Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В, Сумбаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобиной Д.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-99/2023 по административному иску Борисовой ФИО9 к департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021, 2022 годы, утвержденных приказами департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043, от 27 декабря 2019 года N 2837, от 28 декабря 2020 года N 2752, от 27 декабря 2021 года N 3321, в части включения объекта с кадастровым номером N
по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 24 января 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А, возражения против доводов жалобы представителя Борисовой Т.А. - Борисова В.М, полагавшего решение законным и обоснованным, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н. об отмене решения в части удовлетворения требований об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущество, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 годы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказами департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043, от 27 декабря 2019 года N 2837, от 28 декабря 2020 года N 2752, от 27 декабря 2021 года N 3321 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, соответственно на 2019, 2020, 2021, 2022 годы.
Под пунктами 35693, 35537, 35657, 36085 в соответствующие Перечни на 2019, 2020, 2021, 2022 года включено нежилое здание с кадастровым номером N, местоположение: "адрес"
Борисова Т.А. обратилась 31 октября 2022 года в Краснодарский краевой суд с указанным административным иском к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ссылаясь на то, что 15 января 2018 года было поставлено на государственный кадастровый учет нежилое здание с кадастровым номером N, наименование - магазин с кафетерием, площадью 381, 5 кв.м и зарегистрировано право собственности Борисовой Т.А. на указанный объект на основании решения Геленджикского городского суда Краснодарского края от 11 октября 2017 года об удовлетворении исковых требований Борисовой Т.А. к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании права собственности на самовольную постройку.
Указанное нежилое здание располагалось на земельном участке с кадастровым номером N площадью 156 кв.м из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства магазина с кафетерием, который принадлежал Борисовой Т.А. на праве аренды.
Однако в дальнейшем определением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 13 марта 2020 года решение от 11 октября 2017 года было разъяснено посредством изложения в новой редакции резолютивной части решения с указанием о том, что за Борисовой Т.А. признано право собственности на нежилое здание Гостиница с магазином и настоящее определение является основанием для внесения в ЕГРН изменений в сведения об объекте с кадастровым номером N в части его наименования с "Магазин с кафетерием" на "Гостиница с магазином".
В дальнейшем было изменено и разрешенное использование земельного участка, на котором расположен данный объект.
Таким образом, вступившим в законную силу определением от 13 марта 2020 года, которое, по мнению административного истца, имеет преюдициальное значение в силу части 2 статьи 64 КАС РФ для разрешения настоящего спора, установлен факт назначения нежилого здания с кадастровым номером N, в том числе на день вынесения решения суда от 11 октября 2017 года о признании права собственности на самовольную постройку, - "гостиница с магазином".
При этом согласно техническому паспорту от 1 сентября 2017 года площадь помещений, которые могут быть отнесены к магазину, составляет всего 64, 2 кв.м и менее 20% от общей площади здания.
С учетом изложенного вопросы включения объекта с кадастровым номером N в Перечни на 2018-2022 годы подлежали разрешению исходя из фактического использования здания, однако в установленном порядке акт осмотра объекта не составлялся и его фактическое использование не устанавливалось.
Таким образом, как указывает административный истец, объект с кадастровым номером N не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, а его включение в соответствующие Перечни нарушает права Борисовой Т.А. в сфере налогообложения, незаконно возлагая на нее обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в повышенном размере.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрации Архипо-Осиповского внутригородского округа и муниципального образования город-курорт Геленджик.
Решением Краснодарского краевого суда от 24 января 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, настаивая на том, что установленный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, предназначавшегося для размещения объекта торговли, является достаточным основанием для включения спорного объекта в оспариваемые Перечни, равно как и его назначение согласно сведениям технического паспорта независимо от фактического использования объекта.
Администрация города-курорта Геленджик представила отзыв на апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края, в котором содержится аналогичный довод о соответствии объекта с кадастровым номером N критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, с учетом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N
Административным истцом и участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения на апелляционную жалобу.
Представители административного ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, равно как и доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213, части 1 статьи 307 КАС РФ судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Борисова Т.А. с 15 января 2018 года является собственником нежилого здания с кадастровым номером N площадью 381, 5 кв.м, местоположение: Краснодарский край, г.Геленджик, ул.Пограничная.
