Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска Алексеева Р.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 3 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 1 февраля 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Индеева ФИО6 к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Индеев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным уведомления от 22 августа 2022 года N 3641 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования под жилой дом.
17 августа 2022 года он обратился к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, в ответ на которое Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска направил ему уведомление от 22 августа 2022 года N 3641 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке ввиду его расположения в границах зоны затопления.
С данным решением он не согласен, считает его незаконным, принятым без учета представленных им дополнительных документов: письма Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2022 года и проекта планировки земельного участка об обеспечении инженерной защиты земельного участка и объекта индивидуального жилищного строительства от затопления путем искусственного повышения поверхности территории, подтверждающих факт того, что участок не входит в зону затопления.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 3 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 1 февраля 2023 года, требования Индеева А.А. удовлетворены частично, уведомление Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска от 22 августа 2022 года N 3641 признано незаконным, на Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление Индеева А.А. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
1 марта 2023 года представителем административного ответчика Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска Алексеевым Р.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 16 марта 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что принадлежащий административному истцу земельный участок расположен на территории, отнесенной к зоне затопления, считает, что представленные письмо Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) и проект планировки земельного участка, составленный ООО "Гидропроект", не являются подтверждением наличия инженерной защиты территории от затопления и подтопления, выполненной в соответствии с пунктом 6.1.2.5 СП 104.13330.2016 "Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по административному делу судебных постановлений в кассационном порядке.
При разрешении административного спора суды нижестоящих инстанций руководствовались положениями статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 56, 105 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации и исходили из того, что нахождение земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в зоне затопления не является препятствием для строительства объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку земельный участок обеспечен Индеевым А.А. инженерной защитой путем искусственного повышения поверхности его территории.
Данный вывод судов соответствует установленным по делу обстоятельствам и основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в котором указывает сведения, перечисленные в пунктах 1 - 9 части 1 статьи 51.1 данного Кодекса, и прилагает документы, перечисленные в части 3 указанной статьи.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (реконструкции).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 17 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации зоны затопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты, указанными в части 4 настоящей статьи, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (часть 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления запрещается строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита (часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Письмом Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2022 года N N подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером N согласно топографической съемке с отметкой 96, 56 мБС (наименьшая точка участка) находится вне границ зон затопления, так как мкр. Марха частично затапливается от вод р. Маганка при половодьях 1% обеспеченности с максимальным уровнем воды 94, 49 мБС.
Об обеспеченности земельного участка с кадастровым номером N инженерной защитой от затопления, подтопления путем искусственного повышения его поверхности также указано в проекте планировки земельного участка, подготовленном ООО " "данные изъяты"".
В силу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (часть 1).
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2).
Часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями также возлагает обязанность доказывания названных обстоятельств на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Учитывая, что административными ответчиками не исполнена обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого уведомления от 22 августа 2022 года N 3641, а также приведенных в ходе рассмотрения дела доводов о том, что земельный участок административным истцом не обеспечен инженерной защитой от негативного воздействия вод, суды пришли к правильному выводу о незаконности уведомления Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке ввиду его несоответствия требованиям закона и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Доводы кассационной жалобы, которые по своему содержанию аналогичны позиции административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, выводов судов не опровергают, фактически сводятся к несогласию с оценкой установленных судами по делу фактических обстоятельств и иному толкованию примененных при разрешении дела норм материального права, поэтому в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 3 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 1 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 3 ноября 2022 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.