Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кожевниковой Л.П.
судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0017-01-2022-001368-60 (2-999/2022) по иску Г.Н.И. к администрации Атагайского сельского поселения, межведомственной комиссии Атагайского сельского поселения, Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об установлении факта утраты жилого дома, признании права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанностей, по кассационной жалобе Г.Н.И. на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 2 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Г.Н.И. обратился в суд с иском к администрации Атагайского сельского поселения, межведомственной комиссии Атагайского сельского поселения, Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" (далее-ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району"), Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об установлении факта утраты жилого дома, признании права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанностей.
В обоснование исковых требований указал, что ему принадлежал дом, расположенный по адресу: "адрес". В данном доме истец родился, родители построили его сами.
После смерти родителей истец владел и пользовался домом как своим собственным, делал текущий и капитальный ремонт, смотрел за данным домом, возделывал город, оплачивал текущие расходы за электроэнергию.
Решением Нижнеудинского городского суда от 21 августа 2020 г. установлен факт владения данным жилым домом на момент чрезвычайной ситуации.
Межведомственная комиссия и администрация Атагайского сельского поселения провели обследование данного дома и составили акты обследования и признали дом непригодным для проживания, но вследствие физического износа, а не вследствие затопления водой.
Решением Нижнеудинского городского суда от 17 февраля 2021 г. данные акты обследования были отменены, и суд обязал ответчиков провести новое обследование данного дома.
20 мая 2022 г. было установлено, что дом обследовать невозможно в связи с тем, что он разобран и вывезен неустановленными лицами, выдать заключение о пригодности или непригодности жилого помещения к проживанию невозможно.
По данному факту он обращался в ОМВД России по Нижнеудинскому району, но постановлением от 4 февраля 2022 г. в возбуждении дела было отказано, из-за того, что дом не имел стоимости, так как пострадал от наводнения и пришел в негодность.
Факт того, что его дом пострадал от наводнения и пришел в негодность вследствие воздействия чрезвычайной ситуации подтверждается техническим отчетом ООО "Лаборатория цифровых технологий проектирования", установившим, что разрушение дома вызвано естественным износом и затоплением территории, на которой расположен объект.
Истец просил суд установить факт утраты жилого дома, общей площадью 60 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", признать за ним право на получение социальной выплаты на приобретение и строительство жилья в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, возложить на ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" обязанности принять решение о выдаче истцу свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложить обязанность выдать истцу свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 2 сентября 2022 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 января 2023 г. решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 2 сентября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции Г.Н.И. ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных принятых с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы, повторяя доводы иска, настаивает на том, что его дом пострадал от наводнения и пришел в негодность вследствие воздействия чрезвычайной ситуации, что подтверждается техническим отчетом ООО "Лаборатория цифровых технологий проектирования", согласно которому при обследовании дома установлено, что разрушение дома произошло в результате естественного износа и затопления территории, на которой расположен объект. Категория состояния здания согласно ГОСТ 31937-2011 - аварийное. Обращает внимание на то, что в данный момент в связи с похищением дома установить межведомственной комиссией реальную причину его разрушения не представляется возможным, истец вынужден был обратиться в суд за признанием факта утраты жилого дома в следствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области.
Относительно доводов кассационной жалобы Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 3 марта 2020 г. установлен факт принятия истцом наследства, оставшегося после смерти Г.О.Т. (матери), умершей ДД.ММ.ГГГГ в виде домовладения, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 60 кв.м.
Истец с 6 июля 1983 г. был зарегистрирован по адресу "адрес", с 29 июня 2020 г. зарегистрирован по адресу "адрес".
В доме по адресу "адрес" на день смерти ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована Г.О.Т. -мать истца.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 21 августа 2020 г. установлен факт владения и пользования истцом на праве собственности жилым домом, общей площадью 60 кв.м, расположенным по адресу: "данные изъяты", на день введения режима чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 17 февраля 2021 г. акт обследования жилого дома от 31 июля 2020 г. N, заключение межведомственной комиссии от 31 июля 2020 г. N о выявлении основания для признания жилого дома "адрес" не пригодным для проживания вследствие естественного физического износа и распоряжение администрации Атагайского муниципального образования от 31 июля 2020 г. N о признании жилого дома не пригодным для проживания вследствие естественного физического износа признаны незаконными, на межведомственную комиссию и администрацию Атагайского муниципального образования возложена обязанность в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда организовать и провести обследование жилого дома.
На основании исполнительного листа, выданного Нижнеудинским городским судом по делу N 2-61/2021, судебным приставом-исполнителем Нижнеудинского РОСП по Иркутской области 29 октября 2021 г. в отношении администрации Атагайского муниципального образования возбуждено исполнительное производство N-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований (обязанность в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда организовать и провести обследование жилого дома), содержащихся в исполнительном документе.
На основании определения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 21 июля 2022 г. исполнительное производство от 29 октября 2021 г. N-ИП прекращено в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, поскольку установлено, что дом взыскателя был разобран полностью неустановленными лицами.
