Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дмитриевой О.С.
судей Кравченко Н.Н. и Нестеренко А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0005-01-2022-006756-49 по иску Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному Казенному учреждению исправительной колонии N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области - Кузбассу, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области - Кузбассу, Федеральной службе исполнения наказаний России об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства
по кассационной жалобе Федерального Казенного учреждения исправительной колонии N 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области - Кузбассу, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области - Кузбассу, Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Заводского районного суда Кемеровской области от 20 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дмитриевой О.С, выслушав объяснения представителя ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России - Волковой А.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Волковой А.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кемеровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства.
Требования мотивированы тем, что Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в октябре 2022 года была проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности.
В Нарушение требований части 2 статьи 1, статей 10, 82 УИК РФ, статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 4.1, 8.8, 8.9 СП 8.13130.2020 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30.03.2020 N 225, на территории исправительного учреждения - ФКУ ИК-5 не функционирует источник наружного противопожарного водоснабжения - противопожарный водопровод с установленными на нем 2 пожарными гидрантами в промышленной зоне учреждения.
Выявленные нарушения закона администрацией ФКУ ИК-5 не оспариваются и подтверждаются материалами прокурорской проверки.
Администрацией ФКУ ИК-5 самостоятельно, за счет собственных средств устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат, а также в связи с тем, что финансирование ФКУ ИК-5 осуществляется ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу и ФСИН России, поэтому для устранения нарушений закона необходимо централизованное финансирование из вышеуказанных вышестоящих организаций, в связи с чем данные вышестоящие организации привлечены в качестве ответчиков.
Согласно подпунктов 1, 2 пункта 15 раздела 3 "Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области", утвержденного Приказом ФСИН РФ от 11.06.2015 N 518 - в компетенцию ГУФСИН России по Кемеровской области входит: "обеспечение законности в подведомственных учреждениях и безопасности лиц, находящихся на территориях; обеспечение безопасности объектов подведомственных учреждений; разработка и реализация мер по обеспечению противопожарного режима на подведомственных учреждениях; эксплуатация и техническое обслуживание имущества подведомственных ему учреждений; материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений".
В соответствии с пунктами 3, 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2014 N 1314, основными задачами и полномочиями ФСИН России являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы; осуществление материально-технического обеспечения деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям уголовно-исполнительной системы; осуществление контроля за обеспечением прав осужденных; осуществление разработки и реализации мер по обеспечению пожарной безопасности и предупреждению пожаров на объектах учреждений, органов уголовно-исполнительной системы; осуществление технического обслуживания имущества уголовно-исполнительной системы; осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы".
Просил обязать ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в срок до 30.06.2023 организовать проведение мероприятий на территории исправительного учреждения в промышленной зоне по оборудованию источника наружного противопожарного водоснабжения - противопожарного водопровода с 2 пожарными гидрантами; обязать ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в срок до 30.05.2023 организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-5: для проведения мероприятий на территории исправительного учреждения в промышленной зоне, по оборудованию источника наружного противопожарного водоснабжения - противопожарного водопровода с 2 пожарными гидрантами; обязать ФСИН России в срок до 30.04.2023 организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ГУФСИН России по Кемеровской области
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 20 декабря 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 марта 2022 г, исковые требования удовлетворены.
На ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу возложена обязанность в срок до 01.09.2023 организовать проведение мероприятий на территории исправительного учреждения в промышленной зоне по оборудованию источника наружного противопожарного водоснабжения - противопожарного водопровода с 2 пожарными гидрантами.
На ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу возложена обязанность в срок до 30.05.2023 организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу для проведения мероприятий на территории исправительного учреждения в промышленной зоне по оборудованию источника наружного противопожарного водоснабжения - противопожарного водопровода с 2 пожарными гидрантами.
На ФСИН России возложена обязанность в срок до 30.04.2023 организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу для проведения мероприятий на территории исправительного учреждения в промышленной зоне по оборудованию источника наружного противопожарного водоснабжения - противопожарного водопровода с 2 пожарными гидрантами.
В кассационной жалобе ФКУ ИК - 5 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России просят судебные постановления отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывают, что согласно пункту 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, именно ФСИН России осуществляет материально - техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно - исполнительной системы. В связи с чем исправительная колония не вправе самостоятельно решать вопрос об оборудовании и финансировании мероприятий источника наружного противопожарного водоснабжения - противопожарного водопровода с пожарными гидрантами, поскольку все имущество находится в оперативном управлении, и финансирование осуществляется за счет бюджета, поэтому исправительная колония является ненадлежащим ответчиком по делу, возложение обязанностей нарушает права и интересы учреждения. Кроме того, понуждение ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно - исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, перераспределение бюджетных расходов.
Проверив материалы дела, законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судебными инстанциями установлено, что Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в октябре 2022 года в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу проведена проверка нарушений уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности.
В нарушение требований части 2 статьи 1, статей 10, 82 УИК РФ, статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 4.1, 8.8, 8.9 СП 8.13130.2020 Свода правил "Системы противопожарной защиты". Наружное противопожарное водоснабжение", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий от 30.03.2020 N 225, на территории исправительного учреждения - ФКУ ИК-5 не функционирует источник наружного противопожарного водоснабжения - противопожарный водопровод с установленными на нем 2 пожарными гидрантами в промышленной зоне учреждения.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о проверке соблюдения требований законов в Федеральном казенном учреждении "ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу" от 30.05.2022.
30.05.2022 начальнику ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, которые устранены не были, что подтверждается ответом от 24.06.2022.
Ответчиком представлен запрос в ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу о выделении денежных средств из Федерального бюджета по целевой статье 0305 424 0690049 244 в сумме 960 000 рублей на проведение ремонтных работ с целью приведения в соответствии с требованиями правил и норм пожарной безопасности наружного противопожарного водоотвода.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", установив, что нарушения требований уголовно-исполнительного и противопожарного законодательства ответчиками не устранены, пришел к выводу о том, что заявленные Кемеровским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц требования подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований не согласиться с выводами судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Установив факт нарушения требований противопожарной безопасности, создающий угрозу жизни и здоровью граждан, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку обратное приведет к нарушению прав лиц, которым государство обязалось обеспечить условия отбытия наказания, отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья.
Вопреки доводам кассационной жалобы возложение судом на ответчиков обязанности по принятия мер к соблюдению требований противопожарной безопасности не является вмешательством в финансовую деятельность органа исполнительной власти.
Обязанность установить противопожарный водопровод возложена на ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области в силу закона и права учреждения не нарушает, поскольку финансирование данного мероприятия возложено на других ответчиков, в частности, на ФСИН России, которая является главным распорядителем средств федерального бюджета и в силу полномочий, предоставленных статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системе и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, о чем обоснованно указано судом апелляционной инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм материального права и сводятся к несогласию с выводами судов об обстоятельствах дела, однако это в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может повлечь отмену или изменение состоявшихся судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заводского районного суда Кемеровской области от 20 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК - 5 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России - без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Дмитриева
Судьи Н.Н. Кравченко
А.О. Нестеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.