Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А.
судей Кожевниковой Л.П, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N19RS0011-01-2022-001165-07 (2-724/2022) по исковому заявлению Т.З.О. к администрации Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, главе Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия Х.Е.А. о признании незаконными отказа администрации во включении периодов работы в стаж муниципальной службы, протокола заседания комиссии по установлению стажа муниципальной службы, включении периодов работы в стаж муниципальной службы, по кассационной жалобе Т.З.О. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 10 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения Т.З.О. и ее представителя К.Ю.П. поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения главы Администрации муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет - Х.Е.А. представителя Администрации муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет - С.Н.А, действующей на основании доверенности, поддержавших доводы возражений на кассационную жалобу, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц - связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Т.З.О. обратилась в суд с иском к администрации Усть - Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее - администрация Усть-Бюрского сельсовета), главе Усть- Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее - глава Усть-Бюрского сельсовета) Х.Е.А. о признании незаконными отказа администрации во включении периодов работы истца в стаж муниципальной службы, протокола заседания комиссии по установлению стажа муниципальной службы, возложении обязанности включить периоды работы в стаж муниципальной службы.
В обосновании требований указала, что 3 марта 2020 г. она обратилась в администрацию Усть-Бюрского сельсовета с заявлением о включении ей в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии) периодов работы с 9 декабря 1996 г. по 2 марта 2022 г.
Из ответа администрации Усть-Бюрского сельсовета от 1 апреля 2022 г. следует, что в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет возможно включение не более 5 лет, которых будет недостаточно для назначения пенсии.
Выражая несогласие с данным ответом и протоколом N заседания комиссии по установлению стажа муниципальной службы (стажа работы в органах местного самоуправления) администрации Усть-Бюрского сельсовета от 1 апреля 2022 г. (далее - Протокол N), истец указывала, что состоит на муниципальной службе в администрации Усть-Бюрского сельсовета с 9 декабря 1996 г. в должности специалиста централизованной бухгалтерии, с 14 мая 1999 г. - в должности главного бухгалтера централизованной бухгалтерии, и с 24 января 2006 г. до настоящего времени в должности главного бухгалтера администрации Усть-Бюрского сельсовета. Указанные должности включены в реестр должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования Усть - Бюрский сельсовет.
Полагала, что ее стаж муниципальной службы на 1 апреля 2022 г. составляет 25 лет 4 месяца 10 дней.
Просила суд с учетом уточнения исковых требований признать незаконными отказ администрации Усть-Бюрский сельсовета во включении ей в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии) периодов работы с 14 мая 1999 г. по дату подачи заявления об определении стажа муниципальной службы - 3 марта 2022, и протокол N, обязать ответчика включить в стаж муниципальной службы истца для назначения пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии) периоды работы с 14 мая 1999 г. по 3 марта 2022 г.
Решением Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 1 сентября 2022 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд включил в стаж муниципальной службы период работы Т.З.О. в должности главного бухгалтера администрации Усть- Бюрского сельсовета с 24 января 2006 г. по 2 марта 2022 г, в удовлетворении остальной части иска суд отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 10 января 2023 г. решение Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 1 сентября 2022 г. отменено в части включения в стаж муниципальной службы периода работы истца в должности главного бухгалтера администрации Усть - Бюрского сельсовета с 24 января 2006 г. по 2 марта 2022 г, с принятием в указанной части нового решения, которым в удовлетворении исковых требований отказано. В остальной части решение суд первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Т.З.О. ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, принятого с нарушением норм материального права, просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
Администрацией муниципального образования Усть - Бюрского сельсовета представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Заслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что 9 декабря 1996 г. истец была принята на работу специалистом централизованной бухгалтерии администрации на территории Усть-Бюрского сельского совета, с 14 мая 1999 г. переведена главным бухгалтером централизованной бухгалтерии, 23 января 2006 г. уволена переводом, а 24 января 2006 г. принята главным бухгалтером администрации муниципального образования Усть-Бюрского сельсовета в порядке перевода из Усть-Бюрского управления, в этот же день с ней заключен трудовой договор.
3 марта 2022 г. истец обратилась к главе администрации муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет с заявлением о включении в стаж муниципальной службы для назначения в будущем пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии) периодов работы с 9 декабря 1996 г. по 2 марта 2022 г.
1 апреля 2022 г. состоялось заседание комиссии по установлению стажа муниципальной службы (стажа работы в органах местного самоуправления) администрации Усть-Бюрского сельсовета по заявлению истца.
Согласно протоколу N заседания комиссии стаж муниципальной службы Т.З.О. составляет 5 лет 6 месяцев 9 дней (с 8 апреля 1981 г. по 10 мая 1984 г, с 9 декабря 1996 г. по 14 мая 1999 г.).
