. было возвращено на доработку, поскольку у пенсионного органа не имелось возможности проверки необходимых сведений для принятия решения о наличии оснований для назначения пособия, в установленный срок дополнительные сведения истцом не представлены.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции и их правовым обоснованием. Со ссылкой на положения Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении, суд апелляционной указал на отсутствие у пенсионного органа оснований для возвращения Сладковой М.Ю. документов на доработку.
Выводы суда апелляционной инстанции требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 1 статьи 39).
Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72) Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее по тексту также Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ) устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Согласно статье 10.1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции, действовавшей на дату обращения Сладковой М.Ю. с заявлением о назначении ежемесячного пособия) право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
В целях предоставления указанного пособия единственным родителем признается родитель ребенка, который указан в записи акта о рождении ребенка, при условии, что в этой записи отсутствуют сведения о втором родителе ребенка или сведения об отце в запись акта о рождении ребенка внесены по заявлению матери ребенка, либо в случае, если второй родитель ребенка умер, признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим.
В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от восьми до семнадцати лет указанное пособие выплачивается на каждого ребенка с единственным родителем или на каждого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов.
Лицам, указанным в статье 10.1 названного Федерального закона, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет выплачивается со дня достижения ребенком возраста восьми лет, если обращение за назначением указанного пособия последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком такого возраста, но не ранее чем с 1 июля 2021 г. В остальных случаях ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет выплачивается со дня обращения за назначением указанного пособия.
Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет устанавливается на двенадцать месяцев, но не более чем до достижения ребенком возраста семнадцати лет. Назначение указанного пособия в очередном году осуществляется по истечении двенадцати месяцев со дня предыдущего обращения (статья 10.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ).
В соответствии со статьей 10.3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" размер ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленной в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
Размер ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет подлежит перерасчету с 1 января года, следующего за годом обращения за назначением указанного пособия, исходя из ежегодного изменения величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации.
Порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и формы заявлений об их назначении установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1037 "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении" (далее по тексту также Правила; Правила приведены в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений - дату обращения Сладковой М.Ю. с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка).
Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что заявления о назначении пособий, заявления об изменении реквизитов кредитной организации, осуществляющей доставку пособий, подаются:
а) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал);
б) лично по месту жительства (пребывания) (в случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания) - по месту фактического проживания).
Подача заявления о назначении пособий посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность заявителя установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи (пункт 5 Правил).
Документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты (прекращения выплаты) пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1037 "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении" (далее - соответственно документы (сведения), перечень), запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем.
Срок подготовки и направления ответа на межведомственный электронный запрос, предусмотренный пунктом 6 настоящих Правил, не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного электронного запроса в орган и (или) организацию (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 52 Правил документы (сведения) об исполнительном производстве о взыскании алиментов, возбужденном на основании исполнительного документа, выданного на основании судебного решения, представляются Федеральной службой судебных приставов по запросу территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, направленному в электронном виде. Федеральная служба судебных приставов в срок не более 5 рабочих дней после получения соответствующего запроса направляет в электронном виде документы (сведения) о возбужденном на основании исполнительного документа исполнительном производстве или о его окончании (прекращении).
Согласно пункту 53 Правил от 28 июня 2021г. N1037 сведения о вынесении судебных решений о назначении алиментов или судебных решений об отмене выплаты назначенных алиментов представляются соответствующим судом по запросу территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в согласованные с Верховным Судом Российской Федерации сроки.
Из системного толкования приведенных выше норм следует, что сведения (документы) предоставляются организацией, в распоряжении которой они имеются, в порядке межведомственного взаимодействия или предоставляются непосредственно заявителем и в случае предоставления им неполного комплекта документов заявитель вправе предоставить недостающие документы самостоятельно. При этом уполномоченный орган в случае предоставления заявителем неполного комплекта документов, вправе вернуть заявление на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке, при этом срок принятия решения приостанавливается до предоставления заявителем недостающих документов (сведений).
Непредставление заявителем в течение 5 рабочих дней заявления о назначении пособий и (или) документов (сведений) после возвращения их на доработку в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил является основанием для отказа в назначении пособия.
Установив, что в заявлении от 21 января 2022г. истец указала, что другой родитель обязан к уплате алиментов на содержание ребенка, а также данные об исполнительном производстве, на основании которых ответчик имел возможность в силу пункта 6, 53, 54 Правил получить недостающие сведения о судебном акте, на основании которого возбуждено исполнительное производство, в суде и службе судебных приставов в порядке межведомственного взаимодействия, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии основания для возвращения документов на доработку и для отказа в назначении пособия в соответствии с пунктом 13 Правил, в связи с чем правомерно отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение, которым удовлетворил исковые требования прокурора в интересах Сладковой М.Ю. в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте суда апелляционной инстанции и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.