Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К, судей Шамрай М.С, Курлаевой Л.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сусловой Светланы Алексеевны к Государственному учреждению -Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Сусловой Светланы Алексеевны на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 5 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 2 марта 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Анненковой К.К,
УСТАНОВИЛА:
Суслова С.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области пенсионный орган, ссылаясь в обоснование требований на то, что решением ответчика от 28 апреля 2022 года ей незаконно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия необходимого стажа лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения.
Просила возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы палатной "данные изъяты" с 01.03.2000 года по 30.03.2000 года, с 07.04.2000 года по 16.05.2000 года, с 01.06.2000 года по 29.08.2000 года, с 09.09.2000 года по 21.12.2000 года, с 02.01.2001 года по 23.04.2001 года, с 01.06.2001 года по 28.08.2001 года, с 01.06.2002 года по 30.07.2002 года в санатории "Черная речка", в льготном исчислении, как работу в сельской местности, период работы "данные изъяты" с 31.01.1994 по 07.02.1994 в учреждении ЮН 83/14, 5 месяцев курсов повышения квалификации, назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения 19.04.2022 года.
Решением Рыбинского городского суда Ярославской области от 5 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 13 марта 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Суслова С.А. просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей, полагает выводы суда противоречащими обстоятельствам дела, а также обстоятельствам, установленным судебным решением в 2006 году по аналогичному спору с иным лицом, осуществляющим лечебную деятельность в тот же санатории.
В судебное заседание кассационного суда стороны, третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились. Извещение, направленное по правильному адресу Сусловой С.А, возвращено отправителю по истечении срока хранения на почтовом отделении (сведения почтового идентификатора)
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд рассматривает дело при данной явке лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при разрешении данного спора не допущено.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066);
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно записям в трудовой книжке Суслова С.А. работала "данные изъяты", "данные изъяты" в детском санатории " Черная речка" ОАО " Рыбинские моторы" (ОАО " НПО "Сатурн") с 01.03.2000 года по 30.03.2000 года, с 07.04.2000 года по 16.05.2000 года, с 01.06.2000 года по 29.08.2000 года, с 09.09.2000 года по 21.12.2000 года, с 02.01.2001 года по 23.04.2001 года, с 01.06.2001 года по 28.08.2001 года, с 01.06.2002 года по 30.07.2002 года.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица спорные периоды работы Сусловой С.А, имевшие место после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования - 01.06.1999 года, отражены без кода льготной работы.
19 апреля 2022 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по ЯО от 28 апреля 2022 года в назначении досрочной пенсии отказано, при этом специальный стаж на 31.12.2021 года, учитываемый для установления досрочной страховой пенсии по старости, ответчиком установлен в размере 27 лет 10 месяцев 14 дней при требуемом стаже 30 лет.
Период работы с 31.01.1994 по 07.02.1994 года включен в специальный стаж истцу, как работа "данные изъяты", "данные изъяты", аналогичный период работы в учреждении ЮН 83/14 предметом оценки пенсионного органа не являлся в связи с отсутствием документального подтверждения работы в учреждении наряду с работой в МСЧ N 23.
Исключены из подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии периоды работы "данные изъяты" в детском санатории "Черная речка" ПАО "ОДК Сатурн" с 01.03.2000 по 30.07.2002, поскольку профиль учреждения не предусмотрен Списками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, от 29.10.2002 N 781 и ввиду отсутствия данных о специальном стаже на индивидуальном лицевом счете Сусловой С.А. после регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, дав правовую оценку обстоятельств дела и представленных доказательств с применением положений пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что наименование детского санатория "Черная речка", являющегося с 1993 года структурным подразделением АО (ОАО) "Рыбинские моторы" с общим профилем санаторно-курортного лечения не предусмотрено Списками N 781 от 29.10.2002 года и N 1066 от 22.09.1999 года, в связи с чем работа медицинской сестрой в нем обоснованно не включена пенсионным органом в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости истцу.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, признав доводы апелляционной жалобы истца о соответствии санатория необходимому профилю санаторно-курортного лечения, предусмотренному Списками 1999 и 2002 гг, несостоятельными, не имеющими правового значения при установленных обстоятельствах отсутствия у санатория организационно-правовой формы учреждения с момента создания 16 июля 1993 года акционерным обществом "Рыбинские моторы". Доводы истца о наличии судебного акта от 2006 года об удовлетворении аналогичных требований лица, осуществляющего медицинскую деятельность в санатории "Черная речка", также являлись предметом верной оценки суда апелляционной инстанции, указавшего на отсутствие преюдициального значения судебного решения для рассмотрения настоящего спора с иными обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции с выводами судебных инстанций соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке собранных доказательств в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы истца правильность выводов судебных инстанций не опровергают, основаны на неверном толковании и применении норм пенсионного законодательства, не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке при разрешении спора, в связи с чем поводом к отмене вступивших в законную силу судебных постановлений служить не могут.
Доводы кассатора о выполнении ею медицинской деятельности в санатории необходимого профиля для назначения досрочной пенсии несостоятельны.
С 1 ноября 1999 г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должность медицинской сестры палатной.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 1 ноября 1999 г. изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а именно после 1 ноября 1999 г, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Применительно к обстоятельствам данного дела судами сделан верный вывод об отсутствии доказательств осуществления в детском санатории "Черная речка" санаторно-курортного лечения указанного выше определенного профиля.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с выводами судебных инстанций о том, что наименование санатория "Черная речка" ОАО "Рыбинские моторы" отсутствует в Списках 1999 и 2002гг, также не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Судами приведены мотивированные и обоснованные суждения относительно того, что структурное подразделение ОАО "Рыбинские моторы" детский санаторий "Черная речка" в силу части 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации является коммерческой организацией и, следовательно, не может быть отнесена к учреждению, оснований для несогласия с ними суд кассационной инстанции не находит.
Иных доводов, требующих дополнительной проверки суда кассационной инстанции и способных повлиять на законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений норм гражданского процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, судами не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу вышеизложенного суд кассационной инстанции не находит.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 5 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 2 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сусловой Светланы Алексеевны - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.