Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Солдатовой С.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казачинской С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-82/2023 по административному исковому заявлению Митина А.В. о признании не действующим в части решения Совета муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края от 27 мая 2022 г. N 161 "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город Горячий Ключ от 6 сентября 2013 г. N 243 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края"
по апелляционной жалобе Митина А.В. на решение Краснодарского краевого суда от 20 января 2023 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения административного истца Митина А.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения по доводам апелляционной жалобы представителей административного ответчика Совета муниципального образования г. Горячий Ключ Луценко Ю.В, Ахтырской В.И, представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования г. Горячий Ключ Зеушевой Б.В, представителя заинтересованного лица департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края Кацука Д.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ от 27 мая 2022 г. N 161 "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город Горячий Ключ от 06 сентября 2013 г. N 243 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края" (далее также Решение от 27 мая 2022 г. N 161) принадлежащий административному истцу Митину А.В. на праве собственности земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" отнесен к функциональной зоне озелененных территорий специального назначения.
Решение Совета муниципального образования город Горячий Ключ от 27 мая 2022 г. N 161 опубликовано 27 мая 2022 г. на официальном сайте администрации муниципального образования город Горячий Ключ https://gorkluch.ru
Митин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим Решение от 27 мая 2022 г. N 161 в части установления функциональной зоны озелененных территорий специального назначения и иной функциональной зоны на территории земельного участка с кадастровым номером "номер изъят", сохранив жилую зону в отношении указанного земельного участка. В обоснование указал на нарушение своих прав в связи с невозможностью использовать земельный участок, а также расположенный на нем жилой дом в соответствии с их целевым назначением. Отнесение земельного участка к двум функциональным зонам противоречит положениям статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Установление функциональной зоны озелененных территорий специального назначения в части спорного земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку планируемое размещение какого-либо объекта специального назначения в оспариваемой функциональной зоне либо рядом с ней в Генеральном плане не указано. Нормативная санитарно-защитная зона в предусмотренном федеральным законодательством порядке не установлена. Также указывает на нарушение процедуры проведения публичных слушаний по принятию проекта генерального плана в связи проведением экспозиции по другому адресу.
Решением Краснодарского краевого суда от 20 января 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе, дополнениях к ней административный истец просит указанный судебный акт отменить как незаконный и необоснованный, приняв по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Административным ответчиком Советом муниципального образования город Горячий Ключ, заинтересованными лицами департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, администрацией муниципального образования город Горячий Ключ представлены письменные возражения по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, представленных возражений, заслушав участников процесса, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ).
Законом Краснодарского края от 10 марта 2004 г. N 669-КЗ муниципальное образование город Горячий ключ наделено статусом городского округа.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 1 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа (включая процедуры согласования его проекта и проведения публичных слушаний), а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного законодательства, в частности статьями 9, 23 - 25 и 28 ГрК РФ.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК РФ).
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2 статьи 24 ГрК РФ).
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Из материалов дела следует, что процедуры принятия и опубликования изменений в генеральный план муниципального образования город Горячий Ключ, утвержденный 06 сентября 2013 г. N 243, соблюдены. Судом первой инстанции приведен подробный анализ материалов дела, свидетельствующих о соблюдении соответствующих требований, в том числе доводам административного иска о нарушении процедуры публичных слушаний размещением экспозиции по другому адресу.
Так согласно опубликованному на официальном сайте администрации муниципального образования город Горячий Ключ в сети "Интернет" www.gorkluch.ru постановлением администрации от 07 сентября 2021 г. N 1785 "О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план муниципального образования г. Горячий Ключ, утвержденного решением Совета муниципального образования г. Горячий Ключ от 06 сентября 2013 г. N 243" 20 октября 2021 г. в 15:00 в большом зале здания администрации по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Ленина, 191 были назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план.
Как установлено судом из пояснений административного ответчика, данных журнала учета посетителей экспозиции проекта генерального плана, в связи с большим количеством зарегистрированных участников публичных слушаний (112 человек), превышающим вместимость зала, все явившиеся участники были проведены в рядом расположенное здание по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Ленина, д. 185 А, где было продолжено ведение журнала учета посетителей экспозиции проекта внесения изменений в генеральный план. Доказательств того, что административный истец явился в назначенное время по адресу проведения экспозиции, материалы дела не содержат.
Возможность участвовать в обсуждении проекта генерального плана, представить свои замечания и предложения была реализована всеми заинтересованными лицами в ходе проведения публичных слушаний замечания и предложения были отражены в протоколах и внесены в итоговые заключения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту функциональных зон городского округа и утверждается на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Из материалов административного дела следует, что Митину А.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, возведенный им на земельном участке с кадастровым номером "номер изъят", приобретенном на основании договора купли-продажи от 21 октября 2019 г. Объект капитального строительства поставлен на кадастровый учет 26 сентября 2019 г, право собственности зарегистрировано 27 сентября 2019 г.
В соответствии с генеральным планом муниципального образования город Горячий Ключ в первоначальной редакции, утвержденной решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ от 06 сентября 2013 г. N 243, земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" располагался в границах функциональной зоны территория малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной многоквартирной застройки, проектируемой на расчетный срок.
В соответствии с изменениями, внесенными в генеральный план муниципального образования город Горячий Ключ Решением от 18 июня 2015 г. N 410, названный земельный участок был отнесен к зоне зеленых насаждений общественного назначения, лесопарков. В описании зоны указано на ее предназначение для сохранения природного ландшафта, озелененных пространств, экологически чистой окружающей среды, для организации отдыха и досуга населения без размещения объектов капитального строительства.
