Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Красиковой О.Е. и Захарова Е.И.
при секретаре Банниковой В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика правительства Кемеровской области - Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от 14 февраля 2023 года
по административному делу N 3а-92/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" об оспаривании в части постановления коллегии администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты".
Заслушав доклад судьи Знаменщикова Р.В, возражения представителя административного истца ФИО4, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" (далее - ООО "Т2 Мобайл") обратилось в суд с административным исковым заявлением к правительству Кемеровской области - Кузбасса, в котором просило с учетом уточнений признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 13.16 пункта 13 приложения N 20, подпункт 13.14 пункта 13 и подпункт 21.2 пункта 21 приложения N 24, подпункт 13.15 пункта 13 приложения N 25, подпункт 13.17 пункта 13 приложения N 31 и пункт 3 таблицы "Коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка" приложения N 25 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты, утвержденного постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года N 47 (далее - Порядок N 47).
В обоснование административных исковых требований указано, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых Порядком N 47, которым затрагиваются его права и законные интересы, поскольку в соответствии с ним определяется размер арендной платы за использование земельных участков, арендуемых ООО "Т2 Мобайл" для размещения сооружений сотовой связи (башни, опоры, контейнеры с оборудованием базовых станций) на территориях Юргинского, Промышленновского, Крапивинского и Прокопьевского муниципальных округов. Полагает, что оспариваемые коэффициенты, применённые для расчета арендной платы, не соответствуют принципу экономической обоснованности, закрепленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), поскольку их экономическое обоснование отсутствует. Кроме того, коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка, также противоречит принципу запрета необоснованных предпочтений, изложенному в Постановлении N 582.
Решением Кемеровского областного суда от 14 февраля 2023 года административное исковое заявление ООО "Т2 Мобайл" удовлетворено. Признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу Порядок N 47 в части: подпункта 13.16 пункта 13 таблицы "Коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка (Кв) на территории Крапивинского муниципального округа" приложения N 20, подпункта 13.14 пункта 13 и подпункта 21.2 пункта 21 таблицы "Коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка (Кв) на территории Прокопьевского муниципального округа" приложения N 24, подпункта 13.15 пункта 13 таблицы "Коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка (Кв) на территории Промышленновского муниципального округа" приложения N 25, пункта 3 таблицы "Коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка (Ку) приложения N 25, подпункта 13.17 пункта 13 таблицы "Коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка (Кв) на территории Юргинского муниципального округа" приложения N 31.
В апелляционной жалобе правительство Кемеровской области - Кузбасса просит отменить решение Кемеровского областного суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на то, принципы, установленные Постановлением N 582, были положены в основу при разработке Постановления N 47. При этом принцип экономической обоснованности относится к расчету самой арендной платы, а не ее составляющих. Размер арендной платы определяется пунктом 25 Порядка N 47, который не оспаривается административным истцом, и представляет собой формулу, включающую несколько показателей. Считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Постановлению N 582, так как он принят правомочным органом с соблюдением федерального законодательства. При этом Постановление N 582 устанавливает лишь ориентиры при утверждении ставок арендной платы публичными образованиями и применимо только к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности. Кроме того, утверждение ООО "Т2 Мобайл" о двойном учете одного и того же критерия при применении коэффициентов Ку и Кв является неверным. Административным истцом не обосновано нарушение каких-либо прав и законных интересов обжалуемыми положениями Порядка N 47.
В письменных возражениях административный истец и прокурор, участвовавший в деле, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
При рассмотрении административного дела по существу судом сделан обоснованный вывод о том, что Порядок N 47 отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", поскольку он содержит нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с определением размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов на территории Кемеровской области.