В связи с отсутствием дома по адресу: "адрес" (разобрано неустановленными лицами) межведомственной комиссией Атагайского муниципального образования установлена невозможность провести оценку и обследование помещения на предмет соответствия установленным в постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 требованиям в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания и выдать заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения согласно п.п. 2, 4, 5 Положения, что подтверждается заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлениями администрации Атагайского муниципального образования от 20 декабря 2021 г. N, от 20 мая 2022 г. N.
Из материалов уголовного дела N, возбужденного следователем СО ОМВД России по Нижнеудинскому району 20 июля 2022 г. на основании заявления Г.Н.И. по признакам преступления, предусмотренного п. "в" ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее-УК РФ) следует, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное 4 февраля 2022 г. о/у ОУР ОМВД России по Нижнеудинскому району на основании постановления Нижнеудинского межрайонного прокурора от 1 июля 2022 г. отменено, материал проверки направлен начальнику ОМВД России по Нижнеудинскому району для организации проведения дополнительной проверки и устранения недостатков, препятствующих принятию законного и обоснованного решения.
Суд первой инстанции, оценив доказательства в их совокупности, в том числе технический отчет по результатам обследования строительных конструкций здания, выполненный ООО "Лаборатория цифровых технологий проектирования", установив, что без проведения капитальных ремонтов и реконструкции, учитывая степень износа дома и превышение срока эксплуатации, объект не мог не прийти в аварийное состояние вне зависимости от паводка, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца. При этом суд указал, что сам факт нахождения в зоне паводка жилого дома, срок эксплуатации которого давно истек, не означает, что утрата жилья вызвана именно чрезвычайной ситуацией. Доказательств, что жилой дом по-прежнему находился в надлежащем состоянии на момент чрезвычайной ситуации, суду не представлено.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовыми обоснованиями согласился, указав, что меры социальной поддержки предназначены для восстановления жилищных прав граждан и направлены на оказание помощи лицам, лишившимся жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации, однако таких обстоятельств в отношении спорного жилого дома судом не установлено, представленными доказательствами не подтверждено. Из технического отчета ООО "Лаборатория цифровых технологий проектирования", составленного в 2019 году, из акта обследования помещения, составленного 18 марта 2021 г. межведомственной комиссией следует, что в жилом помещении длительное время никто не проживал, подключение к электросети отсутствует, печь неисправна, плита печи отсутствует, деформация полов, перекос оконных и верных блоков, наличие следов протечки кровли, гниль деревянных конструкций в подпольном пространстве, естественный износ дома более 50 %, кровля находится в аварийном состоянии, состояние дома аварийное. В момент обследования в 2019 году уровень воды был зафиксирован по отметкам в виде ила, оставленного на стенах здания и составил 0, 3 м. от уровня чистого пола.
Суд апелляционной инстанции отметил, что установление факта утраты объекта вследствие воздействия паводка означает, что в отсутствие вызванных чрезвычайной ситуацией деструктивных факторов объект оставался бы в пригодном для проживания состоянии. Вместе с тем, согласно заключению N по инструментальному обследованию и оценке технического состояния индивидуального жилого дома, выполненному ФАУ "РосКапСтрой" по заказу администрации Атагайского муниципального образования в июле 2020 года, аварийное техническое состояние является следствием физического износа в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период всей эксплуатации здания. Здание имеет физический износ. Возможное затопление паводковыми водами на общее техническое состояние несущих конструкций здания значительного влияния не оказало, здание морально устарело и не соответствует СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные".
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что без проведения капитальных ремонтов и реконструкции, объект не мог не прийти в аварийное состояние вне зависимости от паводка.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда обшей юрисдикции считает, что судами нормы материального права применены правильно.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ).
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июля 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13-00 час. 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования N 934 от 26 июня 2019 г. с 29 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уда.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее- Положение), которое устанавливает порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее соответственно - граждане, чрезвычайная ситуация, утраченное жилое помещение, социальная выплата). Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения.
Пунктом 1 упомянутого постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее - предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).
Согласно п. 6 Положения предоставление социальной выплаты осуществляется, в том числе, гражданам, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с и. 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 47 Положения).
Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу п. 16 Положения о порядке и условиях предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальные выплаты предоставляются при наличии сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация", сведений о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.
Установив, что межведомственной комиссией жилое помещение, принадлежащее истцу, не признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассатора о том, что жилой дом утрачен именно в результате чрезвычайной ситуации, связанной с паводком, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который исходя из правовой природы мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретения жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Иркутской области Иркутской области летом 2019 года, пришел к правильному выводу о том, что они направлены на оказание помощи лицам, лишившимся пригодных для постоянно проживания жилых помещений в виду чрезвычайной ситуации и не имеющим возможности улучшить свои жилищные условия после чрезвычайной ситуации самостоятельно. Между тем, судами установлено, что срок эксплуатации дома истца истек до наступления паводка, состояние дома было аварийным, доказательств, подтверждающих, что дом на момент чрезвычайной ситуации мог быть отнесен к жилому, и его утрата вызвана именно чрезвычайной ситуацией, суду не представлено.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, не могут послужить основанием для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, так как в силу ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются (ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права в ходе рассмотрения дела, которые повлияли на исход дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 2 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Г.Н.И.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.