Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 14 апреля 2023 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Макаревской Е.В. на решение Смоленского областного суда от 15 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-167/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав заключение прокурора Саниной О.В, судебная коллегия
установила:
Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области 24 декабря 2020 года принят Приказ N 1502 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на 2021 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость", опубликованный 29 декабря 2020 года на официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, а также размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Данным Приказом в соответствующий Перечень на 2021 год подпунктом 5367 включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Пономарев Я.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании недействующим указанного пункта Перечня, мотивируя требование тем, что в спорном нежилом здании расположены принадлежащие ему два нежилых помещения. Нежилое здание гостиницы не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, в связи с чем на него возлагается обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Смоленского областного суда от 15 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2023 года, оспариваемый пункт Перечня на 2021 год признан недействующим.
В кассационной жалобе представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Макаревской Е.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Судами установлено, что Пономареву Я.О. на праве собственности принадлежат помещение с кадастровым номером N, площадью 734, 4 кв.м. и помещение с кадастровым номером N, площадью 118, 8 кв.м, расположенные в нежилом здании с кадастровым номером N, площадью 853, 2 кв.м, расположенном по адресу: "адрес".
Здание размещено на принадлежащем истцу земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "административное здание с гостиницей; объекты розничной торговли".
Установив, что вид разрешенного использования указанного земельного участка предполагает возможность размещения как объектов торговли, что соответствует положениям статьи 378.2 НК РФ, так и объектов для эксплуатации в иных целях, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2020 года N 46-П, суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу о необходимости установления фактического использования здания.
В этих целях судами исследованы и оценены выписка из ЕГРН от 27 октября 2022 года, согласно которой спорное нежилое здание имеет назначение; нежилое, наименование: здание гостиницы; технический паспорт, составленный 2 апреля 2015 года Смоленским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на здание гостиницы; экспликация к поэтажному плану, согласно которой на первом, втором этажах, подвале имеются помещения с назначением "тамбур", "комната охраны", "холл", "комната", "санузел", "коридор", "туалет", "подсобная", "лестничная клетка", "комната персонала", "умывальник", помещение", "буфет", последнее помещение имеет площадь 45, 9 кв.м, составляющее 5, 37% от площади здания.
Оценив эти доказательства, суды обеих инстанций сделали обоснованный и правильный вывод о том, что помещения в здании не предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, здание является гостиничным комплексом, предназначенным для кратковременного проживания людей, в которой оказываются сопутствующие услуги по питанию и обеспечению иных нужд постояльцев.
В кассационной жалобе приводятся доводы о соответствии здания с кадастровым номером N признакам, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, как объект, расположенный на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов.
Приведенные доводы не влекут отмену состоявшихся судебных актов, так как сводятся к несогласию с выводами судов по оценке перечисленных выше доказательств, т.е. направлены на переоценку доказательств, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в обжалуемой части в кассационном порядке являться не может.
Оценка доказательств, произведенная судами обеих инстанций, соответствует нормам процессуального права и не противоречит положениям материального права.
Обстоятельства, имеющие значение для настоящего административного дела, судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, закон, регулирующий спорные отношения, применен верно, выводы судов первой и второй инстанций изложены развернуто и подробно, в связи с чем обжалуемые судебные постановления являются законными и обоснованными.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского областного суда от 15 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Макаревской Е.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 июня 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.