Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., с удей Жолудовой Т.В., Дегтеревой О.В.
при помощнике судьи Гусеве Д.М, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к жалобе Алышевой Т.К. на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Алышевой Т.К. к ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет пенсии - отказать;
установила:
Алышева Т.К. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет пенсии, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что размер ее пенсионного обеспечения по старости составляет сумма, из них сумма - фиксированная базовая часть, сумма - страховая часть. При расчете пенсии ответчиком из трудового стажа неверно исключен период интернатуры и работы в Центральной районной больнице города Фурманова Ивановской области, о чем она узнала в сентябре 2020 г. после подачи ответчику заявления об ознакомлении с пенсионным делом....
Решением Измайловского районного суда г. Москвы от 08.12.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06.04.2022, в удовлетворении исковых требований Алышевой Т.К. было отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.07.2022 решение Измайловского районного суда г. Москвы от 08.12.2021, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06.04.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела в судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержала, представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Алышева Т.К. по доводам апелляционной жалобы.
Определением судебной коллегии в порядке ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика ГУ - ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области, прекратившего деятельность в связи с реорганизацией, на правопреемника ОСФР по г. Москве и Московской области.
Проверив материалы дела, выслушав в судебном заседании истца Алышеву Т.К, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ОСФР по г. Москве и Московской области Ермакова А.А, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления в части по доводам апелляционной жалобы истца, изученным материалам дела, имеются.
С 1 января 2015 года страховые пенсии на территории Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу положений части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01.01.2002.
Оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 производится из общего трудового стажа и заработка застрахованного лица, имевших место до этой даты. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается не свыше 1, 2.
С 01.01.2002 на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Согласно с п.1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.
При установлении пенсии расчет пенсии всегда производится по более выгодному для пенсионера варианту из предусмотренных ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Судом установлено и следует из материалов дела, что Алышевой Т.К. с 31.03.2011 назначена трудовая пенсия по старости в порядке ст. ст. 7, 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в размере сумма, в том числе сумма - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, сумма - размер страховой части трудовой пенсии.
При обращении истца в ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области за назначением пенсии для расчета пенсионного капитала при оценке пенсионных прав истца учтен ее общий трудовой стаж по
...
Таким образом, период нахождения истца в интернатуре Центральной районной больницы города Фурманова Ивановской области с 01.08.1980 по 24.07.1981 учтен в подсчет страхового стажа истца в бесспорном порядке как период работы, что усматривается из данных о стаже истца, перерасчет размера пенсии с учетом данного периода произведен с 01.12.2020.
Поскольку пунктом 3 ст. 30 Федерального закона N173-ФЗ включение в подсчет стажа истца периодов обучения не предусмотрено, период обучения истца с 01.09.1974 по 31.10.1977 не включен в подсчет страхового стажа при исчислении размера страховой пенсии по старости.
При этом вариант исчисления размера страховой пенсии по пункту 4 ст. 30 Федерального закона N173-ФЗ является невыгодным для истца, поскольку отношение среднемесячного заработка истца, учтенного за период с...
Проверив расчет размера пенсионного обеспечения истца, суд нашел его арифметически верным и основанным на нормах действующего пенсионного законодательства.
Отклоняя довод истца о том, что перерасчет пенсии по данным справки Фурмановской центральной районной больницы... должен был быть ей произведен с даты назначения пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что перерасчет размера пенсии носит заявительный характер и производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления с приложением необходимых документов, а поскольку с заявлением о перерасчете размера пенсии по данным о заработной плате согласно справки... о стаже и заработной плате истца в Центральной районной больницы города Фурманова Ивановской области за период с... истец обратилась в пенсионный орган только 09.11.2020, с заявлением о перерасчете размера пенсии по указанным обстоятельствам она ранее к ответчику не обращалась, то, правовых оснований для перерасчета размера пенсии с момента ее назначения не имеется.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд пришел к выводу об отказе в иске, исходя из того, что при расчете пенсионного обеспечения Алышевой Т.К. нарушения прав истца со стороны пенсионного органа допущено не было, расчет пенсии произведен в соответствии с установленными законом правилами по имеющимся в распоряжении пенсионного органа данным о стаже и заработной плате, а решение вопросов об установлении региональной социальной доплаты до величины городского социального стандарта для неработающих граждан, зарегистрированных по месту жительства в городе Москве, надбавки за увеличенный стаж, а также назначении мер социальной поддержки по категории "Ветеран труда" к компетенции ответчика не относится.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для перерасчета пенсии по доводам истца о неверном определении ее стажа без учебы с.., а также в связи с тем, что не учтен статус ветерана труда, так как выводы суда в данной части основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, а доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с ними основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на переоценку представленных доказательств.
Вместе с тем судебная коллегия находит ошибочными выводы суда первой инстанции при оценке доводов истца о необходимости перерасчета пенсии с учетом периода интернатуры с даты назначения пенсии.
В обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований о перерасчете пенсии с учетом включения в страховой стаж периода интернатуры как периода работы с даты назначения пенсии суд первой инстанции сослался только на то, что Алышева Т.К. в пенсионный орган с письменным заявлением о перерасчете размера пенсии с предоставлением справки... о стаже и заработной плате истца в...
Между тем судом первой инстанции в результате неправильного применения норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу, не приняты во внимание приведенные истцом в исковом заявлении доводы о том, что период...