27 мая 2022 г. оспариваемым Решением N 161 в генеральный план внесены изменения, в соответствии с которыми спорный земельный участок располагается в функциональной зоне озелененных территорий специального назначения, не предназначенной для размещения индивидуальных жилых домов.
Из описания функциональной зоны следует, что озелененные территории специального назначения включают озелененные территории санитарно-защитных зон, водоохранных зон и прибрежных защитных полос, противопожарных зон, кладбищ, насаждения вдоль транспортных магистралей и другие. Зеленые насаждения улиц, изолируя пешеходные пути и прилегающие территории от проезжей части, улучшают санитарно-гигиенические и микроклиматические условия застройки, а также повышают эстетические качества среды.
Материалы оспариваемой редакции генерального плана содержат обоснование расширения площади озелененных территорий общего, ограниченного пользования и озелененных территорий специального назначения муниципального образования город Горячий Ключ. Отнесение земельного участка к функциональной зоне озелененных территорий специального назначения обусловлено, прежде всего, нахождением объекта недвижимости в зоне с особыми условиями использования, уже предусматривающей его озеленение.
Как следует из пункта 4 статьи 1 ГрК РФ, к зонам с особыми условиями использования территорий относятся: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По сведениям ИСОГД на карте зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе генерального плана в редакции Решения N 161, спорный земельный участок полностью находится в зоне затопления в границах водоохраной зоны, частично в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства (вдоль линии электропередачи, вокруг подстанций, частично в санитарно-защитной зоне.
Информация о том, что земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования, содержится в ЕГРН. В частности, согласно сведениям ЕГРН, земельный участок полностью расположен в границах водоохраной зоны р. Псекупс, установленной в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 15 июля 2009 г.N 1492-П "Об установлении ширины водоохранных зон и ширины прибрежных защитных полос рек и ручьев, расположенных на территории Краснодарского края" (реестровый номер 23:41-6.483); зоны затопления территории г. Горячий Ключ городской округ Горячий Ключ Краснодарского края при половодьях и паводках р. Псекупс 1% обеспеченности, установленной в соответствии с приказом Кубанского бассейнового водного управления (Кубанское БВУ) Федерального агентства водных ресурсов от10 февраля 2021 г. N 15-ПР "Об установлении зон затопления, подтопления" (реестровый номер 23:41-6.803 от 25 марта 2021 г.).
Ограничения использования земельных участков, расположенных в зоне затопления и подтопления, изложены в статье 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, согласно части 3 которой в границах зон затопления, подтопления запрещаются строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.
Как установлено судом первой инстанции, в том числе из возражений административного ответчика, в настоящее время гидротехнические сооружения, позволяющие обеспечивать защиту данной территории от затопления, подтопления, а также средства для обеспечения инженерной защиты населенных пунктов и объектов, расположенных на территории муниципального образования г. Горячий Ключ, отсутствуют.
Согласно правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Совета МО г. Горячий Ключ от 06 февраля 2015 г. N 373, земельный участок располагался в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы (Ж-1Б). Зона индивидуальной жилой застройки выделена для обеспечения правовых, социальных, культурных, бытовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов усадебного типа с возможностью ведению личного подсобного хозяйства, а также с минимально разрешенным набором услуг местного значения.
В ходе производства по настоящему делу в суде апелляционной инстанции установлено, что в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Горячий Ключ, утвержденные решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ от 6 февраля 2015 г. N 373, решением Совета депутатов муниципального образования город Горячий Ключ от 20 марта 2023 г. N 227 внесены изменения с отображением спорной территории как зоны озелененных территорий специального назначения.
Таким образом, в настоящее время правила землепользования и застройки приведены в соответствие с действующей редакцией генерального плана.
Признавая несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что функциональная зона озелененных территорий специального назначения установлена без учета интересов собственника земельного участка, что привело к нарушению прав административного истца, судебная коллегия полагает верным указание суда на то, что генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что вытекает из положений статей 2, 9, 23 ГрК РФ.
При этом, как справедливо отмечено судом первой инстанции, административный истец вступил во владение земельным участком на основании договора аренды земельного участка, заключенного по результатам торгов, 4 ноября 2018 г, т.е. в период действия Генерального плана МО г. Горячий Ключ, в редакции, утвержденной Решением от 18 июня 2015 г. N 410, в соответствии с которым названный земельный участок был отнесен к функциональной зоне зеленых насаждений общественного назначения, лесопарков, не предусматривающей размещения объектов капитального строительства, а, соответственно, стал субъектом отношений, регулируемых Генеральным планом в редакции Решения N 410, уже при сложившемся правовом регулировании соответствующих общественных отношений, касающихся зонирования территории муниципального образования город Горячий Ключ. При этом, принятием Решения N 161 правовое регулирование, установленное Решением N 410 и запрещающее в функциональной зоне размещение объектов капитального строительства, по сути не изменено.
Сам договор купли-продажи земельного участка от 21 октября 2019 г. в пункте 4.5 содержал особые условия использования земельного участка с учетом установленных ограничений и обременений в связи с нахождением в границах водоохранной зоны реки Псекупс, границах утвержденных санитарной охраны артскважин 3 класса, в границах зон затопления, частично в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны от производственных, сельскохозяйственных предприятий и объектов специального назначения в соответствии с СанПиН 2.1.1/2.1.1.1200-03, частично в границах зоны затопления Р=1%.
Таким образом, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд на основании статьи 215 КАС РФ обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Все иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым дана оценка в оспариваемом решении.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 20 января 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Митина А.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 мая 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.