В адрес Т.З.О. направлен письменный ответ, в котором разъяснены основания для отказа во включения спорных периодов в стаж муниципальной службы, а также разъяснены положения Приложения 2 к Федеральному закону от 15 декабря 2021 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в силу которых при назначении пенсии за выслугу лет в 2022 году стаж для назначения такой пенсии составляет 18 лет, после 2026 года - 20 лет. Истцу указано на отсутствие требуемого стажа муниципальной службы для назначения пенсии по выслуге лет.
На основании протокола N главой администрации Усть - Бюрского сельсовета Х.Е.А. направлен истцу ответ аналогичного содержания.
Не согласившись с решением комиссии, истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца о включении в стаж муниципальной службы периода работы истца в должности главного бухгалтера с 24 января 2006 г. по 2 марта 2022 г, исходил из того, что Т.З.О. принята главным бухгалтером в бухгалтерию при администрации Усть-Бюрского сельсовета, а не в централизованную бухгалтерию. При численности населения муниципального образования более 1 500 человек должность главного бухгалтера согласно Реестру должностей муниципальной службы в Республике Хакасия, относится к муниципальной должности.
Суд апелляционного инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовыми обоснованиям, исходя из того, что централизованная бухгалтерия, где работала истец в спорный период, была создана в администрации Усть-Бюрского сельсовета как специализированное структурное подразделение. Деятельность централизованных бухгалтерий в указанный период регулировалась Положением о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 14 января 1971 г. N 34 (далее - Положение о централизованных бухгалтериях).
В соответствии с п. 1 Положения о централизованных бухгалтериях централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются для ведения учета исполнения доходов и расходов бюджета и смет расходов учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах, а также смет специальных и других внебюджетных средств.
Согласно п. 2 Положения о централизованных бухгалтериях централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются соответствующими исполкомами с разрешения Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов за счет общей численности и фонда заработной платы работников учреждений, состоящих на бюджете района (города). Численность работников централизованных бухгалтерий устанавливается, исходя из объема работы, а должностные оклады - в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой должностных окладов. Централизованная бухгалтерия отчитывается перед соответствующим исполкомом Совета народных депутатов о своей работе.
В силу п. 3 Положения о централизованных бухгалтериях централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов осуществляют работу по составлению и исполнению бюджета и смет расходов бюджетных учреждений, ведут учет исполнения бюджета и смет расходов и осуществляют систематический контроль за ходом их исполнения, за состоянием расчетов, сохранностью денежных средств и товарноматериальных ценностей, за правильным и экономным расходованием государственных средств, а также обеспечивают правильное и своевременное составление периодической и годовой отчетности об исполнении бюджета.
Централизованные бухгалтерии возглавляются главным бухгалтером, который назначается и освобождается от должности исполкомом сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета народных депутатов по согласованию с главным бухгалтером финансового отдела исполкома районного (городского) Совета народных депутатов (п.п. 4, 5 Положения о централизованных бухгалтериях).
На основании анализа приведенных нормативных положений суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в функции централизованной бухгалтерии входило не только обслуживание органа местного самоуправления, но и других бюджетных учреждений, состоящих на сельском бюджете, и она не была отнесена к органам местного самоуправления.
Решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет от 27 февраля 2007 г. N утверждено Положение о централизованной бухгалтерии при администрации муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет.
Положением предусмотрено, что централизованную бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер. Численность работников централизованной бухгалтерии устанавливается исходя из объема работы, а должностные оклады - в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 сентября 2006 г. N 240 "Об оплате труда работников централизованных бухгалтерий".
Постановлением администрации Усть-Бюрского сельсовета от 31 августа 2015 г. N утверждено Положение об оплате труда работников централизованной бухгалтерии администрации Усть-Бюрского сельсовета в соответствии с Методическими рекомендациями по оплате труда работников централизованных бухгалтерий органов местного самоуправления поселений Усть-Абаканского района Республики Хакасия, утвержденными постановлением администрации Усть- Абаканского района от 18 мая 2012 г. N
Ранее действовали распоряжения Главы администрации муниципального образования Усть-Абаканский район от 22 ноября 2004 г. N "Об оплате труда работников централизованных бухгалтерий", Главы муниципального образования Усть-Абаканский район от 20 декабря 2006 г. N "Об оплате труда работников централизованных бухгалтерий".
Из трудовой книжки Т.З.О. следует, что она была принята на работу 9 декабря 1996 г. специалистом централизованной бухгалтерии, с 14 мая 1999 г. переведена главным бухгалтером централизованной бухгалтерии, 24.01.2006 принята главным бухгалтером администрации муниципального образования Усть-Бюрского сельсовета.
