Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Буравлева ФИО8 на решение Константиновского районного суда Амурской области от 16 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 8 декабря 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Константиновского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Буравлеву Ю.С. о прекращении права управления транспортными средствами.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, полагавшую оставить принятые по делу судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Константиновского района Амурской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Буравлеву Ю.С. о прекращении действия права на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения N N, выданного ДД.ММ.ГГГГ года, и аннулировании указанного водительского удостоверения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что согласно сведениям ГАУЗ Амурской области "Константиновская больница" Буравлев Ю.С. состоит на учете у врача психиатра с ДД.ММ.ГГГГ года с диагнозом " "данные изъяты"", врача психиатра не посещает, от наблюдения уклоняется. Данное обстоятельство является медицинским противопоказанием для управления транспортными средствами и в силу статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Определением Константиновского районного суда Амурской области от 5 мая 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГАУЗ Амурской области "Константиновская больница".
Решением Константиновского районного суда Амурской области от 16 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 8 декабря 2022 года, административное исковое заявление прокурора Константиновского района Амурской области удовлетворено, прекращено действие права на управление транспортными средствами Буравлева Ю.С. на основании водительского удостоверения N N, выданного ДД.ММ.ГГГГ года, водительское удостоверение N N, выданное ДД.ММ.ГГГГ года, аннулировано.
28 февраля 2023 года административным ответчиком Буравлевым Ю.С. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 17 марта 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что установленный ему в ДД.ММ.ГГГГ году диагноз " "данные изъяты"" в настоящее время не находит своего подтверждения, и установленный ему диагноз не явился препятствием для получения водительского удостоверения. Проведенная по делу экспертиза также не подтверждает ранее установленный диагноз. Заключение экспертов не отвечает критериям полноты и обоснованности, однако в назначении повторной экспертизы суд первой инстанции немотивированно отказал.
Административный ответчик и заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций такие нарушения допущены.
Разрешая заявленные прокурором требования, суды обеих инстанций, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 23.1, статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и установив, что у Буравлева Ю.С. имеется заболевание, предусмотренное Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, диспансерное наблюдение Буравлева Ю.С. по данному заболеванию до настоящего времени не прекращено, пришли к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о прекращении права Буравлева Ю.С. на управление транспортными средствами и аннулировании выданного ему водительского удостоверения.
Между тем данные выводы судов нельзя признать обоснованными, судами при разрешении настоящего административного дела не были учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Согласно статье 23.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством (пункт 1).
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, пункт 6 которого предусматривает, что "данные изъяты" (код заболевания по МКБ-10 F70 - F79) является противопоказанием для управления транспортным средством.
Из международной классификации болезней МКБ-10 следует, что для идентификации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:. 0 с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,. 1 значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения,. 8 другое нарушение поведения,. 9 без указаний на нарушение поведения. Умственная отсталость легкой степени F70 включает слабо выраженную умственная субнормальность, слабоумие.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд принял во внимание сведения, представленные ГАУЗ Амурской области "Константиновская больница", согласно которым Буравлев Ю.С. состоит на консультативном учете у врача психиатра с ДД.ММ.ГГГГ года с диагнозом: " "данные изъяты" ("данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты". С ДД.ММ.ГГГГ года находился на стационарном обследовании в Амурской областной психиатрической больнице по направлению военкомата, по результатам обследования был выставлен диагноз: " "данные изъяты") без нарушений поведения, обусловленная неуточненными причинами.
При этом из заключения комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Буравлев Ю.С. обнаруживает признаки "данные изъяты", однако для уточнения диагноза, степени выраженности имеющихся у него психических расстройств и решения всех экспертных вопросов нуждается в проведении ему стационарной комплексной судебной психолого-психиатрической.
В соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2, 3).
Принятые по делу судебные акты данным требованиям не соответствуют, имеющиеся в деле доказательства не являются достаточными для вывода о наличии у Буравлева Ю.С. психического расстройства в виде "данные изъяты", являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами. Комиссия врачей психиатров, исследовав медицинскую документацию и проведя освидетельствование Буравлева Ю.С, пришла к выводу о том, что ранее поставленный административному ответчику диагноз требует уточнения.
Согласно пункту 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Данный принцип выражается, кроме прочего, в принятии предусмотренных процессуальным законом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу.
Однако судами первой и апелляционной инстанций в нарушение требований части 2 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не приняты меры по истребованию и исследованию дополнительных доказательств для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, а именно в подтверждение наличия у Буравлева Ю.С. психического расстройства, являющегося медицинским противопоказанием для управления транспортным средством.
Тем самым судами допущены существенные нарушения норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, поэтому принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Константиновского районного суда Амурской области от 16 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 8 декабря 2022 года отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Константиновский районный суд Амурской области в ином составе суда.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.