Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Леонтьевой Т.В, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-290/2022, УИД 42RS0035-01-2022-000425-89 по иску Красилова Петра Васильевича к Государственному учреждению- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, по кассационной жалобе Красилова Петра Васильевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения Красилова П.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Красилов П.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (в настоящее время Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу) об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии.
Требования мотивированы тем, что 10 августа 2021г. Красилов П.В. обратился к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее по тексту - ГУ - УПФР в г. Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное)) с заявлением об установлении пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФР в г. Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 12 августа 2021 г. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (в наличии, путем суммирования, - 06 лет 09 мес. 02 дня, при необходимом 7 лет 06 мес.).
Истец считает принятое ответчиком решение незаконным и необоснованным, нарушающим его право на пенсионное обеспечение.
Просил признать решение ГУ - УПФР в г. Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 12 августа 2021 г. N об отказе в установлении пенсии незаконным; включить период прохождения службы Красиловым П.В. с 24 мая 1982 г. по 15 мая 1985 г. в стаж работы в местностях Крайнего Севера, назначив пенсию со дня первоначального обращения.
Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 12 апреля 2022 г. (в редакции определения об исправлении описки от 17 июня 2022 г.) исковые требования Красилова П.В. удовлетворены. Решение ГУ - УПФР в г. Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 12 августа 2021г. N об отказе в установлении пенсии Красилову П.В. признано незаконным. На ответчика возложена обязанность включить период прохождения службы Красиловым П.В. с 24 мая 1982 г. по 15 мая 1985 г. в специальный стаж работы в местностях Крайнего Севера в целях досрочного назначения пенсии, назначить пенсию со дня первоначального обращения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 июля 2022 г. постановлено:
"Решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 12 апреля 2022 г. (в редакции определения об исправлении описки от 17 июня 2022 г.) отменить, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу Лисовенко Александра Сергеевича удовлетворить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Красилова Петра Васильевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии - отказать".
В кассационной жалобе Красилов П.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 июля 2022 г, как незаконное и необоснованное оставить в силе решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 12 апреля 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России Отделение Фонда пенсионного и социального страхований Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу получило судебное извещение 25 апреля 2023 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения Красилова П.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 10 августа 2021 г. истец Красилов П.В. обратился в ГУ - УПФР в г. Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФР в г. Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) N от 12 августа 2021г. в установлении пенсии за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (пункт 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Из содержания указанного решения следует, что в специальный стаж за работу в районах Крайнего Севера по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу засчитаны периоды работы, в общей сложности, 03 года 10 месяцев 04 дня. Периоды работы по Списку N2 (с применением положений пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), зачтены в размере 01 год 08 месяцев 07 дней. Периоды работы в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (работа в плавсоставе) зачтены в размере 01 год 03 месяца 21 день.
Итого стаж работы в районах Крайнего Севера, с учетом суммирования, составил 06 лет 09 месяцев 02 дня (при требуемых 07 лет 06 месяцев).
Считая указанное решение незаконным, истец обратился в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец Красилов П.В. в период с 24 мая 1982 г. по 15 мая 1985 г. проходил военную службу по призыву в г. Петропавловске-Камчатский Камчатской области, отнесенной к районам Крайнего Севера, после увольнения в запас в течение трех месяцев устроился на работу в организацию, расположенную в районах Крайнего Севера, в связи с чем период службы истца подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы суда апелляционной инстанции требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Как следует из статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Частью 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 651, в соответствии с пунктом 1 которого приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 данного закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
В целях назначения страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" учитывается работа в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, которая суммируется с работой, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Правил о приравнивании к работе в районах Крайнего Севера периодов прохождения службы в армии по призыву указанное Постановление не содержит.
Не содержат указанного положения и нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости.
Данным Постановлением предусмотрена возможность зачета периода службы в армии по призыву с учетом норм пункта 109 Постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" только к периодам работы, дающим право на назначение льготных пенсий по подп. "а", "б" или "в" (основания, аналогичные основаниям, предусмотренным пунктам 1, 2, 4 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), и исключительно в целях назначения пенсии по указанным основаниям.
Истец же претендует на назначение пенсии по иному основанию - в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Период работы с 20 мая 1985г. по 2 июня 1985г. (0 лет 0 месяцев 13 дней) (следующий за службой в армии) засчитан истцу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Подпунктом "д" пункта 16 Постановлением Постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" предусматривалось, что на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет. При этом пункт 109 Постановления N 590 не содержит положений, которые бы позволяли приравнивать периоды обучения или службы в армии к работе, предусмотренной подпунктом "д" пункта 16, то есть к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной и приравненной к ней службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 17 октября 2006 г. N 380-О, от 29 сентября 2011 г. N 1040-О-О, от 25 января 2012 г. N 19-О-О, от 28 января 2016 г. N 48-О и др.).
Впервые суммирование работ с особыми условиями труда и работ в районах Крайнего Севера было введено с 1 января 1992 г. Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно ст. 14 которого к работе на Крайнем Севере приравнивается именно трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона (включая работы с вредными и тяжелыми условиями труда), но не периоды прохождения службы в армии.
В связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", после чего утратил силу Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1, издано постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые регулируют порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и которыми включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не предусмотрено.
Пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7-14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6-9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Ныне действующий с 1 января 2015 г. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", нормы которого приведены выше, также не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.
Таким образом, правильным является вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии основания для применения к спорным правоотношениям для зачета именно в специальный стаж периода прохождения службы истца по призыву для назначения пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" положений Постановления Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающей право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", как это сделал суд первой инстанции.
В соответствии с данным Постановлением солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, данным нормативным актом предусмотрено включение периода службы в армии в стаж работы в районах Крайнего Севера именно и только для получения льгот, установленных перечисленными Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г, которые не регламентируют вопросы досрочного пенсионного обеспечения в связи с наличием стажа работы в районах Крайнего Севера, в отличие от Постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590, действовавшего в спорный период.
Право на зачет времени действительной срочной военной службы в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-У11 предусмотрено не было.
Возможность зачета периода службы в армии в период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, в соответствии с подпунктом "д" пункта 5 Указа Президиума ВС СССР от 10 февраля 1960г, предусмотрена не для назначения досрочной пенсии по специальному основанию, на которую претендует истец, а в стаж для получения права на общую пенсию по старости и права на пенсию по инвалидности, тем более, что специальное нормативное регулирование в данной сфере в период службы истца иного правила для досрочного назначения пенсии не предусматривало.
Поскольку, как ранее действовавшим пенсионным законодательством, так и действующим в настоящее время пенсионным законодательством суммирование стажа предусмотрено для определения права на досрочное назначение пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с зачетом только периодов трудовой деятельности (фактической работы), суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что у суда первой инстанции не имелось оснований для включения спорного периода прохождения истцом военной службы в подсчет специального стажа по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как и не имелось оснований для признания незаконным решения Пенсионного фонда и назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы суда мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судом применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции, судебной коллегией отклоняются, поскольку они повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Красилова Петра Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.