Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Пинкевича ФИО9 на решение Долинского городского суда Сахалинской области от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 18 августа 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Пинкевича В.В. к директору департамента по профилактике коррупционных и других правонарушений Правительства Сахалинской области Вычегжанину В.П, департаменту по профилактике коррупционных и других правонарушений Правительства Сахалинской области, Правительству Сахалинской области о признании незаконным требования о предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав возражения по доводам кассационной жалобы представителя Правительства Сахалинской области Амировой В.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пинкевич В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к директору департамента по профилактике коррупционных и других правонарушений Правительства Сахалинской области Вычегжанину В.П. о признании незаконным требования о предоставлении в адрес высшего должностного лица области сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в конце января 2022 года он извещен о необходимости представления в установленный срок в адрес высшего должностного лица области сведений, как о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, так и членов своей семьи. На его обращение к директору департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области с просьбой обосновать правомерность вышеизложенного требования по отношению к нему, как депутату представительного органа местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на не постоянной основе, ему дан ответ, из которого следует, что он приравнен к лицам, замещающим муниципальные должности. Предъявленное к нему требование он считает противоправным, нарушающим его права в части защиты и нераспространении персональных данных, поскольку должность депутат представительного органа местного самоуправления не значится в структуре органов муниципального образования.
Определением Долинского городского Сахалинской области от 11 мая 2022 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области, Правительство Сахалинской области, в качестве заинтересованного лица - Собрание муниципального образования городской округ "Долинский".
Решением Долинского городского суда Сахалинской области от 24 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 18 августа 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Пинкевича В.В. отказано.
17 февраля 2023 года административным истцом Пинкевичем В.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 3 марта 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов со ссылкой на неправильное установление судами обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель кассационной жалобы считает, что требования части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находятся в противоречии с номами Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", поскольку допускают публичное разглашение его персональных данных.
Административный истец, административные ответчики директор департамента по профилактике коррупционных и других правонарушений Правительства Сахалинской области Вычегжанин В.П, департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области, заинтересованное лицо Собрание муниципального образования городской округ "Долинский" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного ответчика Правительства Сахалинской области, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая настоящее дело, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Закона Сахалинской области от 27 ноября 2017 года N 106-ЗО "О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений", пришли к выводу, что Пинкевич В.В, как депутат представительного органа местного самоуправления - Собрания муниципального образования городской округ "Долинский", независимо от осуществления им своих полномочий депутата не на постоянной основе, является лицом, замещающим муниципальную должность, обязанным неукоснительно соблюдать связанные с этим ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные федеральными законами, в том числе ежегодно в установленный срок предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей, поэтому разъяснение данной обязанности, изложенное в письме директора департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области от 4 апреля 2022 года N 499, соответствует действующему законодательству, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии кассационного суда не имеется.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений части 4.2 указанной статьи лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.
Порядок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности, определен Законом Сахалинской области от 27 ноября 2017 года N 106-ЗО "О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений".
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 названного закона сведения представляются Губернатору Сахалинской области по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации".
Положением о департаменте по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области, утвержденным указом Губернатора Сахалинской области от 29 апреля 2021 года N 25, (действовавшим в период рассмотрения настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций) предусмотрено, что департамент оказывает лицам, в том числе, замещающим муниципальные должности, консультативную помощь по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (пункт 3.7), осуществляет прием сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 3.11) и осуществляет проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 3.12).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутаты, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования.
Таким образом, вопреки позиции административного истца, депутат представительного органа местного самоуправления относится к лицам, замещающим муниципальную должность, поэтому обязан соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, соответственно, обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Такое регулирование, прежде всего, обусловлено особым публичным статусом лиц, замещающих должности депутатов представительных органов местного самоуправления и направлено на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.
Следовательно, установленная обязанность не вступает в противоречие с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Регулирование вопросов представления депутатами сведений об их имуществе, о соблюдении ими установленных запретов осуществляется с целью противодействия коррупции, что определено Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Правовую основу противодействия коррупции в соответствии со статьей 2 указанного Закона составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты, а к числу принципов противодействия коррупции статьей 3 отнесены публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Соответственно, принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления как основополагающее начало в регулировании вопросов противодействия коррупции может быть ограничен только федеральным законодательством и в целях, установленных в Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 55).
Каких-либо ограничений, допускающих возможность непредставления депутатами представительного органа местного самоуправления, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в связи с отсутствием согласия на обработку персональных данных, законом не установлено.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях: обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (пункт 2).
С учетом положений части 2 статьи 9 названного Закона обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных возможна при наличии оснований, указанных, в том числе в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Таким образом, доводы кассационной жалобы административного истца выводы судов не опровергают, основаны на ином толковании примененных при разрешении административного дела норм материального права, иной оценке установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем не влекут отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Долинского городского суда Сахалинской области от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 18 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пинкевича В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.