Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Чашина А.Н. на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 15 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 31 января 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Илларионова ФИО9 к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Магаданской области", военному комиссару г. Магадана Гилёву А.И. о признании незаконным действия по вручению повестки.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием видеоконференц-связи представителей административного истца Чашина А.Н, Бодрову Е.П, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Илларионов И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ "Военный комиссариат Магаданской области" о признании незаконными действий, выразившихся во вручении ему 24 сентября 2022 года повестки о явке.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 24 сентября 2022 года военным комиссариатом г. Магадана ему вручена повестка в целях его оповещения о сроках начала исполнения им обязанности по мобилизации, объявленной Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 N 647, согласно которой ему необходимо явиться по адресу: г. Магадан, ул. Ш. Шимича, 6. Полагает, что вручение повестки является незаконным, поскольку мобилизационное предписание в соответствии пунктом 14 Положения о призыве ему не выдавалось, в связи с чем он не подлежит призыву по мобилизации по первой очереди.
Протокольным определением Магаданского городского суда Магаданской области от 20 октября 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен военный комиссар г. Магадана Гилёв А.А.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 15 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 31 января 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления Илларионова И.В. отказано.
15 февраля 2023 года представителем административного истца Чашиным А.Н. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 3 марта 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель, повторяя ранее изложенную позицию, указывает, что повестка Илларионову И.В. вручена незаконно, административным ответчиком допущено нарушение требований Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 852, а также установленный данным Положением юридический механизм мобилизации, что повлекло нарушение прав Илларионова И.В.
Административные ответчики о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая административный спор, суды исходили из того, что вручение 24 сентября 2022 года Илларионову И.В, состоящему на воинскому учете без каких-либо ограничений, в связи с объявлением Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 частичной мобилизации повестки, согласно которой ему предписано в течение 2 часов с момента вручения явиться по адресу: г. Магадан, ул. Ш. Шимича, 6, не противоречит закону, права и законные интересы административного истца не нарушает.
Судебная коллегия кассационного суда с указанными выводами судов соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и доводами кассационной жалобы административного истца не опровергаются.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ граждане в период мобилизации обязаны являться по вызову военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время (подпункт 1), выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (подпункт 2).
Порядок создания и деятельности призывной комиссии по мобилизации граждан, а также порядок призыва граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 20 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ).
Во исполнение данного требования постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 852 утверждено Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее - Положение).
Из Положения следует, что призыв граждан по мобилизации включает оповещение граждан и организаций о проведении мобилизации; явку (доставку) граждан в места сбора и (или) на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); документальное оформление призыва граждан по мобилизации (пункт 2).
С учетом действующего правового регулирования, в связи с объявлением в Российской Федерации с 21 сентября 2022 года частичной мобилизации военным комиссариатом г. Магадана на законных основаниях выписана и вручена Илларионову И.В. повестка о явке на сборный пункт, поскольку призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, в данном случае Илларионов И.В. относится к таким лицам, и в период мобилизации он, независимо от наличия у него мобилизационного предписания, обязан явиться по вызову военного комиссариата для определения своего предназначения в период мобилизации и, соответственно, выполнять требования, изложенные в полученной им повестке.
Вопреки доводам кассационной жалобы административного истца, оформление повестки после объявления частичной мобилизации и осуществление призыва на военную службу по повестке не является основанием для признания действий военного комиссариата незаконными. Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 852, на которое ссылается заявитель кассационной жалобы, определяет, прежде всего, порядок призыва граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям, при этом закон о мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации не исключает возможность осуществления призыва путем вручения гражданам, пребывающим в запасе, повестки, поскольку персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований), что следует из подпункта 27 пункта 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года N 1609.
Кроме того, законом не установлена очередность призыва на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям, и граждан, не имеющих выданных им мобилизационных предписаний. В силу пункта 52 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719, граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военного комиссариата, обязаны выполнять изложенные в них требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы административного истца являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в принятых по делу судебных актах, выводы судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и охраняемых законом интересов административного истца, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 15 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 31 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Илларионова И.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.