Не соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что 24 января 2006 г. истец принята главным бухгалтером в бухгалтерию при администрации Усть-Бюрского сельсовета, а не в централизованную бухгалтерию, суд апелляционной инстанции указал, что он противоречит установленным по делу обстоятельствам. Из записей трудовой книжки следует, что истец с 14 мая 1999 г. работала главным бухгалтером централизованной бухгалтерии Администрации Усть-Бюрского сельского совета. Из следующей записи следует, что в результате объединения муниципальных образований, в том числе Усть-Бюрского сельсовета, образовано муниципальное образование Усть-Абаканский район, в Усть-Бюрском управлении которого и продолжает работать истец.
24 января 2006 г. истец принята главным бухгалтером в порядке перевода из Усть-Бюрского управления, где она работала главным бухгалтером централизованной бухгалтерии (запись N). Из штампа следует, что истец принята на работу в администрацию муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет, в тот же день заключен трудовой договор N согласно которому истец принимается в организацию для выполнения работы по должности главного бухгалтера.
Ссылаясь на то, что Т.З.О. согласно данному трудовому договору принята не в централизованную бухгалтерию, а в администрацию муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет на должность муниципальной службы, которую занимает до настоящего времени, суд первой инстанции не учел, что должность главного бухгалтера имелась только в составе централизованной бухгалтерии.
Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела штатными расписаниями по централизованной бухгалтерии муниципального образования на территории Усть- Бюрского сельсовета (в последующем Усть-Бюрского управления муниципального образования Усгь-Абаканский район, Усть-Бюрское управление администрации муниципального образования Усть- Абаканский район, администрация муниципального образования Усть- Бюрский сельсовет, Усть-Бюрский сельсовет), за период с 2000 года по 2021 год, из которых следует, что в спорный период с 2006 по 2021 год в централизованной бухгалтерии предусматривалась, в том числе, должность главного бухгалтера. Штатные расписания подписаны главным бухгалтером Т.З.О.
Также в материалы дела представлены штатные расписания за период с 2014 по 2022 год выборного должностного лица и муниципальных служащих администрации Усть-Бюрского сельсовета, предусматривающие должности главы и специалистов 1 категории.
На основании анализа представленных доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что штатное расписание централизованной бухгалтерии Усть-Бюрского сельсовета, включающее должность главного бухгалтера централизованной бухгалтерии, формировалось отдельно от штатного расписания выборных должностных лиц и муниципальных служащих Усть-Бюрского сельсовета. При этом, должность главного бухгалтера в штатное расписание выборных должностных лиц и муниципальных служащих Усть-Бюрского сельсовета не была включена.
Доказательств, подтверждающих включение должности главного бухгалтера в штат муниципальных служащих Усть-Бюрского сельсовета истцом вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было.
Учитывая, что централизованная бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей, которая не может быть отнесена к органам местного самоуправления, а также принимая во внимание, что должность главного бухгалтера централизованной бухгалтерии не была включена в штат муниципальных служащих Усть-Бюрского сельсовета, не включена в Реестр должностей муниципальной службы, и не отнесена к должностям муниципальной службы ни на уровне субъекта, ни на уровне муниципального образования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для включения спорного периода работы истца в должности главного бухгалтера с 24 января 2006 г. по 2 марта 2022 г. в стаж муниципальной службы у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции нормы материального и процессуального права применены правильно.
В соответствии с подп. "ж", "н" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ) муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Пунктом 4 ст. 7 Федерального Закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст. 25 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в ч. 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.10 Закона Республики Хакасия от 6 июля 2007 г. N 39-ЗРХ "О муниципальной службе в Республике Хакасия" пенсия за выслугу лет (доплата к государственной или страховой пенсии) является одной из дополнительных гарантий, предоставляемых муниципальному служащему. Назначение и выплата такой пенсии осуществляется в установленном муниципальным правовым актом порядке, аналогичном порядку назначения и выплаты пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии) лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Хакасия, установленному законом Республики Хакасия.
Согласно ст. ст. 6, 7 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности но должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ).
Особенности организации муниципальной службы в Республике Хакасия и правовое положение муниципальных служащих в Республике Хакасия определяются в соответствии с Законом Республики Хакасия от 6 июля 2007 г. N 39-3PX "О муниципальной службе в Республике Хакасия" (далее - Закон Республики Хакасия от 6 июля 2007 г. N 39-3PX).
