Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеповаловой О.А, судей Белоногого А.В, Бутковой Н.А, при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Курышкиной О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-8/2023 по апелляционной жалобе Карапетяна Ш.Ф. на решение Мурманского областного суда от 16 февраля 2023 года, которым в удовлетворении его административного искового заявления о признании не действующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 25 декабря 2020 года N 426, отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шеповаловой О.А, объяснения представителя Министерства имущественных отношений Мурманской области Сафиуллина Р.Л, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, участвовавшего в судебном заседании посредством видео-конференц связи, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Министерством имущественных отношений Мурманской области 25 декабря 2020 года издан приказ N 426, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень). Приказ опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Мурманской области "property.gov-murman.ru 25 декабря 2020 года.
В пункт 1166 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером N расположенное по адресу: Мурманская область, г. Североморск, ул.Падорина, д.5.
В названном здании находятся помещения с кадастровыми номерами N, N, право собственности на которые принадлежит административному истцу.
В пункт 1167 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено помещение с кадастровым номером N, а в пункт 1165 - помещение с кадастровым номером N.
Карапетян Ш.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими пункты 1165, 1166, 1167 Перечня, ссылаясь на то, что указанные в них здание и помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Административный истец ссылался на то, что включение здания и помещений в нем в Перечень неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Мурманского областного суда от 16 февраля 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Карапетян Ш.Ф. просит решение суда отменить, административный иск удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15 и 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 Решения Совета депутатов закрытого административно-территориального образования город Североморск от 11 ноября 2014 года N 574 "О введении на территории муниципального образования ЗАТО г. Североморск налога на имущество физических лиц" на территории муниципального образования ЗАТО г. Североморск введен налог на имущество физических лиц.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Мурманской области от 18 ноября 2016 года N 2057-01-ЗМО "Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Мурманской области установлена единая дата начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Осуществление указанных полномочий в Мурманской области на момент принятия оспариваемых приказов было возложено на Министерство имущественных отношений Мурманской области в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 2 июня 2016 года N266-ПП "О некоторых вопросах, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", Положением о Министерстве имущественных отношений Мурманской области, утверждённым постановлением Правительства Мурманской области от 1 декабря 2007 года N579-ПП.
Проанализировав вышеназванные положения суд первой инстанции правильно констатировал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в том числе административно-деловых центров, признаваемых объектами налогообложения.
Условия, при наличии одного из которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) признаётся административно-деловым центром, определены в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно этим условиям к такому объекту относится здание, если оно:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", обшей площадью 2764, 8 кв.м, имеет наименование: здание Североморского отделения N 7731 АК СБ РФ, назначение: нежилое.
Судом установлено, что спорное здание включено в Перечень в связи с установлением в ходе его обследования факта использования более двадцати процентов его площади под размещение офисов.
Так, согласно акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, составленному по состоянию на 14 июня 2019 года, объект используется в качестве офисных помещений: 1 этаж - банк "Сбербанк", магазин "Улыбка радуги" (закрыт), салон пирсинга "Beauty", 2 этаж детский развивающий центр "Сократус", студия маникюра "ExtendAHand", микроцентр "Страна открытий", студия красоты Марии Резниченко; 3 этаж - "Страховой дом", отель "Компас", студия иностранных языков "Полиглот".
Суд критически оценил представленный акт, поскольку установил, что содержание акта и фототаблица к нему не позволяют определить площадь помещений, используемых в целях, указанных в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем обоснованно признал акт ненадлежащим доказательством.
Иными имеющимися в деле доказательствами фактическое использование здания в целях, указанных в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, также не подтверждается.
Так, из договора купли-продажи недвижимости нежилого назначения с обратной арендой от 29 июня 2018 года, заключенного между публичным акционерным обществом " "данные изъяты"" и индивидуальным предпринимателем Карапетяном Ш.Ф. следует, что арендатору переданы во временное владение и пользование нежилые помещения общей площадью 455, 9 кв.м, являющиеся частью нежилого помещения с кадастровым номером N. Площадь передаваемых в аренду помещений составляет 16, 49 процентов от общей площади здания, в связи с чем не может подтверждать фактическое использование более 20 процентов площади здания в целях, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Иных документов, свидетельствующих о фактическом использовании здания в спорный период материалы дела не содержат.
Согласно сведениям из Выписки единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположено спорное здание, имеет вид разрешенного использования "предпринимательство".