При рассмотрении административного дела судом первой инстанции установлено, что ООО "Т2 Мобайл", является арендатором следующих земельных участков на территории Крапивинского, Прокопьевского, Промышленновского и Юргинского муниципальных округов:
с кадастровым номером "данные изъяты", предоставлен на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Крапивинского муниципального района, под временную опору для размещения оборудования связи;
с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты", предоставлены на основании договоров аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N и N заключенных с комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации Прокопьевского муниципального округа, для размещения базовой станции сотовой радиотелевизионной связи;
с кадастровым номером "данные изъяты", предоставлен на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N заключенного с комитетом по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района, для размещения антенной опоры сотовой связи;
с кадастровым номером "данные изъяты", предоставлен на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного с комитетом по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района, для размещения временной опоры под оборудование связи;
с кадастровым номером "данные изъяты", предоставлен на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N заключенного с комитетом по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района, в целях размещения базовой станции подвижной радиотелефонной связи;
с кадастровым номером "данные изъяты", предоставлен на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N заключенного с комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации Прокопьевского муниципального округа, в целях размещения временной опоры под оборудование связи;
с кадастровым номером "данные изъяты", предоставлен на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного с комитетом по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района, для размещения антенной опоры под оборудование сотовой связи;
с кадастровым номером "данные изъяты", предоставленного на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Промышленновского района, под установку башни сотовой связи;
с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты", предоставлены на основании договоров аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N и ДД.ММ.ГГГГ N, заключенных с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Промышленновского муниципального округа, под коммунальное обслуживание;
с кадастровым номером "данные изъяты", предоставлен на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного с администрацией Юргинского муниципального района, под размещение башни сотовой связи;
с кадастровым номером "данные изъяты", предоставлен на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного с администрацией Юргинского муниципального округа, под коммунальное обслуживание.
На перечисленных земельных участках расположены сооружения сотовой связи, принадлежащие ООО "Т2 Мобайл".
Расчет арендной платы за земельные участки, согласно условиям вышеуказанных договоров аренды и информации, предоставленной по запросу суда, заинтересованными лицами производится в соответствии с постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты" по формуле, установленной в пункте 2.5 Порядка N 47, с использованием коэффициентов (Кв), учитывающих вид использования земельного участка на территории соответствующего муниципального образования, установленных подпунктом 13.16 пункта 13 приложения N 20, подпунктом 13.14 пункта 13, подпунктом 21.2 пункта 21 приложения N 24, подпунктом 13.15 пункта 13 приложения N 25, подпунктом 13.17 пункта 13 приложения N 31 к Порядку N 47, а также коэффициента (Ку), учитывающего особые условия использования земельного участка, установленного пунктом 3 приложения N 25 к Порядку N 47.
В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся к административному истцу для расчета арендной платы за пользование земельными участками, и он полагает, что оспариваемые коэффициенты установлены без экономического обоснования, а коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка, противоречит принципу запрета необоснованных предпочтений, суд первой инстанции аргументированно констатировал право ООО "Т2 Мобайл" на обращение в Кемеровский областной суд с административным иском о признании недействующим в части Порядка N 47, поэтому доводы апелляционной жалобы об отсутствии нарушений прав и интересов административного истца подлежат отклонению.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом - коллегией администрации Кемеровской области, в установленной форме - постановление, с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования. Административное исковое заявление в части нарушения процедуры его принятия доводов не содержит.
В силу пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная Земельным кодексом Российской Федерации.
Из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 9 Устава Кемеровской области - Кузбасса, принятого Законодательным Собранием Кемеровской области 09 апреля 1997 года (далее - Устав), в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, коллегия администрации Кемеровской области являлась высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области.
Законом Кемеровской области от 29 апреля 2019 года N 23-ОЗ в Устав внесена поправка и в абзаце 3 пункта 1 статьи 9 слова "Коллегия Администрации" заменены словом "Правительство".
В соответствии с подпунктом 8 статьи 3 закона Кемеровской области от 04 июля 2002 года N 49-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений" по состоянию на 05 февраля 2010 года коллегия администрации Кемеровской области устанавливала порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Кемеровской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
05 февраля 2010 года постановлением коллегии администрации Кемеровской области N 47 утвержден Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области.
В силу пункта 1.1 постановления коллегии администрации Кемеровской области от 05 июня 2017 года N 271 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области" заголовок Постановления N 47 изложен в следующей редакции: "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты".
Значения коэффициентов, учитывающих вид использования земельного участка (Кв) и особые условия использования земельного участка (Ку) в соответствующих муниципальных образованиях, содержатся в приложениях к Порядку N 47 (пункт 2.6 Порядка N 47).
Подпунктом 13.16 пункта 13 приложения N 20 к Порядку N 47 установлено значение коэффициента вида использования земельных участков прочих предприятий связи на территории Крапивинского муниципального округа в размере 3, 315.
Согласно подпункту 13.14 пункта 13 и подпункту 21.2 пункта 21 приложения N 24 к Порядку N 47 значения коэффициента вида использования земельных участков кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также земельных участков кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, наземных и подземных необслуживаемых усилительных пунктов на территории Прокопьевского муниципального округа установлены в размере 4, 741 и 1025 соответственно.
