Судебная коллегия по административным делам ФИО6 кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО8, судей ФИО26, ФИО9, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрегиональной общественной организации "Творческий союз цирковых деятелей России", ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ (дело Nа-1498/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве о ликвидации Межрегиональной общественной организации "Творческий союз цирковых деятелей России".
Заслушав доклад судьи ФИО26, выслушав объяснения представителей Межрегиональной общественной организации "Творческий союз цирковых деятелей России" по доверенности ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, поддержавших кассационную жалобу, объяснения ФИО1 и его представителя ФИО11, объяснения ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, их представителя по доверенности ФИО14, поддержавших кассационные жалобы, выслушав возражения представителей Министерства юстиции Российской Федерации по доверенности ФИО15, ФИО16, ФИО17, а также возражения заинтересованных лиц ФИО18, ФИО19, представителя по доверенности ФИО20, представителя ФИО21 по доверенности ФИО22, возражения ФИО23 и его представителя по доверенности адвоката ФИО24 относительно доводов кассационных жалоб, заслушав заключение представителя прокуратуры "адрес" по доверенности ФИО25, полагавшего необходимым в удовлетворении кассационных жалоб отказать, судебная коллегия по административным делам ФИО6 кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Межрегиональная общественная организация "Творческий союз цирковых деятелей России" (далее - МОО "Творческий союз цирковых деятелей России", Организация, административный ответчик) создана на Учредительной Конференции 15 июля 1999 года. Решение о государственной регистрации принято 29 августа 2000 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве за учётным номером 7712019293. Сведения о ней внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 02 декабря 2002 года под основным государственным регистрационным номером N.
Устав Организации, утверждённый конференцией от 15 июля 1999 года (далее - Устав), является действующим.
МОО "Творческий союз цирковых деятелей России" является корпоративной некоммерческой организацией - добровольным самоуправляемым, некоммерческим формированием, созданным по инициативе группы граждан, объединившихся, исходя из общих духовных интересов и совместной деятельности для реализации целей, указанных в настоящем Уставе (пункт 1.1 Устава).
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее - ГУ Минюста России по г. Москве, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации МОО "Творческий союз цирковых деятелей России" в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях), в связи с осуществлением Организацией деятельности с грубыми неустранимыми нарушениями законодательства Российской Федерации, в том числе деятельности, противоречащей её уставным целям.
Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения ГУ Минюста России по г. Москве от N проведена внеплановая документарная проверка Организации за период деятельности с 01 января 2018 года по 30 ноября 2021 года, по результатам которой составлен акт проверки от 31 января 2022 года.
По результатам проверки деятельности Организации выявлены нарушения требований статей 14.47, 20, 29 Закона об общественных объединениях, статей 52, 65.2, 181.2, 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, которые являются основанием для ликвидации общественного объединения.
Решением Московского городского суда от 08 сентября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 января 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление ГУ Минюста России по г. Москве удовлетворено, Организация ликвидирована.
В кассационной жалобе МОО "Творческий союз цирковых деятелей России" ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда, изложенных в судебном акте, обстоятельствам административного дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывается на неверное толкование Устава и действующего законодательства в части того, что Конференция МОО "Творческий союз цирковых деятелей России" должна принимать решение о создании региональных отделений. Все нарушения являются формальными по своему признаку и технически устранимыми. Суд апелляционной инстанции дал неверную оценку соразмерности допущенным нарушениям и их последствиям, а также социальной значимости осуществляемой деятельности, направленной на оказание помощи членам Организации.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 03 апреля 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
13 и 17 апреля 2023 года в суд кассационной инстанции поступили кассационные жалобы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5, в которых ставится вопрос об отмене апелляционного определения и направлении дела на новое апелляционное рассмотрение по мотивам нарушения норм процессуального права, повлекшим принятия неправильного судебного акта.
В обоснование кассационных жалоб указывается, что заявители являются членами МОО "Творческий союз цирковых деятелей России". Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без привлечения их в качестве заинтересованных лиц, чем нарушены их права и законные интересы. Данное нарушение является основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в соответствии с положениями статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 18 апреля 2023 года кассационные жалобы переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, обсудив кассационные жалобы в пределах их доводов, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; в иных случаях, предусмотренных законом (подпункты 3, 4, 6).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Законом об общественных объединениях (статья 1).
Одной из организационно-правовых форм общественных объединений является общественная организация (статья 7).
Частью 2 статьи 38 Закона об общественных объединениях закреплены полномочия органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, по осуществлению контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно которому, органом, принимающим решения о государственной регистрации некоммерческих организаций и осуществляющим федеральный государственный надзор за их деятельностью, является Минюст России (подпункт 30.1, 30.10 пункта 7 Положения).
Полномочия Минюста России по осуществлению федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций закреплены также в пункте 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705.
Частью 1 статьи 26, абзацем третьим части 1, частью 3 статьи 44 Закона об общественных объединениях предусмотрено, что общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда на основании заявления федерального органа государственной регистрации в том числе в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 26 и 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.
К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом.
В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан.
Под систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, понимается повторяющееся более двух раз действие, совершенное вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий.
