Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика УФССП России по Республике Саха (Якутия) на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 сентября 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества "Группа страховых компаний "Югория" к судебному приставу-исполнителю Якутского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) Прокопьевой Е.А, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным постановления.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
акционерное общество "Группа страховых компаний "Югория" (далее АО "ГСК "Югория") обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Якутского городского отделения судебных приставов УФССП России по Республике Саха (Якутия) Прокопьевой Е.А, УФССП России по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным постановления от 22 апреля 2022 года об отказе в возбуждении исполнительного производства, возложении обязанности возбудить исполнительное производство.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что направил в Якутское городское отделение судебных приставов УФССП России по Республике Саха (Якутия) заявление о возбуждении исполнительного производства и исполнительный лист серии N N N, выданный Якутским городским судом Республики Саха (Якутия) по гражданскому делу N 2-8488/2021, о взыскании с Едгорова Н.А. денежной суммы в размере "данные изъяты" рублей. 22 апреля 2022 года судебным приставом-исполнителем Прокопьевой Е.А. вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в связи с отсутствием в исполнительном документе сведений о должнике.
Административный истец считает вынесенное постановление незаконным, так как указанная в исполнительном документе информация является достаточной для идентификации личности должника, поэтому препятствий для возбуждения исполнительного производства не имелось.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Едгоров Н.А.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 сентября 2022 года, постановление судебного пристава-исполнителя Якутского ГОСП УФССП России по Республике Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 года об отказе в возбуждении исполнительного производства признано незаконным.
3 марта 2023 года административным ответчиком УФССП России по Республике Саха (Якутия) подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 16 марта 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных АО "ГСК "Югория" административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что судебным приставом-исполнителем на законном основании отказано в возбуждении исполнительного производства в связи с отсутствием в исполнительном документе одного из идентификаторов должника. Отмечает, что у взыскателя имелась возможность указать дополнительные идентификаторы должника, тогда как судебный пристав-исполнитель до возбуждения исполнительного производства не вправе запрашивать информацию о должнике. Также ссылается на отсутствие технической возможности возбуждения исполнительного производства в автоматизированной системе ФССП России без указания одного из идентификаторов и отсутствие нарушения прав взыскателя, который вправе повторно предъявить исполнительный документ к исполнению с восполнением недостающих в соответствии с законом данных о должнике.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, не допущено.
Разрешая спор по существу, суды, руководствуясь положениями Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и установив, что исполнительный лист серии N N N, выданный ДД.ММ.ГГГГ года Якутским городским судом Республики Саха (Якутия) по гражданскому делу N 2-8488/2021, о взыскании с Едгорова Н.А. в пользу АО "ГСК "Югория" денежных средств в общей сумме "данные изъяты" рублей содержит сведения о фамилии, имени и отчестве должника, его дате и месте рождения, месте жительства, пришли к выводу о незаконности постановления судебного пристава-исполнителя Якутского ГОСП УФССП России по Республике Саха (Якутия) Прокопьевой Е.А. от 22 апреля 2022 года об отказе в возбуждении исполнительного производства в связи с отсутствием в исполнительном документе сведений о должнике, поскольку имеющиеся в исполнительном листе данные о должнике, несмотря на отсутствие указания на один из его идентификаторов, являются достаточными для совершения исполнительных действий и принятия мер принудительного исполнения.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.
В частности, подпунктом "а" пункта 5 части 1 статьи 13 названного Федерального закона установлено, что в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны для граждан - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если они известны), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (если он известен).
Вместе с тем, несоответствие исполнительного листа требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным подпунктом "а" пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, может служить основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства лишь в том случае, когда исполнительный лист в силу выявленных в нем недостатков не позволяет судебному приставу-исполнителю совершать исполнительные действия или принять меры принудительного исполнения в строгом соответствии с принципами исполнительного производства, закрепленными в статье 4 настоящего Федерального закона.
Отсутствие каких-либо из сведений, приведенных в указанной норме, не является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства, если имеются иные сведения, позволяющие идентифицировать должника.
В рассматриваемом случае суды обоснованно указали, что предъявленный к исполнению исполнительный лист соответствовал требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, и содержит сведения, необходимые и достаточные для идентификации должника. После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель при необходимости вправе запросить дополнительную информацию о персональных данных должника.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что отказ в возбуждении исполнительного производства по формальным основаниям нарушает право взыскателя на полное и своевременное совершение исполнительных действий, суд правомерно признал постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства от 22 апреля 2022 года незаконным.
Доводы кассационной жалобы о том, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовала техническая возможность возбуждения исполнительного производства в автоматизированной системе ФССП России без указания одного из идентификаторов должника, не имеют правового значения для дела и о незаконности оспариваемых судебных актов не свидетельствуют.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика УФССП России по Республике Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.