Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Войты И.В, судей Иванова Д.А, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления образования администрации города Твери на решение Московского районного суда города Твери от 13 сентября 2022 года (дело N 2-2003/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 29 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Московского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 159, Управлению образования администрации города Твери о возложении обязанности оборудовать замками безопасности оконные блоки здания.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав возражения представителя прокуратуры Тверской области по доверенности Федичкина Д.Д. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Московского района города Твери обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц, в том числе "данные изъяты", к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 159" (далее - МБОУ "Детский сад N 159"), Управлению образования Администрации города Твери о возложении обязанность оборудовать замками безопасности оконные блоки здания в соответствии с требованиями пункта 5.1.8 ГОСТ 23166-99 "Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия" в срок не позднее 3-х месяцев с момента выделения соответствующего финансирования. Прокурор просил обязать Управление образования Администрации города Твери выделить денежные средства для указанных целей в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки в деятельности указанного образовательного учреждения выявлено нарушение законодательства об охране жизни и здоровья "данные изъяты", а именно: в нарушение статей 28 и 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и приведённого ГОСТа оконные блоки не оборудованы замками безопасности, обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, не позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок, что создаёт реальную угрозу безопасности большого количества детей и может привести к причинению вреда их здоровью.
Решением Московского районного суда г. Твери от 13 сентября 2022 года требования прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 29 ноября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления образования Администрации города Твери - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление образования администрации города Твери просит об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения судами норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов, обстоятельствам административного дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывается, что судами не применены нормы ГОСТ 23166-2021 "Международный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия", введённые в действие 01 ноября 2021 года. ГОСТ 23166-99, на который сослались суды, применяется на добровольной основе и в перечень обязательных стандартов не входит. В связи с чем, законодательство не содержит требований к образовательным организациям об установке замков безопасности в помещениях, в которых дети находятся под присмотром взрослых.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2023 года настоящее дело и кассационная жалоба передана в судебную коллегия по административным дела Второго кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения по существу.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).
Пункты 17, 18, 20 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, устанавливают необходимость принятия комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на указанные объекты (территории), обеспечения их охраны, пропускного режима и оснащения объектов (территорий) техническими средствами и системами охраны.
В пункте 5.1.8 ГОСТа 23166-99 "Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия", введенного в действие Постановлением Госстроя России от 06 мая 2000 года N 41, закреплено, что для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
Общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в пункте 7.1.10 СП 251.1325800.2016 "Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования", согласно которому оконные блоки в зданиях образовательных организаций для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися. Светопрозрачные и стеклянные ограждения в зданиях образовательной организации должны быть выполнены из неразрушающегося при растрескивании остекления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МБОУ "Детский сад N 159" является муниципальной некоммерческой общеобразовательной организацией и финансируется за счёт средств бюджета города Твери.
Функции и полномочия учредителя данной образовательной организации, в том числе, по обеспечению содержания здания, по обеспечению помощи в содержании и развитии материально-технической базы учреждения, осуществляются администрацией города Твери в лице Управления образования администрации города Твери.
Управление образования Администрации города Твери также осуществляет в отношении данного образовательного учреждения функции распорядителя бюджетных средств с полномочиями по разработке и принятию местного норматива финансирования учреждения, осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг.
Проверкой прокуратуры от 01 сентября 2022 года установлено, что в здании МБОУ "Детский сад N 159" имеется 107 оконных блоков, которые не оборудованы устройствами, препятствующими открыванию окон детьми, что создаёт опасность для их жизни и здоровья и не соответствует требованиям приведённых в исковом заявлении нормативных документов.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Положением об Управлении образования администрации города Твери, утверждённым постановлением администрации города Твери от 21.12.2017 N 1710, а также пунктом 5.1.8 ГОСТа 23166-99 "Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия", пришёл к выводу о том, что безопасные условия детей не обеспечены в полном объеме, что создает угрозу жизни и здоровью детей в детском дошкольном учреждении. Указанные нарушения подлежат устранению дошкольным учреждением, для чего на Управление возложена обязанность по финансированию соответствующих мероприятий.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение правильность выводов судебных инстанций.
Пунктами 2 и 3 части 5 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что в проектной документации зданий и сооружений должны быть предусмотрены, в частности, конструкция окон, обеспечивающая их безопасную эксплуатацию, в том числе мытье и очистку наружных поверхностей; устройства для предупреждения случайного выпадения людей из оконных проемов (в случаях, когда низ проема ниже высоты центра тяжести большинства взрослых людей).
Вместе с тем, из приведенных положений не следует, что проектная документация обязательно должна предусматривать требования об оборудовании замками безопасности оконных блоков как изделий, устанавливаемых в проем наружной стены здания.
При этом ГОСТ 23166-2021, устанавливающий требования не только к изготовлению, но и применению оконных блоков, предусматривает применение детских замков безопасности для обеспечения безопасности детей.
В этой связи, не имеется оснований считать, что приведенные требования обеспечения безопасности детей в части оборудования оконных блоков замками безопасности подлежат выполнению исключительно в соответствии с проектной документацией одновременно с возведением здания образовательного учреждения или его реконструкцией и (или) капитальным ремонтом.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского районного суда города Твери от 13 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управлении образования администрации города Твери - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.