Данные нарушения могут быть учтены судом за период не более трёх лет, предшествующих обращению уполномоченного органа с административным исковым заявлением (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 196, 200 ГК РФ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ликвидации МОО "Творческий союз цирковых деятелей России", поскольку в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения факты неоднократного совершения административным ответчиком вменяемых ему нарушений, а именно, в адрес административного ответчика ранее не направлялись предупреждения (представления) об устранении указанных в административных исковых требованиях нарушений; допущенные Организацией нарушения носят устранимый характер; ликвидация юридического лица возможна лишь как крайняя мера, когда исчерпаны иные методы разрешения, и когда невозможность продолжения своей деятельности является следствием ненадлежащего осуществления управления всеми участниками. В нарушениях Организации отсутствуют действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав и свобод, признанных Конституцией Российской Федерации общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Они не создают реальную угрозу или не повлекли причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.
Отменяя решение и принимая по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции признал позицию суда первой инстанции ошибочной, основанной на неправильном определении имеющих значение по делу обстоятельствах и применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, без учёта предписаний, содержащихся в Законе об общественных объединениях, Законе о некоммерческих организациях, Гражданском кодексе Российской Федерации, постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами".
При этом апелляционным судом при вынесении решения в качестве основания для ликвидации Организации правомерно учтены лишь те нарушения, которые являются грубыми и (или) не могут быть устранены законным способом, а также систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, на основании коллективного обращения членов Организации, а также обращения ФКП "Росгосцирк", содержащих сведения о нарушении Организацией положений учредительных документов и законодательства Российской Федерации, Минюстом России принято распоряжение от 08 декабря 2021 года N 10111 о проведении в период с 27 декабря по 31 января 2021 года внеплановой документарной проверки деятельности Организации.
В ходе проведённой Минюстом России проверки деятельности Организации за период с 01 декабря 2018 года по 30 ноября 2021 года установлено, что общественное объединение неоднократно допускало нарушения территориальной сферы деятельности, указанной в Уставе.
В нарушение положений Устава и договора аренды здания, заключенного с Департаментом городского имущества города Москвы, общественное объединение предоставляло различным организациям в пользование за плату нежилые помещения в арендуемом здании без согласия собственника имущества города Москвы, получая при этом неосновательное обогащение.
Установлены нарушения положений Устава при проведении 29 ноября 2021 года отчётно-выборной Конференции в отсутствие необходимого кворума, а также при принятии Правлением решения от 26 октября 2021 года о порядке представительства на Конференции, несоблюдение принципа равенства членов общественного объединения, воспрепятствование их участию в принятии корпоративных решений. Установлено несоблюдение периодичности проведения заседания Правлением, принятие решений нелегитимным составом, оформленных с нарушением требований закона, отсутствие проверок финансово-хозяйственной деятельности организации уполномоченным органом - Ревизионной комиссией, не предоставление отчётов о деятельности, персональном составе органов общественного объединения, а также документов о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, и другие нарушения, указанные в акте проверки от 31 января 2022 года. Выявленные нарушения носят неустранимый характер.
Оценив изложенные в акте проверки обстоятельства в совокупности с представленными по делу доказательствами, суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что в проверяемый период деятельности общественной организацией допущены грубые нарушения законодательства Российской Федерации и Устава Организации, которые не могут быть устранены законным способом, деятельность общественной организации противоречила её уставным целям, что, в силу пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца третьего части 1 статьи 44 Закона об общественных объединениях, является основанием для её ликвидации.
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для удовлетворения административного иска по настоящему делу, подробно приведены в обжалуемом апелляционном определении.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, оснований не согласиться с ними у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку они не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, а сводятся к изложению правовой позиции административного ответчика, выраженной в судах нижестоящих инстанций, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную правовую оценку в обжалуемом судебном акте.
Несогласие административного ответчика с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждает, что имеет место нарушение апелляционным судом норм материального или процессуального права.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по делу не допущено.
Пунктом 6 части 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу с административным делом, вправе оставить кассационные жалобу без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 321 названного Кодекса.
В силу пункта 2 части 1 статьи 321 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба возвращается без рассмотрения по существу, если кассационная жалоба подана лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 7 абзац второй Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" при подаче кассационных жалобы, представления лицом, не обладающим правом на обращение в суд кассационной инстанции (например, лицом, не участвующим в деле, права, свободы и законные интересы которого с очевидностью не нарушены вступившими в законную силу судебными актами), они подлежат возвращению на основании пункта 2 части 1 статьи 321 КАС РФ. В случае если кассационные жалоба, представление таких лиц переданы для рассмотрения судом кассационной инстанции, они могут быть оставлены без рассмотрения по существу (пункт 6 части 1 статьи 329 КАС РФ).
В силу части 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о времени и месте рассмотрения административного дела о ликвидации некоммерческой организации извещаются административный истец и руководящий орган, руководитель или представитель административного ответчика.
Доводы кассационных жалоб о нарушении прав заявителей содержащимися в обжалуемом апелляционном определении выводами, являются не основанными на законе. Разрешение вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, по смыслу закона подразумевает наличие в решении суда вывода о том, что такие лица лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности.
Данных о том, что итоговое судебное постановление по настоящему делу содержит выводы о правах и обязанностях ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, из его содержания не следует. Предметом спора являлось разрешение вопроса о ликвидации некоммерческой организации, членами которой являлись заявители.
При таких обстоятельствах заявители, не обладает правом на кассационное обжалование, в связи с чем, поданные ими кассационные жалобы подлежат оставлению без рассмотрения по существу на основании пункта 2 части 1 статьи 321 и пункта 6 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной общественной организации "Творческий союз цирковых деятелей России" - без удовлетворения.
кассационные жалобы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 января 2023 года оставить без рассмотрения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.