Подпунктом 13.15 пункта 13 приложения N 25 к Порядку N 47 установлено значение коэффициента вида использования земельных участков воздушных линий электропередачи, прочих предприятий связи на территории Промышленновского муниципального округа в размере 1, 805.
В соответствии с пунктом 3 таблицы "Коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка (Ку)" приложения N 25 к Порядку N 47 (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции) значение коэффициента, учитывающего особые условия использования земельных участков под объектами сотовой связи в сельских населенных пунктах на территории Промышленновского муниципального округа, установлено в размере 2, 69.
Подпунктом 13.17 пункта 13 приложения N 31 к Порядку установлено значение коэффициента вида использования земельных участков конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи на территории Юргинского муниципального округа в размере 8, 0.
Указанные коэффициенты в соответствии с пунктом 2.5 Порядка N 47 входят в формулу расчета размера годовой арендной платы за земельный участок: А = КС x Кв x Ку x Кк x Ки x Кп x Кпр, где:
А - размер арендной платы;
КС - кадастровая стоимость земельного участка;
Кв - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка;
Ку - коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка;
Кк - коэффициент, учитывающий особые категории арендаторов;
Ки - произведение коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, установленных постановлениями Правительства Кемеровской области - Кузбасса на каждый год;
Кп - коэффициент, применяемый для расчета арендной платы за земельные участки, используемые субъектами малого и среднего предпринимательства, попадающими под категории, установленные статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Кпр - коэффициент перехода, используемый в случаях, предусмотренных пунктом 2.9 Порядка N 47.
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Одним из принципов арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленных Постановлением N 582 является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Руководствуясь указанным принципом, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган власти местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом муниципального образования, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности уполномоченным государственным или муниципальным органом должно доказываться путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции верно констатировал, что указанных документов правительством Кемеровской области - Кузбасса представлено не было, в связи с чем значения оспариваемых коэффициентов (Кв), приведенные в подпункте 13.16 пункта 13 приложения N 20, подпункте 13.14 пункта 13 и подпункте 21.2 пункта 21 приложения N 24, подпункте 13.15 пункта 13 приложения N 25, подпункте 13.17 пункта 13 приложения N 31 к Порядку N 47, установлены с нарушением принципа экономической обоснованности определения арендной платы, предусмотренного Постановлением N 582. Также не было предоставлено экономического обоснования коэффициента (Ку), учитывающего особые условия использования земельных участков под объектами сотовой связи в сельских населенных пунктах на территории Промышленновского муниципального округа и величины его значения в размере 2, 69.
Судебная коллегия соглашается с выводом Кемеровского областного суда о том, что направленное в адрес суда комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Юргинского муниципального округа финансово-экономическое обоснование коэффициентов, учитывающих вид использования земельных участков на территории данного муниципального образования, подготовленное в 2009 году, по существу таковым не является, поскольку не содержит экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а также не доказывает осуществление расчетов в целях обоснования значения коэффициентов видов использования земельных участков, утвержденных оспариваемыми положениями Порядка N 47.
Ссылки апеллянта на то, что принцип экономической обоснованности согласно Постановлению N 582 относится к расчету самой арендной платы, а не ее составляющих, при этом размер арендной платы определяется пунктом 25 Порядка N 47, который не оспаривается административным истцом, и представляет собой формулу, включающую несколько показателей, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку из содержания принципа экономической обоснованности и формулы, содержащейся в пункте 2.5 Порядка N 47 следует возможность полного учета указанного принципа лишь при установлении коэффициентов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции находит правильным заключение суда первой инстанции о нарушении принципа запрета необоснованных предпочтений, при установлении коэффициента, содержащегося в пункте 3 таблицы "Коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка (Ку)" приложения N 25 к Порядку N 47.
На основании Постановления N 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется, в том числе, исходя из принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
В силу пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается принятие актов, которые приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий.
Под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ).
Из пунктов 2.5 и 2.6 Порядка N 47 в их совокупности с пунктом 3 таблицы "Коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка (Ку)" приложения N 25 к Порядку N 47 следует, что при аренде земельных участков под объектами сотовой связи в сельских населенных пунктах Промышленновского муниципального округа подлежит применению коэффициент (Ку) в размере 2, 69.