В силу ст. 3 Закона Республики Хакасия от 6 июля 2007 г. N 39-3PX должности муниципальной службы, классифицированные по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций, образуют Реестр должностей муниципальной службы в Республике Хакасия, содержащийся в приложении 1 к настоящему Закону, который представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы.
Реестр должностей муниципальной службы в Республике Хакасия, являющийся приложением N 1 к Закону Республики Хакасия от 6 июля 2007 г. N 39-3PX (в редакции, действовавшей до 1 января 2022 г.), содержал перечень должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования, который формировался с учетом численности населения муниципального образования.
В разделе 1 "Перечень должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования" Реестра должностей муниципальной службы в Республике Хакасия указана должность главного бухгалтера администрации муниципального образования при численности населения муниципального образования более 1 500 человек.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) в стаж муниципальной службы муниципального служащего включалось время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях.
Положениями ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" было определено, что муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Законом Республики Хакасия от 22 мая 1996 г. N 65 "О муниципальной службе в Республике Хакасия" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) был утвержден реестр муниципальных должностей, в который включена должность главного бухгалтера администрации.
Согласно ст. 3 Закона Республики Хакасия от 22 мая 1996 г. N 65 "О муниципальной службе в Республике Хакасия" муниципальной должностью являлась должность, включенная в Реестр муниципальных должностей Республики Хакасия, являющийся неотъемлемой частью настоящего Закона, представляющий собой перечень наименований должностей муниципальной службы.
Реестр должностей муниципальной службы администрации муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет был утвержден впервые решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет от 8 июля 2008 г. N 39. В Реестр включены должности специалистов 1 и 2 категории в составе младшей группы должностей.
Судами установлено, что централизованная бухгалтерия создана в администрации Усть-Бюрского сельсовета как специализированное структурное подразделение.
Деятельность централизованных бухгалтерий в указанный период регулировалась Положением о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 14 января 1971 г. N 34, утратившим силу с 1 февраля 2020 г. (далее - Положение о централизованных бухгалтериях).
Решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет от 27 февраля 2007 г. N 15 утверждено Положение о централизованной бухгалтерии при администрации муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет. Положением предусмотрено, что централизованную бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер. Численность работников централизованной бухгалтерии устанавливается исходя из объема работы, а должностные оклады - в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 сентября 2006 г. N 240 "Об оплате труда работников централизованных бухгалтерий".
Постановлением администрации Усть-Бюрского сельсовета от 31 августа 2015 г. N 96/1-п утверждено Положение об оплате труда работников централизованной бухгалтерии администрации Усть-Бюрского сельсовета в соответствии с Методическими рекомендациями по оплате труда работников централизованных бухгалтерий органов местного самоуправления поселений Усть-Абаканского района Республики Хакасия, утвержденными постановлением администрации Усть - Абаканского района от 18 мая 2012 г. N 759-п. Ранее действовали распоряжения Главы администрации муниципального образования Усть-Абаканский район от 22 ноября 2004 г. N 2/8-р "Об оплате труда работников централизованных бухгалтерий", Главы муниципального образования Усть-Абаканский район от 20 декабря 2006 г. N 194-р "Об оплате труда работников централизованных бухгалтерий".
Установив, что централизованная бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей, которая не может быть отнесена к органам местного самоуправления, а также что должность главного бухгалтера централизованной бухгалтерии не была включена в штат муниципальных служащих Усть-Бюрского сельсовета, не включена в Реестр должностей муниципальной службы, и не отнесена к должностям муниципальной службы ни на уровне субъекта, ни на уровне муниципального образования, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Вопреки доводам кассатора судами применены нормативные акты, подлежащие применению, следует отметить, что в органах местного самоуправления могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями соответственно государственной и муниципальной службы (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ).
Доводы кассационной жалобы о том, что должность, по которой она исполняла обязанности в спорный период относится к замещению должностей муниципальной службы, поскольку она занималась организацией бухгалтерского учета и контроля за исполнением бюджета муниципального образования, что судом апелляционной инстанции не учтена ее должностная инструкция, с которой она была ознакомлена при принятии, что должность "главный бухгалтер администрации" входит в реестр должностей муниципальной службы, в материалах дела отсутствуют доказательства создания централизованной бухгалтерии на момент перевода истца 24 января 2006 г, не влекут отмену по существу правильного решения, поскольку выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, основаны на субъективном толковании вышеуказанных нормативных актов, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Кроме того, как следует из имеющейся в деле должностной инструкции истца, с которой истец была ознакомлена, она называется должностной инструкцией главного бухгалтера централизованной бухгалтерии администрации Усть-Бюрского сельсовета.
Положения ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции, нарушений норм материального права или норм процессуального права, в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 10 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Т.З.О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.