Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Щекатурова ФИО6 на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 7 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 сентября 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска к Щекатурову Л.И. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Щекатурову Л.И. о взыскании задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 24, 42 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32448 рублей, пени в размере 1010, 63 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8426 рублей, пени в размере 590, 65 рублей.
Заявленные налоговым органом требования мотивированы тем, что Щекатуровым Л.И. не исполнена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в установленный законом срок, в связи с чем за период с 30 января 2020 года по 28 июня 2020 года начислены пени, а также обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени в связи с осуществлением им адвокатской деятельности за налоговый период 2020 года. Вынесенный 27 мая 2021 года на основании заявления налоговой инспекции мировым судьей судебного участка N 2 судебного района "Железнодорожный район г. Хабаровска" судебный приказ о взыскании с Щекатурова Л.И. налоговой задолженности отменен 9 июня 2021 года в связи с принесением должником возражений относительно его исполнения.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 7 февраля 2022 года исковые требования налогового органа удовлетворены, с Щекатурова Л.И. взыскана задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 22, 42 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 010, 63 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 590, 65 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 сентября 2022 года решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 7 февраля 2022 года изменено, с Щекатурова Л.И. взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 14 августа 2019 года по 28 июня 2020 года в размере 953, 06 рублей, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 года в размере 8 426 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 30 января 2020 года по 28 июня 2020 года в размере 199, 70 рублей, всего 42 026, 76 рублей.
7 февраля 2023 года административным ответчиком Щекатуровым Л.И. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 16 февраля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что судом первой инстанции не истребованы материалы по вынесению и отмене судебного приказа по делу N 2а-2302/2020, что не позволило правильно установить обстоятельства, имеющие значение для исчисления пени, поскольку судебный приказ отменен 4 августа 2020 года, за взысканием данной задолженности налоговой орган в суд не обращался, в связи с чем взыскиваемая задолженность у него отсутствует. Также полагает, что на спорные правоотношения распространяется действие моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций подобных нарушений не допущено.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных налоговым органом административных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции признал правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с Щекатурова Л.И. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 рублей и обязательное медицинское страхование в размере 8 426 рублей за период 2020 года, поскольку административный ответчик в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком страховых взносов в связи с наличием у него статуса адвоката, требование N 1865 по состоянию на 1 февраля 2021 года об уплате задолженности по страховым взносам в срок до 19 февраля 2021 года налогоплательщиком в добровольном порядке не было исполнено, заявление о вынесении судебного приказа подано 20 мая 2021 года, исковое заявление после отмены судебного приказа определением от 9 июня 2021 года подано 8 декабря 2021 года, то есть в пределах сроков, установленных пунктами 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверяя правильность взыскания с Щекатурова Л.И. пени, суд апелляционной инстанции учел ранее вынесенный по заявлению налогового органа судебный приказ от 18 июня 2020 года N 2а-2302/2020, которым с Щекатурова Л.И. были взысканы недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 и 2019 годы, страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год, данный судебный приказ послужил основанием для возбуждения исполнительного производства N N-ИП от 15 августа 2020 года, которое окончено постановлением судебного пристава-исполнителя от 15 сентября 2020 года в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, поэтому пришел к выводу о наличии оснований для взыскания пеней, начисленных на сумму недоимки по страховым взносам, взысканных судебным приказом от 18 июня 2020 года.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм налогового законодательства и доводами кассационной жалобы административного ответчика не опровергаются.
Налоговым органом на основании представленных доказательств и со ссылками на положения главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации подтверждена обязанность Щекатурова Л.И. по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период 2020 года, которая административным ответчиком в установленный срок не была исполнена. Доказательства отсутствия задолженности по страховым взносам налогоплательщиком не были представлены. Поэтому принятые по делу судебные акты о взыскании с Щекатурова Л.И. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 года в размере 8 426 рублей являются законными и обоснованными. Срок обращения в суд за взысканием задолженности по страховым взносам налоговой инспекцией соблюден.
Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) пеня начисляется, если иное не предусмотрено этой статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 названной статьи).
То есть, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 года N 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации", положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Разрешая заявленные требования о взыскании с Щекатурова Л.И. пеней, начисленных на недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для их удовлетворения, поскольку пени начислены на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 и 2019 годы, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год, недоимки взысканы по заявлению налогового органа на основании судебного приказа от 18 июня 2020 года N 2а-2302/2020, несмотря на отмену судебного приказа определением мирового судьи от 4 августа 2020 года, судебный приказ был предъявлен к исполнению, суммы недоимок были взысканы в принудительном порядке, исполнительное производство окончено постановлением судебного пристава-исполнителя от 15 сентября 2020 года, взысканные суммы зачислены в соответствующий бюджет, поворот исполнения судебного приказа не был осуществлен.
Следовательно, налоговый орган имел законные основания для начисления пени на недоимки по страховым взносам по день исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате страховых взносов.
В рассматриваемом случае с Щекатурова Л.И. взысканы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 14 августа 2019 года по 28 июня 2020 года в размере 953, 06 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 30 января 2020 года по 28 июня 2020 года в размере 199, 70 рублей, что соответствует предмету заявленных исковых требований и не превышает размеров сумм пеней, указанных в требовании N 31000 по состоянию на 29 июня 2020 года и требовании N 1865 по состоянию на 1 февраля 2021 года.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика о распространении в отношении него моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497, нельзя признать обоснованными.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона, в том числе не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (абзац десятый пункта 1 статьи 63).
По смыслу приведенных норм и в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации) не начисляются только в период действия моратория. По настоящему делу предметом взыскания являются пени, начисленные на недоимки по страховым взносам за периоды до введения моратория.
Таким образом, доводы кассационной жалобы административного ответчика правильность выводов судебных инстанций не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела судами не допущено существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, повлиявших на исход административного дела, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 7 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щекатурова Л.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.