Законом Кемеровской области от 17 декабря 2004 года N 104-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований" с учетом изменений, внесенных в него законом Кемеровской области - Кузбасса от 05 августа 2019 года N 68-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований", с целью наделения статусом муниципального округа преобразованы муниципальные образования, входящие в состав Промышленновского муниципального района: Промышленновское городское поселение, Вагановское сельское поселение, Калинкинское сельское поселение, Лебедевское сельское поселение, Окуневское сельское поселение, Падунское сельское поселение, Плотниковское сельское поселение, Пушкинское сельское поселение, Тарабаринское сельское поселение, Тарасовское сельское поселение, Титовское сельское поселение, путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование - Промышленновский муниципальный округ с административным центром - поселок городского типа Промышленная (абзац 11 пункта 1 статьи 1-1 закона Кемеровской области от 17 декабря 2004 года N 104-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований").
Согласно общедоступным данным, размещенным на официальном сайте Промышленновского муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https//admprom.ru (раздел "Об округе"/"Паспорт округа"), Промышленновский муниципальный округ состоит из сельхозугодий, земель населенных пунктов и прочих земель, центр муниципального округа - пгт. Промышленная, в административно-территориальный состав округа входят 59 населенных пунктов, из них поселок городского типа - 1, сельские населенные пункты - 58, численность постоянного населения характеризуется городским и сельским населением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 и части 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли населенных пунктов. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Из изложенного следует, что утвержденный Порядок N 47, предусматривает механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, находящихся на территории одного публично-правового образования - Промышленновский муниципальный округ и отнесенных к одной категории земель - земли населенных пунктов, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям - под объекты сотовой связи, при котором в расчете участвует или не участвует оспариваемый повышающий коэффициент, закрепленный в пункте 3 таблицы "Коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка (Ку)" приложения N 25 к Порядку N 47, в зависимости от отнесения населенного пункта, где расположен земельный участок, к городскому или к сельскому, тем самым создавая различия в расчете.
В этой связи вывод о наличии дискриминационных условий и нарушении принципа запрета необоснованных предпочтений является верным. Пункт 3 таблицы "Коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка (Ку)" приложения N 25 к Порядку N 47 не соответствует пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ и абзацу 7 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением N 582.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что принципы, установленные Постановлением N 582, были положены в основу при разработке Порядка N 47, судебная коллегия приходит к выводу о нарушении административном ответчиком принципа экономической обоснованности и принципа запрета необоснованных предпочтений, так как в материалы дела не были представлены доказательства, подтверждающие осуществление анализа и оценки экономических, природных и иных факторов для земельных участков с видами разрешенного использования, предусмотренными для оспариваемых коэффициентов, а также обоснование применения повышающего коэффициента в сельских населенных пунктах относительно городских в одном муниципальном образовании на территории Промышленновского муниципального округа.
Утверждение правительства Кемеровской области - Кузбасса о не противоречии Порядка N 47 Постановлению N 582, поскольку последнее устанавливает лишь ориентиры при утверждении ставок арендной платы публичными образованиями и применимо только к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, не принимается судебной коллегией ввиду следующего.
Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 года, сформулирована правовая позиция о том, что Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением N 582, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена. Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации Постановление N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Из изложенного следует, что позиция о применении Постановления N 582 только к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, основана на неправильном толковании правительством Кемеровской области - Кузбасса норм материального права.
Ссылка в апелляционной жалобе на неправомерное указание о двойном учете одного и того же критерия при применении коэффициентов Ку и Кв противоречит содержанию обжалуемого судебного акта, в котором данного вывода не содержится, в основу решения суда он не положен.
Определяя момент, с которого оспариваемые положения Порядка N 47 подлежали признанию недействующим, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что поскольку Порядок N 47 применялся и права граждан и юридических лиц были реализованы, то в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признал их не действующими с даты вступления решения суда в законную силу.
То обстоятельство, что в настоящее время пункт 3 таблицы "Коэфициент, учитывающий особые условия использования земельного участка (Ку)" приложения N 25 к Порядку N 47 действует в иной редакции, не является основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку на момент рассмотрения административного дела областным судом он действовал в оспариваемом значении 2, 69.
С учетом изложенного, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства административного дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам в их совокупности и, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, принял верное решение. Грубых нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, не допущено, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 14 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика правительства Кемеровской области - Кузбасса - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Кемеровский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 02 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.