Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Леонтьевой Т.В, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3197/2019 (38RS0023-01-2019-003202-12) по иску Зайцевой Марии Егоровны к Муниципальному учреждению "Администрация городского округа муниципального образования - "город Тулун", ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району", Министерству сельского хозяйства Иркутский области об установлении факта владения и пользования садовым домом, признании права на получение мер социальной поддержки, по кассационной жалобе Зайцевой Марии Егоровны на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 16 сентября 2019г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зайцева М.Е. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению "Администрация городского округа муниципального образования - "город Тулун", ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району", в обоснование которого указала, что является собственником земельного участка, находящегося в Садоводческом некоммерческом товариществе "Сплавщик" (далее по тексту также СНТ "Сплавщик"), по адресу: "адрес".
Ежегодно в летний период она проживает в садовом домике, в котором находится все необходимое имущество, а земельный участок использует под посадки сельскохозяйственных культур.
В результате чрезвычайной ситуации ее садовый домик унесло водой, было утрачено находящееся в садовом домике имущество: одежда, вещи, мебель, бытовая техника, а также находящиеся на земельном участке строения (баня, гараж, теплица), и уничтожены сельскохозяйственные насаждения.
Зайцева М.Е. просила установить за ней факт владения, пользования на праве собственности и утраты имущества объекта недвижимости - садового дома общей площадью 38, 9 кв.м, по адресу: "адрес", расположенного на земельном участке "данные изъяты", на день введения режима чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области; признать за ней право на меры социальной поддержки в результате утраты имущества, объекта недвижимости - садового дома общей площадью 38, 9 кв.м, по адресу: "адрес", расположенного на земельном участке "данные изъяты", право на меры социальной поддержки в результате уничтожения посевов наводнением, прошедшим в июне 2019 г. на территории Иркутской области, а также обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 16 сентября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 октября 2019 г, исковые требования Зайцевой М.Е. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Зайцева М.Е. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое рассмотрение в соответствующий суд в том же или в ином составе судей.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России направленное в адрес Зайцевой М.Е. судебное извещение вернулось по истечении срока хранения, остальные лица, участвующие в деле, заблаговременно получили судебные извещения), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Зайцева М.Е. является собственником земельного участка площадью 600 кв.м, находящегося по адресу: "адрес", земельный участок "данные изъяты" выделен для садоводства, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю N, выданным 29 марта 1995г.
Согласно справке СНТ "Сплавщик" от 10 июля 2019 г. N Зайцева М.Е. является членом СНТ "Сплавщик", и за ней закреплен земельный участок с постройками площадью 600 кв.м, по адресу: "адрес" (левая сторона).
Вхождение Зайцевой М.Е. в число членов СНТ "Сплавщик" по состоянию на 27 июня 2019 г. подтверждается выпиской из реестра членов общества от 20 августа 2019 г. N.
Из технического паспорта на дачу общества "Сплавщик", видно, что садовый дом имел площадь 16, 6 кв.м, веранду - 20, 3 кв.м и террасу - 2 кв.м, а земельный участок для его строительства был предоставлен на основании решения исполкома.
В справке участкового уполномоченного Т. от 25 июля 2019 г. указано, что Зайцева М.Е. действительно в период с 1 мая по 1 октября проживала по адресу: "адрес".
Из справок Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям Муниципального учреждения "Администрация г. Тулуна" от 23 июля 2019г. N и от 27 июля 2019г. N следует, что садоводческое общество "Сплавщик" в г. Тулуне попало в зону чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения в 2019г. на территории муниципального образования - "город Тулун", в результате которого вышеуказанное садоводческое общество уничтожено полностью.
Согласно справке Муниципального учреждения "Администрация г. Тулуна" от 24 февраля 2016г. N на основании постановления мэра города от 20 ноября 2002г. N было изменено местоположение объекта - земельного участка для ведения садоводства с: "адрес" по ранее выданным документам на: "адрес".
Письмом Муниципального учреждения "Администрация г. Тулуна" от 3 сентября 2019 г. N Зайцевой М.Е. было отказано в выдаче акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории г. Тулуна Иркутской области, в связи с тем, что проживание в садовом домике было не постоянным, а носило временный характер, а также на том основании, что дачный дом не признан жилым помещением.
В ответе на заявление Зайцевой М.Е. Тулунский межрайонный прокурор 25 июля 2019 г. исх. N указал, что, согласно представленному Зайцевой М.Е. заявлению и приложенным к нему документам, она проживает в садоводческом товариществе без регистрации по месту проживания, поэтому право на получение компенсационных выплат в связи с чрезвычайной ситуацией не имеет. Выплаты в связи с чрезвычайной ситуацией она сможет получить только после признания ее садового дома жилым помещением.