Принимая во внимание, что Борисова Т.А. является собственником названного объекта, который включен в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 и 2022 годы, вследствие чвего на основании положений статей 402, 406 НК РФ ставка налога на имущество физических лиц установлена в повышенном размере, Борисова Т.А. обладает законным правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, а также правил его официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, подпункта "а" пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года N 3388-КЗ "о внесении изменений в закон Краснодарского края "О налоге на имущество организаций", Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345, приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года N 1548 (с последующими изменениями и дополнениями) "Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты департаментом имущественных отношений края в пределах его компетенции, официально опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из приведенных норм закона следует, что разрешенное использование земельного участка - для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания - само по себе является законным основанием для включения в перечень, формируемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, объекта капитального строительства, расположенного на соответствующем земельном участке, независимо от вида фактического использования такого объекта.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса РФ).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 (до его вступления в силу - в соответствии с Классификатором, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 54).
При этом согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Из материалов гражданского дела N 2-2294/2017 года по иску Борисовой Т.А. к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании права собственности на самовольную постройку следует, что по договору аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от 29 августа 2014 года N 4000004936 администрацией муниципального образования предоставлен в аренду Борисовой Т.А. на новый срок на 3 года на период до 27 августа 2017 года из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером N площадью 156 кв.м, местоположение: "адрес", для завершения строительства магазина с кафетерием.
Указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 15 мая 2002 года с указанием разрешенного использования - для строительства магазина с кафетерием.
Из градостроительного плана земельного участка RU233030005303 от 30 января 2017 года видно, что градостроительным регламентом в составе правил землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования от 27 июля 2010 года N 466 (в редакции решения от 22 декабря 2016 года N 538), был установлен перечень основных видов разрешенного использования данной территории, включая магазины, общественное питание, предпринимательство, гостиничное обслуживание и т.д.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N со дня его постановки на кадастровый учет 15 мая 2002 года и до снятия с государственного кадастрового учета 15 ноября 2021 года не изменялся.
8 сентября 2017 года к производству Геленджикского городского суда Краснодарского края принято исковое заявление Борисовой Т.А. о признании права собственности на нежилое здание Магазин с кафетерием, возведенное Борисовой Т.А. на данном земельном участке в отсутствие разрешения на строительство, но в соответствии с его назначением - для размещения магазина с кафетерием.
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 11 октября 2017 года требования Борисовой Т.А, заявленные в соответствии с пунктом 3 статьи 222 ГК РФ, были удовлетворены: за Борисовой Т.А. признано право собственности на нежилое здание Магазин с кафетерием, местоположение: "адрес", а также установлено, что настоящее решение является обязательным для исполнения Управлением Росреестра по Краснодарскому краю и филиалом ФГБУ ФКП Росреестра по Краснодарскому краю путем постановки объекта на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на нежилое здание магазина с кафетерием.
Решение не было обжаловано в апелляционном порядке и вступило в законную силу.
Нежилое здание магазина с кафетерием было поставлено на кадастровый учет 15 января 2018 года под кадастровым номером N с одновременной регистрацией права собственности Борисовой Т.А. на такой объект.
Из материалов административного дела N 2а-2497/2019 видно, что в последующем по заказу Борисовой Т.А. кадастровым инженером была составлена схема расположения земельного участка площадью 199 кв.м на кадастровом плане территории в порядке уточнения земельного участка с кадастровым номером N, при этом, как следует из заключения кадастрового инженера Перепелица И.О. от 23 июля 2019 года, площадь занимаемого объектом капитального строительства земельного участка должна обеспечивать возможность подхода к зданию для его обслуживания со стороны смежный участков; площадь земельного участка, занимаемого зданием магазина с кафетерием, с учетом данных требований составляет 199 кв.м.
В утверждении этой схемы письмом заместителя главы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июня 2019 отказано по мотиву расположения здания магазина с кафетерием на земельном участке с кадастровым номером N, который по сведениям ЕГРН имеет уточненные границы и площадь 156 кв.м.
В июле 2019 года Борисова Т.А. обратилась в городской суд в административным иском к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик об оспаривании отказа в утверждении указанной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и просила обязать административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка площадью 199 кв.м из земель населенных пунктов для строительства магазина с кафетерием.
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 9 августа 2019 года административный иск Борисовой Т.А. был удовлетворен: признан незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме от 27 июня 2019 года, и администрация муниципального образования обязана принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 199 кв.м для строительства магазина с кафетерием.
Решение не было обжаловано и вступило в законную силу.
Затем в марте 2020 года Борисова Т.А. обратилась в Геленджикский городской суд с заявлением о разъяснении решения суда от 11 октября 2017 года, в котором, ссылаясь на фактическое использование нежилого здания в качестве гостиницы с магазином, просила изложить резолютивную часть решения от 11 октября 2017 года в новой редакции, указав вместо "Магазин с кафетерием" - "Гостиница с магазином".
