Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей фио, фио, при помощнике Азаровой А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе с дополнениями истцов Ковалевой И.М., Ковалевой Т.В. на решение Люблинского районного суда адрес от 23 ноября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Ковалевой Ирины Михайловны и Ковалевой Тамары Викторовны к Департаменту городского имущества адрес о возложении обязанности предоставить отдельные квартиры по Программе реновации отказать,
УСТАНОВИЛА:
истцы Ковалева Т.В, Ковалева И.М. обратились в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес о возложении обязанности предоставить отдельные квартиры по Программе реновации.
В обоснование заявленных исковых требований истцы ссылались на то, что на основании договоров мены долями комнат от 08.07.2021 Ковалева Т.В. является собственником комнаты N 2; Ковалева И.М. - комнаты N 3, расположенных по адресу: адрес. Дом по данному адресу включен в Программу реновации жилищного фонда в адрес. Взамен принадлежащих на праве собственности жилых помещений истцам предоставлена для переселения двухкомнатная квартира по адресу: адрес. Поскольку принадлежащие истцам комнаты являются отдельными объектами недвижимости, имеют индивидуальные кадастровые номера, отдельные лицевые счета и оплата по которым осуществлялась каждым из истцов самостоятельно, а равно действий, которые привели бы к намеренному созданию двух отдельных объектов недвижимости истцы не предпринимали, полагая предоставленное взамен занимаемых комнат жилое помещение неравнозначным, просили обязать Департамент городского имущества адрес заключить с Ковалевой Т.В. и Ковалевой И.М, каждой в отдельности договоры мены с предоставлением взамен занимаемых комнат равнозначных отдельных однокомнатных квартир.
Истец Ковалева Т.В. и ее представитель по доверенности Голубева И.К. в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали; просили иск удовлетворить в полном объеме и пояснили, что истцы являются разными семьями, общение не поддерживают, взаимной помощи друг другу не оказывают. Предложенное взамен жилое помещение не отвечает требованиям равнозначности, поскольку рядом с домом отсутствует поликлиника и магазины. Обмен долями в праве собственности на комнаты был произведен истцами в целях Ковалевой И.М. распорядиться своей комнатой посредством продажи и вложения денежных средств в оплату ипотеки.
Представитель ответчика ДГИ адрес возражала относительно исковых требований, указывая на имеющиеся решение суда по спору между Департаментом городского имущества адрес и истцами о переселении в рамках Программы реновации, которым вопрос о переселении Ковалевой И.М. и Ковалевой Т.В. в предоставленное жилое помещение разрешен.
Истец Ковалева И.М. и заявленный в исковом заявлении в качестве третьего лица прокурор, в судебное заседание не явились, применительно к ст. 113 ГПК РФ, ст. 165.1. ГК РФ, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела или рассмотрении дела в свое отсутствие не просили. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят истцы Ковалева И.М. и Ковалева Т.В. по доводам апелляционной жалобы с дополнениями.
Истец Ковалева Т.В. и ее представитель по устному ходатайству в порядке ч. 6 ст. 56 ГПК РФ фио в заседание судебной коллегии явились, доводы апелляционной жалобы с дополнениями поддержали.
Истец Ковалева И.М. в заседание судебной коллегии не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик Департамент городского имущества адрес в заседание судебной коллегии своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Третье лицо Люблинская межрайонная прокуратура адрес в заседание судебной коллегии своего представителя не направила, извещена.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению истца Ковалевой И.М, ответчика Департамента городского имущества адрес, третьего лица Люблинской межрайонной прокуратуры адрес о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав истца Ковалеву Т.В. и ее представителя по устному ходатайству в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 7.3 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", п. 1, 2 ст. 4 Закона адрес от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в адрес", п. 4.3 Программы реновации, п. 2 постановления Правительства Москвы от 15.04.2022 N 589-ПП, собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, взамен этих жилых помещений бесплатно предоставляются равнозначные помещения, одновременно соответствующие следующим требованиям:
- жилая площадь и количество комнат в предоставляемом жилом помещении не меньше, чем в освобождаемом (количество комнат в освобождаемом помещении учитывается на дату ввода дома в эксплуатацию), а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;
- предоставляемое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным законодательством адрес, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с установленными требованиями;
- предоставляемое жилое помещение находится в многоквартирном доме, расположенном в том же районе адрес, что и многоквартирный дом, включенный в программу реновации (границы указанного района определяются по состоянию на 01.01.2017).