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2013 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Пунктом 31 Правил N 884н установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (действовавшего на дату обращения с заявлением о назначении пенсии), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения на дату обращения с заявлением о назначении пенсии были возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве на при назначении страховой пенсии по старости, на установление отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Пенсионный орган при постановке на учет пенсионного дела Алышевой Т.К. и исключая период интернатуры из трудового стажа, как период работы, должен был разъяснить ей права, связанные с ее пенсионным обеспечением, в частности, необходимость предоставления справки работодателя Фурмановской ЦРБ о стаже и заработной плате.
При этом суд первой инстанции в нарушение положений статей 56, 67, части 1 статьи 196, пункта 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств, выводах суда, мотивах, по которым суд отверг те или иные доказательства) не исследовал и не дал надлежащей правовой оценки приведенным доводам Алышевой Т.К. о наличии вины пенсионного органа по не уведомлению ее об исключении периода интернатуры из трудового стажа, учтенного изначально при назначении пенсии, не разъяснению ей необходимости представления дополнительных документов и подачи заявления в пенсионный орган для перерасчета размера пенсии при наличии у ответчика данных о соответствующем периоде работы.
Между тем указанные доводы истца подтверждаются материалами дела и ответчиком не опровергнуты. Доказательств, с достоверностью подтверждающих тот факт, что истцу ответчиком разъяснялись права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности, необходимость подтверждения трудовой деятельности в период интернатуры дополнительными документами, при постановке на учет пенсионного дела с 01.03.2014, с целью своевременной реализации права на назначение пенсии в полном размере ответчиком не представлено.
Ввиду того, что суд первой инстанции не установил, была ли исполнена пенсионным органом обязанность по информированию (разъяснению) Алышевой Т.К. пенсионных прав, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для перерасчета за прошедшее время страховой пенсии с учетом включения в подсчет страхового стажа периода интернатуры как периода работы и об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части не могут быть признаны правомерными, как не отвечающие требованиям норм материального и процессуального права.
При указанных обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании произвести перерасчет пенсии с учетом включения в подсчет страхового стажа периода интернатуры как периода работы подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.
В силу п. 2 ст. 26 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Алышевой Т.К. об обязании ОСФР ПФР по г. Москве и Московской области произвести перерасчет назначенной страховой пенсии по старости с учетом включения в подсчет страхового стажа периода... как периода работы с даты постановки на учет в ГУ - ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области пенсионного дела и выплаты пенсии ответчиком, то есть с 01.03.2014, и произвести выплату недополученных с учетом перерасчета сумм страховой пенсии, учитывая, что работа истца в спорный период в... подтверждается справками работодателя, и ответчиком не оспаривается, при этом пенсия с 01.03.2014 с учетом включения данного периода не была получена истцом своевременно и в полном объеме по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Доводы апелляционной жалобы истца о необходимости увеличения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом продолжительности страхового стажа на основании п. 17 ст. 14 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основаны на ошибочном применении норм закона, поскольку согласно п. 3 ст. 36 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
При этом в силу п. 1 ч. 15 ст. 15 Закона N 400-ФЗ коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца применяется в случае назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию, в том числе позднее возраста, предусмотренного приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону, и сроков ее назначения, предусмотренных приложением 7 к настоящему Федеральному закону.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
...
Поскольку в соответствии с положениями п. 1 ч. 15 ст. 15 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости применяется в случае назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию, а право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у Алышевой Т.К. ранее 31.03.2011 не возникло, то основания применения коэффициента повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии у истца отсутствуют.
Как разъяснено в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование своих требований о компенсации морального вреда, с учетом требований закона не свидетельствуют о причинения ей вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав в том понимании, как это трактуется законодателем, а оснований, предусмотренных для компенсации морального вреда в связи с нарушением пенсионных прав законодательством не предусмотрено, в связи с чем в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда отказано правомерно.
Таким образом, в остальной части решение суда первой инстанции является правильным, оснований к его отмене или изменению не имеется, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе истцом с учетом дополнений к жалобе, содержат изложение обстоятельств настоящего спора и собственную оценку заявителя действующего законодательства в области регулирования спорных правоотношений, вместе с тем данные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, которые признаны необоснованными, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в принятом по делу судебном постановлении.
Рассматривая заявление истца о возмещении судебных расходов на оплату юридических услуг в размере сумма в соответствии со ст. ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая частичное удовлетворение исковых требований, судебная коллегия полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы на оплату юридических услуг, определяя размер компенсации с учетом конкретных обстоятельств дела, объема выполненной работы, а также требований разумности и справедливости в сумме сумма
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Измайловского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании произвести перерасчет пенсии с учетом включения в страховой стаж интернатуры, как периода работы.
Принять в отмененной части по делу новое решение.
Обязать ОСФР по г. Москве и Московской области (ИНН 7703363868) произвести перерасчет назначенной Алышевой Т.К. (СНИЛС...) страховой пенсии с 01 марта 2014 года с учетом включения в подсчет страхового стажа периода прохождения... года как периода работы с выплатой недоплаченных сумм пенсии с учетом перерасчета.
Взыскать с ОСФР по г. Москве и Московской области в пользу Алышевой Т.К. судебные расходы в размере сумма
В остальной части решение Измайловского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алышевой Т.К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.