Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Наконечной Е.В, Калиниченко Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "УправДом" о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов детские площадки, по кассационной жалобе администрации города Южно-Сахалинска
на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 6 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 22 ноября 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департамент городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска обратился в суд с иском к ООО Управляющая компания "УправДом" о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов детские площадки, указав, что ООО Управляющая компания "УправДом" обслуживает многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", на придомовой территории которого расположена детская площадка. До настоящего времени ответчик не произвёл действий по включению детской площадки в состав общего имущества многоквартирного дома.
Уточнив требования, просил возложить на ООО Управляющая компания "УправДом" обязанность включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного N "адрес" по "адрес" детскую площадку в составе: качели средние - 1 шт, качалка на пружине - 1 шт, детский игровой комплекс - 1 шт, домик-беседка - 1 шт, горка - 1 шт, качалка балансир -1 шт. и скамья на металлических ножках -2 шт.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 6 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 22 ноября 2022 года решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 6 июня 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация города Южно-Сахалинска просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, выражая несогласие с выводами судов о том, что Департамент обязан осуществлять права владения и пользования предоставленным имуществом в соответствии с целями своей деятельности, функциями собственника имущества, и в частности спорной детской площадки. Отмечает, что детская площадка расположена на придомовой территории многоквартирного дома, следовательно, придомовая территория и расположенные на ней объекты являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 36, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. "е", "ж" пункта 2 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491, суд первой инстанции исходя из того, что общее собрание собственников многоквартирного дома по вопросу установки (обустройства) детской площадки на придомовой территории не проводилось, детская площадка в управление и содержание управляющей компании ООО УК "УправДом" не передавалась, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на управляющую компанию обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома детскую площадку.
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, также указав, что спорная детская площадка не расположена на земельном участке под многоквартирным жилым домом, сформированном и поставленном на кадастровый учет, следовательно, не может быть отнесена к общей собственности собственников помещений многоквартирного дома, не входит в состав общего имущества собственников помещений и не подлежит включению управляющей компанией в состав данного имущества.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
В соответствии с пунктом 4 части 1 и частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 состав общего имущества определяется: а) собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 2 указанных Правил в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного Кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу пункта 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного Кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.
Таким образом, для поступления имущества в общедомовую собственность необходимо решение общего собрания.
Между тем, судом установлено, что в реестре муниципального имущества городского округа "Город Южно-Сахалинск" находятся детские площадки, расположенные в "адрес". Балансодержателем указанного имущества является департамент городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска.
Согласно договору управления многоквартирным домом от 2 декабря 2012 года управляющей компанией указанного выше многоквартирного дома является ООО Управляющая компания "УправДом".
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН многоквартирный "адрес" в п/р Ново-Александровск в городе Южно-Сахалинске находится на земельном участке с кадастровым номером N, тогда как спорная детская площадка расположена на земельном участке с кадастровым номером N.
Из протокола собрания собственников помещений в многоквартирном "адрес" по "адрес" п/р Ново-Александровск в городе Южно-Сахалинске от 24 сентября 2021 года следует, что собственники жилых помещений решили не включать в состав общего имущества многоквартирного дома детскую спортивно-игровую площадку.
С учетом положений статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (п. 2).
В рассматриваемом случае каких-либо оснований для признания права собственности на спорное имущество, имеющего собственника, истцом не приведено.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Южно-Сахалинского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу администрации "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.