Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Никитиной Г.Н, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Ивановой В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-21/2023) по административному исковому заявлению ООО "ЕвразЭнергоТранс" о признании нормативного правового акта недействующим, по апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от 16 февраля 2023 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя ООО "ЕвразЭнергоТранс" Шнайдер Я.В, представителя ПАО "Россети Сибирь" Зуевой А.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гурлевой О.В,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 03 ноября 2022 года N 362 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "ЕвразЭнергоТранс" и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год" (далее - постановление N 362).
Пунктом 1 приложения к постановлению N 362 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год.
Общество с ограниченной ответственностью "ЕвразЭнергоТранс" (далее - ООО "ЕвразЭнергоТранс", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления N 362 ввиду его несоответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Указывает, что оспариваемое постановление принято во исполнение решения Кемеровского областного суда от 13 мая 2022 года и апелляционного определения Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2022 года, согласно которым на административного ответчика возложена обязанность принять нормативный правовой акт, которым установить для Общества индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год. Однако в оспариваемом постановлении решение суда исполнено не в полном объеме, в результате чего заявленная мощность потребителей Общества не была скорректирована, принята в ранее установленном размере, пересчет тарифной выручки также не произведен.
Решением Кемеровского областного суда от 16 февраля 2023 года оспариваемое постановление признано недействующим со дня принятия.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, председателем Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса, тарифный орган) подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Кемеровского областного суда отменить и вынести новый судебный акт. Считает, что судом не приняты во внимание пояснения РЭК Кузбасса о взаимосвязи единых котловых тарифов и индивидуальных тарифов, в том числе уровня заявленной мощности, который при этом учитывается. Также суд не учел то обстоятельство, что сводный прогнозный баланс по Кемеровской области принят ФАС России и не отменен. При данных обстоятельствах РЭК Кузбасса обоснованно, в целях исполнения судебного решения и определения индивидуального тарифа между ПАО "Россети Сибирь" и ООО "ЕвразЭнерготранс", произведен расчет разницы между необходимой валовой выручкой сетевой организации и тарифной выручкой, определенной с использованием двуставочного тарифа и балансовых показателей сетевой организации, учтенных в Сводном прогнозном балансе. Кроме того, указывает, что пересмотр межсетевого тарифа, установленного для взаиморасчетов между ООО "ЕвразЭнергоТранс" и ПАО "Россети Сибирь" неизбежно приведет к снижению выручки ПАО "Россети Сибирь" на сумму роста выручки ООО "ЕвразЭнергоТранс".
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем ООО "ЕвразЭнергоТранс" и прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ООО "ЕвразЭнергоТранс" Шнайдер Я.В, участвующая в деле с использованием видеоконференц-связи, возражения на апелляционную жалобу поддержала, просила оставить решение суда без изменения.
Представитель ПАО "Россети Сибирь" Зуева А.А, участвующая в деле с использованием видеоконференц-связи, считает, что оснований для отмены решения не имеется.
Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса, представитель ФАС России в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что решение не подлежит отмене, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), иных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о Региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19 марта 2020 года N 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликовано в "Электронном бюллетене региональной энергетической комиссии Кузбасса" (www.recko.ru) и по этим основаниям не обжалуется.
Из материалов дела следует, что ООО "ЕвразЭнергоТранс" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса.
30 декабря 2021 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято постановление N 956 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год".
Пунктом 4 приложения к данному постановлению утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год, в том числе между ООО "ЕвразЭнергоТранс" и ПАО "Россети Сибирь".
Решением Кемеровского областного суда от 13 мая 2022 года по административному делу N 3а-65/2022, вступившего в законную силу, постановление Региональной энергетической комиссией Кузбасса N 956 признано недействующим, на административного ответчика возложена обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим в части.
Суд, признавая указанное выше постановление N 956 тарифного органа недействующим, установил, что Региональной энергетической комиссией Кузбасса были допущены нарушения при формировании баланса мощности сетевой организации и определения плановой выручки, что повлекло установление экономически необоснованных индивидуальных тарифов для Общества.
Оспариваемое в настоящем административном деле постановление N 362 принято во исполнение решения Кемеровского областного суда от 13 мая 2022 года.
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Регулирующие органы при установлении регулируемых цен (тарифов) принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов (пункт 7 Основ ценообразования).
Согласно абзаца 10 пункта 63 Основ ценообразования тариф для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Из пункта 52 Методических указаний N 20-э/2 следует, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный, одноставочный. Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок: ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям; ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт·ч без разбивки по напряжениям.
При этом базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
В ходе рассмотрения административного дела N 3а-65/2022 судом установлено, что органом регулирования для расчета индивидуальных тарифов между сетевыми организациями, вопреки представленным сетевой организацией для формирования баланса мощности согласованным сведениям о величине присоединенной (заявленной) мощности в размере 254, 2983 МВт, в одностороннем порядке и в отсутствие обоснования такого регулирования использована величина больше предложенной в размере 383, 533 МВт, что повлекло неверное определение данной величины, которая в свою очередь участвует в расчете плановой тарифной выручки и индивидуальных тарифов.
Экспертное заключение при принятии оспариваемого Постановления N 362 Региональной энергетической комиссией Кузбасса выводов о недостоверности, предоставленной Обществом информации о величине присоединенной (заявленной) мощности сетевой организации не содержит. Тарифный орган принял указанную мощность в размере 254, 027 МВт.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что при использовании значения присоединенной (заявленной) мощности сетевой организации в размере 254 МВт, тарифная выручка ООО "ЕвразЭнергоТранс" составит 2 736 810, 42 тысяч рулей, а при значении присоединенной (заявленной) мощности сетевой организации в размере 383, 5325 МВт тарифная выручка составит 4 006 549, 63 тысяч рублей.
При принятии оспариваемого нормативного правового акта тарифная выручка Общества установлена на уровне 4 006 549, 63 тысяч рублей, что, позволяет сделать вывод о применении Региональной энергетической комиссией Кузбасса при расчете тарифной выручки ООО "ЕвразЭнергоТранс", а, следовательно, и индивидуальных тарифов, присоединенной (заявленной) мощности сетевой организации в размере 383, 5325 МВт.
Таким образом, тарифный орган, при расчете индивидуальных тарифов административного истца, вновь применил значение присоединенной (заявленной) мощности сетевой организации в размере 383, 5325 МВт, тогда как вступившими в законную силу судебными актами применение данного значения мощности при установлении индивидуальных тарифов было признано экономически необоснованным.
Доводы административного ответчика о том, что недополученный доход организации будет учтен регулирующим органом при установлении тарифов на следующий период регулирования, как правильно указал областной суд, не свидетельствуют о законности оспариваемого Постановления N 362.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правой акт принят во исполнение решения Кемеровского областного суда от 13 мая 2022 года, доводы апелляционной жалобы о том, что Сводный прогнозный баланс, принятый ФАС России не изменен и не отменен, что пересмотр межсетевого тарифа приведет к снижению выручки ПАО "Россети Сибирь", основаниями для отмены законного и обоснованного решения не являются.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского краевого суда от 16 февраля 2023 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Кузбасса - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кемеровский областной суд.
Председательствующий
Судьи
мотивированное апелляционное определение составлено 02 июня 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.