Разрешая заявленные Зайцевой М.Е. требования об установлении факта владения и пользования садовым домом, установив, что данный садовый дом является зданием сезонного использования, что не оспаривалось истцом, решение о признании принадлежащего Зайцевой М.Е. садового дома по адресу: "адрес" (ранее "адрес") жилым не принималось, установление факта владения садовым домом и его утраты необходимо Зайцевой М.Е. для получения мер социальной поддержки, связанных с наводнением, имевшим место на территории Иркутской области в июне 2019 г, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Зайцевой М.Е. об установлении факта владения, пользования на праве собственности и утраты имущества и объекта недвижимости - садового дома общей площадью 38, 9 кв.м, по адресу: "адрес", расположенного на земельном участке "данные изъяты", на день введения режима чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области; признании за ней права на меры социальной поддержки в результате утраты имущества, объекта недвижимости - садового дома общей площадью 38, 9 кв.м по адресу: "адрес", расположенного на земельном участке "данные изъяты", удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту также Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
27 июня 2019 г. указом Губернатора Иркутской области N 134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации городского округа муниципального образования - "город Тулун" от 27 июня 2019 г. N "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования - "город Тулун" с 15 часов 00 минут 27 июня 2019 г. на территории муниципального образования - "город Тулун" введен режим чрезвычайной ситуации.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (пункт 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 916 были утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:
а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;
б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 Правил мероприятия реализуются в отношении:
- граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- граждан, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения или поврежденные жилые помещения, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений, но имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях или поврежденных жилых помещениях, относящихся к членам семьи граждан, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Трансферт предоставляется, в том числе при наличии нормативного правового акта Иркутской области, утверждающего перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения реализации которых предоставляется трансферт (пункт 10 Правил).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки" гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно подпункту 1 пункта 6 вышеуказанного Положения право на социальную выплату имеют граждане, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющими в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющими в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, меры социальной поддержки предоставляются гражданам, жилые помещения которых утрачены результате чрезвычайной ситуации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации составляет жилищный фонд (часть 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из составляющих жилищного фонда является индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования.
В силу прямого указания закона жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Государственный учет производится на основании технического учета, осуществляемого независимо от его принадлежности по единой системе для Российской Федерации, а данные учета составляют архивный фонд БТИ, относящийся к государственной собственности и государственному архивному фонду.
Действовавшее ранее гражданское и жилищное законодательство содержало аналогичные правовые нормы.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. N 47 (далее также - Положение (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2013г. N 311, действовавшей на момент возникновения спорных отношений)).
Согласно пункту 2 Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее также - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац 2 пункта 7 Положения).
Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из указанных в данной норме решений, в частности о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения (абзац седьмой пункта 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (абзац второй пункта 49 Положения).
При этом в случае обследования помещения комиссия составляет в трех экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N.
Установив, что решение вопроса о признании садового дома, расположенного по адресу: "адрес", жилым домом действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, заключение которой является основанием для последующего принятия соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о включении недвижимого имущества в жилой фонд, суды, ввиду отсутствия доказательств, свидетельствующих о том, что строение или помещение, в котором истец проживала, будучи зарегистрированной по другому адресу, включено в жилищный фонд в порядке, предусмотренном действующим жилищным или гражданским законодательством, правомерно отказали Зайцевой М.Е. в удовлетворении иска.
Требования Зайцевой М.Е. о признании за ней право на меры социальной поддержки в результате уничтожения посевов наводнением, прошедшим в июне 2019 г. на территории Иркутской области были разрешены судом первой инстанции, в удовлетворении указанных требований было отказано.
При этом, суд первой инстанции, руководствуясь постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 560-пп, которым было утверждено Положение о порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсации в связи с гибелью, утратой (повреждением) в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, принадлежащих им посевов сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственных строений (сооружений), предназначенных для содержания сельскохозяйственных животных (за исключением пчелосемей), а также единовременной материальной помощи (далее - Положение от 17 июля 2019 г. N 560-пп), оценив представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных требований отказал, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что 21 августа 2019 г. Зайцевой М.Е. получены денежные средства в размере 42000руб. за утраченные в результате паводка посевы на площади 5, 00 соток на земельном участке по адресу: "адрес".
Выводы суда первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассатора о том, что судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тулунского городского суда Иркутской области от 16 сентября 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зайцевой Марии Егоровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.