Взамен освобождаемой гражданином комнаты в коммунальной квартире в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, в качестве равнозначного жилого помещения или равноценного жилого помещения в соответствии с настоящим Законом предоставляется отдельная квартира. При этом предоставление комнаты в коммунальной квартире или части жилого помещения, составляющей долю в праве общей собственности на отдельную квартиру, не допускается. В случае, если освобождаемая комната в коммунальной квартире в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, находится в общей долевой или общей совместной собственности граждан, таким гражданам предоставляются отдельные квартиры на праве общей долевой или общей совместной собственности в порядке, установленном частью двадцать первой настоящей статьи.
В случае, если жилое помещение находится в общей собственности, договор, предусматривающий переход права собственности на такое жилое помещение, заключается со всеми собственниками жилого помещения и предусматривает возникновение права общей собственности на предоставляемое жилое помещение в долях, соответствующих долям в праве собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, включенном в программу реновации (в случае, если такое жилое помещение находилось в общей долевой собственности), или возникновение права общей совместной собственности на предоставляемое жилое помещение (в случае, если такое жилое помещение в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, находилось в общей совместной собственности).
Программа реновации жилищного фонда в адрес (далее - Программа реновации) подготовлена и реализуется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", Законом адрес от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в адрес", иными принятыми в целях реализации указанных Закона Российской Федерации и Закона адрес нормативными правовыми актами адрес на основании итогов голосования и результатов проведенных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, подведенных в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 02.05.2017 N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в адрес".
Реновация жилищного фонда в адрес - совокупность мероприятий, направленных на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда в адрес, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства (раздел 1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в адрес").
Правовую основу обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты адрес.
Иные законы адрес, регулирующие отношения в сфере обеспечения жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону (п. 1, 2 ст. 2 Закона адрес от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в адрес").
В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 4 Закона адрес от 31.05.2006 N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес", основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы или в случаях, установленных Правительством Москвы, правовой акт уполномоченного органа исполнительной власти адрес, принимаемый в связи с изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством адрес, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом адрес, планами развития округов и районов адрес, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56.3 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: утвержденными проектами планировки территории.
Комплексное развитие территорий - совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов (п. 34 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий").
В соответствии с п. 2.1, 2.3, 2.4 постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП, Департамент градостроительной политики адрес, Департамент строительства адрес, Департамент экономической политики и развития адрес, Департамент городского имущества адрес, Департамент капитального ремонта адрес, Департамент информационных технологий адрес, Департамент финансов адрес, Департамент труда и социальной защиты населения адрес, Комитет по архитектуре и градостроительству адрес, Комитет адрес по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, Комитет государственных услуг адрес до 1 января 2018 г. обеспечивают принятие нормативных правовых актов адрес, необходимых для реализации Программы реновации жилищного фонда в адрес (далее - Программа реновации).
Департамент градостроительной политики адрес совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству адрес до 1 октября 2017 г. определяют перечень кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства в течение 2017-2019 годов "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих начало "волнового переселения" граждан в целях реализации Программы реновации.
Комитет по архитектуре и градостроительству адрес до 1 августа 2019 г. обеспечивает разработку градостроительной документации, необходимой для реализации Программы реновации.
Из анализа вышеприведенных норм, следует, что Программа реновации жилищного фонда в адрес, является городской программой развития жилых территорий адрес, связанной с необходимостью нового строительства, в рамках реализации которой в совокупность мероприятий входит и снос жилых домов и изъятие земельных участков.
Таким образом, постановление Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП в силу п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона адрес от 31.05.2006 N 21, является правовым актом - основанием для освобождения жилых домов и в рамках Программы реновации в адрес и подлежит применению с иными вышеприведенными противоречий с которыми не имеет.
Предоставление комнат в коммунальных квартирах гражданам не допускается. Гражданам, которые за последние пять лет, предшествующие принятию правового акта уполномоченного органа исполнительной власти адрес о предоставлении жилого помещения в связи с переселением, совершили действия по приобретению или отчуждению (передаче) комнаты в квартире (доли в праве собственности на квартиру), в результате которых у них возникло право собственности или право пользования жилым помещением в виде комнаты в данной квартире (доли в праве собственности на данную квартиру), подлежащей освобождению, предоставляются жилые помещения (доли в праве собственности на квартиру), равнозначные по площади приобретенному (занимаемому) жилому помещению (равнозначные приобретенной доле в праве собственности на квартиру) (ч. 3 ст. 2 Закона адрес от 31.05.2006 N 21).
В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона адрес от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики адрес", коммунальная квартира - квартира, обеспечивающая возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме и помещениям общего пользования в квартире, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), в которой проживают два и более пользователя и (или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с адрес в установленном порядке в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат), или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с договором передачи от 04.09.2009, заключенным истцами с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда адрес, Ковалевой Т.В. и Ковалевой И.М. в общую долевую собственность по ? доли каждой были переданы комнаты N 2 (жилая площадь 19, 9 кв.м.) и N 3 (жилая площадь 16, 3 кв.м.), расположенные по адресу: адрес.
