Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Ядрихинской С.Н. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Федоровой ФИО7 к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федорова Н.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" для использования под ведение садоводства, изложенного в письме от 12 сентября 2021 года N 5821-ДИЗО/22; возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является членом СОНТ " "данные изъяты"", 27 июня 2021 года протоколом общего собрания товарищества ей выделен земельный участок с условным номером N, фактически находящийся в ее пользовании с ДД.ММ.ГГГГ года.
29 июля 2022 года она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность. Письмом от 12 сентября 2022 года департамент отказал в предварительном согласовании по причине отсутствия решения общего собрания членов СОНТ " "данные изъяты"" о распределении земельного участка и ее принятии в члены садово-огороднического товарищества, а также расположения испрашиваемого земельного участка в зоне затопления. Принятое решение она считает незаконным и влекущим нарушение ее прав, так как все предусмотренные законом документы ей были представлены, нахождение земельного участка в зоне затопления не является препятствием для его предоставления в целях ведения садоводства.
Определением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Окружная администрация г. Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2023 года, административные исковые требования Федоровой Н.Г. удовлетворены частично, с учетом определения об исправлении описки от 23 ноября 2022 года признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска в предварительном согласовании предоставления Федоровой Н.Г. земельного участка с условным номером N по проекту планировки и межевания территории с. Пригородный, расположенного по адресу: "адрес" для ведения садоводства, выраженный в уведомлении от 12 сентября 2022 года N 5821-ДИЗО/2022, на Окружную администрацию г. Якутска в лице Департамента имущественных и земельных отношений возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Федоровой Н.Г. от 29 июля 2022 года N 918592-105-2022 о предоставлении земельного участка с условным номером N по проекту планировки и межевания территории с. Пригородный.
27 февраля 2023 года представителем административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Ядрихинской С.Н. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 10 марта 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Федоровой Н.Г. административных исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель настаивает на законности оспариваемого решения в связи с непредставлением административным истцом решения общего собрания членов СОНТ " "данные изъяты"" о распределении ей земельного участка, реализацией ранее права на однократное получение земельного участка в собственность в СОНТ " "данные изъяты"".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, не допущено.
Разрешая спор и признавая незаконным оспариваемое решение об отказе в предварительном согласовании предоставления Федоровой Н.Г. в собственность испрашиваемого земельного участка, суды исходили из того, что Федорова Н.Г. является членом СОНТ " "данные изъяты"", что подтверждается справкой председателя правления от N согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц СОНТ " "данные изъяты"" зарегистрировано в качестве юридического лица "данные изъяты" года, правопредшественниками являются СОТ " "данные изъяты"" и СОТ " "данные изъяты"", решением общего собрания членов СОНТ " "данные изъяты"" от 27 июня 2021 года Федоровой Н.Г. выделен свободный от прав третьих лиц ранее не распределенный между членами товарищества земельный участок с условным номером N квартала Пригородный г. Якутска, что подтверждается выпиской из протокола общего собрания членов СОНТ " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ года, земельный участок образован из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации до дня вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и с учетом данных обстоятельств пришли к выводу, что все необходимые для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка документы заявителем были представлены, Федорова Н.Г, как член действующего товарищества, вправе приобрести предоставленный ей земельный участок в собственность, факт расположения земельного участка в зоне затопления не препятствует его использованию в целях ведения садоводства.
Оснований не согласиться с данными выводами судов не имеется, поскольку они постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ) установлено, что до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предварительном согласовании предоставления или решение о предоставлении в собственность или аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании его предоставления или об отказе в его предоставлении (пункт 2.10 названной статьи).
Выпиской из протокола общего собрания членов СОНТ " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ года подтверждается выделение Федоровой Н.Г. земельного участка в составе СОНТ " "данные изъяты"", соответствующего требованиям пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ. Поэтому суды пришли к правильному выводу о незаконности принятого Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска решения от 12 сентября 2022 года N 5821-ДИЗО/22 по мотиву непредставления Федоровой Н.Г. решения общего собрания членов СОНТ " "данные изъяты"" о распределении ей испрашиваемого земельного участка и принятии в члены некоммерческого товарищества.
Отсутствие Федоровой Н.Г. в списке членов СОНТ " "данные изъяты"" при его создании не опровергает ее членства в данном объединении на момент распределения ей спорного земельного участка. Требование административного органа о предоставлении решения о принятии заявителя в члены СОНТ " "данные изъяты"" противоречат положениям пункта 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ.
Кроме того, суды обоснованно указали, что расположение испрашиваемого Федоровой Н.Г. земельного участка, который не является изъятым из оборота или ограниченным в обороте, в зоне затопления не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в заявленных административным истцом целях - для ведения садоводства. В границах данной зоны с особыми условиями использования территории ограничения использования земельных участков для осуществления садоводства не установлены.
Приведенные административным ответчиком в кассационной жалобе доводы об отсутствии у Федоровой Н.Г. права на получение бесплатно в собственность земельного участка с условным номером N по причине предоставления ей ранее по этим же основаниям земельного участка с кадастровым номером N (условный номер N), правового значения не имеют, так как не являлись основанием для принятия оспариваемого решения административного органа.
Как разъяснено в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы выводы судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2022 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.