Определением от 13 марта 2020 года такое заявление было удовлетворено: постановлено изложить резолютивную часть решения от 11 октября 2017 года в новой редакции, указав о признании за Борисовой Т.А. права собственности на нежилое здание Гостиница с магазином на "адрес".
Определение также не было обжаловано и вступило в законную силу.
На основании такого определения суда 28 августа 2020 года в ЕГРН были внесены изменения в сведения о наименовании объекта с кадастровым номером N с "Магазин с кафетерием" на "Гостиница с магазином".
Принимая во внимание, что возникло несоответствие между наименованием объекта капитального строительства и разрешенным использованием испрашиваемого земельного участка площадью 199 кв.м, Борисова Т.В. обратилась в январе 2021 года в городской суд с заявлением о разъяснении решения Геленджикского городского суда от 9 августа 2019 года по административному делу N 2а-2497/2019, при этом просила вынести определение об изменении резолютивной части решения путем указания о возложении на администрацию муниципального образования обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения гостиницы с магазином.
19 июля 2021 года Борисова Т.А. подала уточненное заявление о разъяснении решения от 9 августа 2019 года, в котором также просила указать на обязательность снятия с кадастрового учета уточняемого земельного участка с кадастровым номером N и исключения из ЕГРН сведений о данном участке и об обременении участка правом аренды в интересах Борисовой Т.А.
Определением от 20 августа 2021 года изменена резолютивная часть решения от 9 августа 2019 года в соответствии с заявлением Борисовой Т.А.
Данное определение также не обжаловалось и вступило в законную силу.
На основании такого определения от 20 августа 2021 года земельному участку с кадастровым номером N присвоен статус архивный 15 ноября 2021 года.
В последующем 1 февраля 2022 года по заявлению Борисовой Т.А. на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером N площадью 199 кв.м, разрешенное использование - для размещения гостиницы с магазином.
Таким образом, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером N площадью 156 кв.м с 15 мая 2002 года по 15 ноября 2021 года было неизменным и не допускало неоднозначного толкования при том, что данный земельный участок был предназначен исключительно для размещения магазина с кафетерием.
При осуществлении государственного кадастрового учета и совершении регистрационных действий никаких ошибок в отношении данного участка допущено не было.
Изменение разрешенного использования рассматриваемой территории, занятой нежилым зданием с кадастровым номером N, произведено по исключительному усмотрению Борисовой Т.А.
Несмотря на то, что заявления Борисовой Т.А. о разъяснении вступивших в законную силу судебных актов по рассмотренным в 2017, 2019 годах делам были удовлетворены с изменением резолютивной части решений от 11 октября 2017 года и от 9 августа 2019 года, из содержания судебных актов по этим делам, как указано выше, следует, что при разрешении этих споров никаких ошибок со стороны суда относительно назначения объекта капитального строительства и разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N также не было допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что учтенные в период времени до 15 ноября 2021 года в ЕГРН сведения о разрешенном использовании земельного участка N - для размещения магазина с кафетерием - являлись законным и достаточным основанием для включения здания с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020 и 2021 годы.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Борисовой Т.А. об оспаривании Перечней на 2019, 2020 и 2021 годы подлежит отмене как основанное на неправильном толковании закона и фактических обстоятельств дела с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
В то же время, коллегия учитывает, что Перечень на 2022 год был утвержден приказом департамента имущественных отношений от 27 декабря 2021 года N 3321, то есть после внесения 15 ноября 2021 года в ЕГРН сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером N, разрешенное использование - для размещения магазина с кафетерием, является архивным.
Поскольку единственным критерием из предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ для внесения здания с кадастровым номером N в Перечень на 2022 год являлось разрешенное использование участка с кадастровым номером N, сведения о котором утратили актуальность до издания приказа департамента от 27 декабря 2021 года N 3321, судебная коллегия находит решение суда в части удовлетворения административных исковых требований Борисовой Т.А. об оспаривании Перечня на 2022 год соответствующим закону и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснодарского краевого суда от 24 января 2023 года отменить в части удовлетворения административных исковых требований Борисовой ФИО10 об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 годы, утвержденных приказами департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043, от 27 декабря 2019 года N 2837, от 28 декабря 2020 года N 2752, в части включения объекта с кадастровым номером N и вынести в этой части новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказать.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 24 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.