На основании договора мены долей в комнатах от 02.06.2021, Ковалева Т.В. стала собственником комнаты N 2, а Ковалева И.М. - комнаты N 3 по вышеназванному адресу; их права собственности зарегистрированы 08.07.2021.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в адрес", дом по указанному адресу включен в Программу реновации жилищного фонда в адрес
Взамен освобождаемых комнат истцам предоставлена в соответствии с п. 4.3 Программы реновации по договору, предусматривающему переход права собственности, двухкомнатная квартира площадью жилого помещения 70, 9 кв.м, общей площадью 69, 4 кв.м, жилой площадью 43, 8 кв.м. в доме-новостройке по адресу: адрес.
Применительно к положениям п. 4.3 -4.3.3. Программы реновации и ст. 7.3. Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", ч. 3 ст. 2 Закона адрес от 31.05.2006 N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес", определяющих требования равнозначности жилого помещения, которые расширенному толкованию не подлежат, и вопреки доводам истцов, предоставляемая истцам вышеуказанная квартира является равнозначным жилым помещением.
В силу ст. 57 ГПК РФ, истцами доказательств обратного не представлено.
Комнаты N 2 и 3 по адресу: адрес, были предоставлены истцам как членам одной семьи: матери и дочери, единым объектом, на основании одного договора передачи от 04.09.2009, в связи с чем указанные комнаты сами по себе и относительно друг друга не обладали признаками жилых помещений (комнат) в коммунальной квартире.
Обмен долями в праве собственности на комнаты, в результате которого истцы, каждая в отдельности приобрели комнаты в квартире (доли в праве собственности на квартиру) подлежащей освобождению, произведен 22.06.2021, то есть после включения многоквартирного дома в Программу реновации и в течение последних пяти лет, предшествующих принятию правового акта уполномоченного органа исполнительной власти адрес о предоставлении жилого помещения в связи с переселением, а потому в данном случае порядок предоставления равнозначного жилого помещения определяется и с учетом ст. 2 Закона адрес от 31.05.2006 N 21.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь вышеназванными нормами закона, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ковалевой И.М. и Ковалевой Т.В. к Департаменту городского имущества адрес о возложении обязанности предоставить отдельные квартиры по Программе реновации и исходил из того, что государственная регистрация права собственности истцов на каждую комнату как на отдельное жилое помещение, наличие отдельных лицевых счетов на комнаты, самостоятельные обязательства Ковалевой И.М. и Ковалевой Т.В. в отношении данных объектов недвижимости, а также отсутствие между истцами семейных отношений основаниями для предоставления взамен таких комнат отдельных квартир, не являются; переселение истцов в равнозначную двухкомнатную квартиру соответствует ч. 10, 21 ст. 7.3. Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1, и прав и законных интересов истцов не нарушает.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы с дополнениями истцов Ковалевой И.М. и Ковалевой Т.В. о том, что каждая из двух комнат является самостоятельным объектом недвижимости, поскольку имеет отдельный кадастровый номер, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения.
На основании ч. 2 ст. 15, ч. 1, 3, 4 ст. 16 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся, в частности квартира, часть квартиры, комната.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит непосредственного определения понятия коммунальной квартиры, по смыслу положений части 1 статьи 59 ЖК РФ под коммунальной квартирой понимается квартира, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, которые обладают самостоятельными правами в отношении занимаемых ими комнат.
Таким образом, коммунальная квартира - это квартира, в которой отдельные комнаты заняты либо несколькими нанимателями, либо несколькими собственниками, не являющимися членами одной семьи, по отдельным договорам найма или по праву собственности (приватизация, купля-продажа, дарение и т.п.).
Как следует из материалов дела, комнаты N 2 и N3, расположенные по адресу: адрес, передавались в собственность Ковалевой Т.В. и Ковалевой И.М. в общую долевую по ? доле каждому на основании одного договора передачи от. 04.09.2009 года N041609-У01800, а впоследствии между истцами 22 июня 2021 года заключен договор мены долей комнат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании двух спорных комнат единым объектом жилищных прав.
Доводы апелляционной жалобы с дополнениями о том, что истцы (мать и дочь) не являются членами одной семьи, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм закона и не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Иные доводы апелляционной жалобы с дополнениями истцов Ковалевой И.М, Ковалевой Т.В. по существу сводятся к изложению правовой позиции истцов по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы с дополнениями не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люблинского районного суда адрес от 23 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнениями истцов Ковалевой И.М, Ковалевой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.