Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО1 на решение Амурского областного суда от 13 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим с момента принятия нормативного правового акта города Тынды от 27 июня 2019 года N 20-НПА "О некоторых вопросах, связанных с совершенствованием организации системы муниципального управления и обеспечения исполнения полномочий администрации города Тынды по решению вопросов местного значения", принятого решением Тындинской городской Думы от 27 июня 2019 года N 144-Р-ТГД-VII.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей, что оснований для отмены или изменения решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Тындинской городской Думы от 27 июня 2019 года N 144-Р-ТГД-VII принят и 27 июня 2019 года подписан мэром города Тынды нормативный правовой акт города Тынды N 20-НПА "О некоторых вопросах, связанных с совершенствованием организации системы муниципального управления и обеспечения исполнения полномочий администрации города Тынды по решению вопросов местного значения", официально опубликованный 5 июля 2019 года в печатном издании - газете "Авангард" N 40(8720) (далее - Нормативный правовой акт от 27 июня 2019 года N 20-НПА).
ФИО1 обратилась в Амурский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия Нормативного правового акта от 27 июня 2019 года N 20-НПА, указав в обоснование своих требований, что у Тындинской городской Думой отсутствовали полномочия на его принятие, поскольку Устав города Тынды, принятый решением Тындинской городской Думы от 26 декабря 2014 года N 221-Р-ТГД-VI (далее - Устав города Тынды), не наделяет представительный орган муниципального образования правом осуществлять регулирование вопросов организации системы муниципального управления и обеспечения исполнения полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования - администрации города Тынды. Оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку в производстве Тындинского районного суда Амурской области находится гражданское дело о взыскании с ФИО1 денежных средств, выплаченных ей в период замещения должности муниципальной службы.
Решением Амурского областного суда от 13 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 сентября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 было отказано.
16 марта 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Амурский областной суд 2 марта 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с допущенными судами нижестоящих инстанций нарушениями норм материального и процессуального права, а также о направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 марта 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Представители Тындинской городской Думы и администрации города Тынды, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решением Амурского областного суда от 13 мая 2022 года и апелляционного определения судебной коллегией по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 сентября 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В силу части 11 статьи 35
Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ
полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Из содержания пункта 11 части 2 статьи 31, части 2 статьи 55 Устава города Тынды следует, что Тындинская городская Дума утверждает структуру администрации города Тынды по представлению мэра города Тынды.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Нормативным правовым актом от 27 июня 2019 года N 20-НПА, официально опубликованным 5 июля 2019 года в печатном издании - газете "Авангард" N 40(8720), определено, что в структуру администрации города Тынды входят мэр города Тынды, осуществляющий функции главы администрации города Тынды, первый заместитель главы администрации города Тынды, заместители главы администрации города Тынды, руководитель аппарата главы администрации города Тынды, а также управления, отделы и другие структурные подразделения администрации города (отраслевые (функциональные), территориальные органы), созданные в соответствии с законодательством согласно схеме подчиненности, утвержденной правовым актом администрации города Тынды, и реализующие исполнительные, распорядительные и организационные функции в конкретной сфере управления (пункт 1 статьи 1 Нормативного правового акта от 27 июня 2019 года N 20-НПА).
Функции и полномочия органов администрации города Тынды и их структурных подразделений, а также организация и порядок их деятельности определяются положениями об органах администрации города Тынды и их структурных подразделениях, утверждаемыми правовыми актами администрации города Тынды, для органов администрации города Тынды, являющихся юридическими лицами, - правовым актом, принимаемым Тындинской городской Думой (пункт 2 статьи 1 Нормативного правового акта от 27 июня 2019 года N 20-НПА).
Специалисты администрации города Тынды, замещающие в соответствии со штатным расписанием, утвержденным мэром города Тынды, осуществляющим функции главы администрации города Тынды, должности муниципальной службы, а также работники, осуществляющие хозяйственно-техническое обеспечение деятельности администрации города Тынды, составляют аппарат главы администрации города Тынды. Положение об аппарате главы администрации города Тынды утверждается правовым актом администрации города Тынды (пункт 3 статьи 1 Нормативного правового акта от 27 июня 2019 года N 20-НПА).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 2 Нормативного правового акта от 27 июня 2019 года N 20-НПА первый заместитель главы администрации города Тынды, заместители главы администрации города Тынды назначаются на должность на срок полномочий мэра города Тынды, обеспечивают осуществление полномочий администрации города Тынды в соответствии со структурой администрации города Тынды и распределением обязанностей между ними; первый заместитель главы администрации города Тынды, заместители главы администрации города Тынды в соответствии с распределёнными обязанностями, утверждаемыми правовым актом администрации города Тынды, осуществляют координацию деятельности соответствующих органов администрации города Тынды и их структурных подразделений и несут персональную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них задач и функций.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, Амурский областной суд, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Устава города Тынды, указал в решении, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным представительным органом муниципального образования с соблюдением установленных требований к процедуре его принятия, форме, порядку его опубликования и введения в действие. Нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, содержание Нормативного правового акта от 27 июня 2019 года N 20-НПА не противоречит, прав и законных интересов ФИО1 не нарушает.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведёнными выводами судов первой и апелляционной инстанции, которые являются мотивированными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, согласуются с содержанием статей 7, 35, 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статей 31, 55 Устава города Тынды и сомнений в их правильности не вызывают.
В то же время, доводы кассационной жалобы ФИО1 не содержат указаний на обстоятельства, которые опровергали бы верные выводы судов первой и апелляционной инстанции и являлись бы предусмотренными частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. По существу эти доводы сводятся к несогласию с выводами судов, положенными в основу решения и апелляционного определения, а также к неверному субъективному толкованию положений действующего законодательства; такие доводы не свидетельствуют о допущенных со стороны судов ошибках при применении норм материального и процессуального права, а также о несоответствии выводов судов обстоятельствам дела, в связи с чем они не принимаются судебной коллегией суда кассационной инстанции.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского областного суда от 13 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.