Проанализировав положения пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утверждённого Приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, суд первой инстанции правильно заключил, что вид разрешенного использования "предпринимательство" не позволяет включить спорное здание в Перечень в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имелись основания для включения здания в Перечень в связи со сведениями, содержащимися в документах технического учета.
Так, отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что документами технического учета (инвентаризации) здания в нем предусмотрено размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. При этом суд проанализировал экспликацию к поэтажному плану к техническому паспорту на здание, составленному Государственным унитарным предприятием технической инвентаризации Мурманской области по состоянию на 26 сентября 2013 года, из которой усмотрел, что первый этаж здания занимают помещения для размещения структурного подразделения банка с основной площадью 412, 8 кв.м. Суд также принял во внимание содержание договора купли-продажи недвижимого нежилого назначения с обратной арендой от 29 июня 2018 года, заключенного между публичным акционерным обществом " "данные изъяты"" и индивидуальным предпринимателем Карапетяном Ш.Ф, из которого следует, что публичное акционерное общество " "данные изъяты"" приняло в пользование на условиях аренды нежилые помещения, общей площадью 455, 9 кв.м, расположенные на первом этаже спорного здания, и пришел к выводу о том, что часть нежилых помещений здания площадью 455, 9 кв.м фактически используется для размещения внутреннего структурного подразделения публичного акционерного общества "Сбербанк России". Суд также учел помещения, расположенные на втором этаже, имеющие назначение "клиентский зал", площадью 114, 1 кв.м, "переговорная" - 17, 5 кв.м и на третьем этаже - "сектор обслуживания", площадью 71, 3 кв.м и пришел к выводу, что названным документом технического учета предусмотрено размещение офисных помещений на площади 615, 7 кв.м (с учетом площади первого этажа - 412, 8 кв.м), что составляет 22, 27 процентов от общей площади здания.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Фактическое использование здания для целей, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и предназначение помещений здания согласно документам технического учета для использования в тех же целях - два самостоятельных основания для включения здания в перечень.
При разрешении вопроса о признании здания административно-деловым центром применительно к пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании сведений, содержащихся в документах технического учета, правовое значение имеет назначение, разрешенное использование и наименование помещений, расположенных в этом здании. Суждение суда первой инстанции о том, что первый этаж здания занимают помещения, предназначенные для размещения структурного подразделения банка, площадь которых составляет 412, 8 кв.м не соответствует материалам дела. Так, из экспликации усматривается, что площадь помещений первого этажа здания по внутреннему обмеру (основная) составляет 412, 8 кв.м. Вместе с тем, на указанной площади расположены помещения, имеющие различное назначение, например "серверная", "комн.инкассатора", "предсейфовая", "сейфовая". Среди помещений первого этажа к числу имеющих назначение, указанное в подпункте 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации можно отнести только помещение с назначением "операционно-кассовый зал", площадью 225 кв.м. Таким образом, с учетом помещений на 2 этаже, имеющих назначение "клиентский зал", площадью 114, 1 кв.м, "переговорная" - 17, 5 кв.м, а также помещения на 3 этаже - "сектор обслуживания", площадью 71, 3 кв.м, суммарная площадь помещений, назначение которых соответствует предусмотренному в подпункте 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, - 427, 9 кв.м, что составляет 15, 47 процентов от общей площади здания.
При таком положении у суда первой инстанции отсутствовали основания для включения здания в перечень на основании пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Включение спорных помещений в Перечень обусловлено расположением этих помещений в здании с кадастровым номером N. Поскольку данное здание включено в Перечень неправомерно, то проверке подлежит включение в Перечень каждого спорного помещения в отдельности.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в том числе нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для таких объектов (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N имеют наименование: помещение, назначение: нежилое, сведения о разрешенном использовании отсутствуют, что не является основанием для включения спорных помещений в Перечень.
Согласно техническим паспортам, данные помещения имеют назначение и наименование: нежилое помещение, что также не является основанием для их включения в Перечень.
Обследование спорных помещений в целях определения их фактического использования не проводилось.
Таким образом, спорные помещения не соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оснований для включения их в Перечень также не имелось.
Поскольку административным ответчиком в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации иных доказательств соответствия спорных здания и помещений критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представлено, административный иск подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах решение Мурманского областного суда от 16 февраля 2023 года подлежит отмене, как постановление при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела и неправильном применении норм материального права, административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мурманского областного суда от 16 февраля 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать недействующими со дня принятия пункты 1165, 1166, 1167 перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 25 декабря 2020 года N 426.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.