Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Бобровой Ю.М., судей фио, фио, при ведении протокола помощником судьи Дмитриевым С.Е., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио на решение Тушинского районного суда адрес от 25 октября 2022 г., которым постановлено:
Исковые требования Якименко Ольги Анатольевны (паспортные данные...) к Департаменту городского имущества адрес ИНН 7705031674 о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи жилого помещения, обязании заключить договор купли-продажи жилого помещения удовлетворить.
Признать необоснованным отказ Департамента городского имущества адрес в выкупе Якименко Ольгой Анатольевной комнат N 7, 8, 40 площадью 13, 0 кв.м, 16, 7 кв.м. и 13, 2 кв.м соответственно в коммунальной квартире по адресу: адрес.
Обязать Департамент городского имущества адрес заключить с Якименко Ольгой Анатольевной договоры купли-продажи комнат N 7, 8, 40 площадью 13, 0 кв.м, 16, 7 кв.м. и 13, 2 кв.м соответственно в коммунальной квартире по адресу: адрес,
УСТАНОВИЛА:
Истец Якименко О.А, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным отказа в заключении с ней договоров купли-продажи на комнаты N 7, 8, 40, площадью 13, 0 кв.м, 16, 7 кв.м и 13, 2 кв.м, соответственно, в коммунальной квартире N 4 по адресу: адрес, и обязании заключить договоры купли-продажи на указанные комнаты, указывая на то, что она является собственником комнаты N 5 площадью 16, 3 кв.м и комнаты N 41 площадью 15, 5 кв.м в 28-ми комнатной коммунальной квартире N 4 в доме 13 по адрес адрес, в указанных комнатах проживают и зарегистрированы помимо нее (Якименко О.А.), ее дочь фио, внучка фио, паспортные данные, и временно фио Комнаты N 7, 8, 40 в квартире более десяти лет являются свободными и принадлежат на праве собственности адрес. Она неоднократно обращалась в ДГИ адрес с заявлениями о предоставлении освободившихся комнат по договору купли-продажи, но получала отрицательные ответы. В письмах ДГИ адрес от 30.11.2021г. N ДГИ-ЭГР-61962/21-1, от 28.12.2021г. N ДГИ-ЭГР-71957/21-1 ей в незаконно отказано в заключении договоров купли-продажи по тем основаниям, что дом N 13 по адресу: адрес включен в Программу реновации жилищного фонда в адрес в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 г. N 497-ПП, а ее семья в установленном порядке малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях не признана, документов, подтверждающих основания для обеспечения по другим основаниям, указанным в ст. 59 ЖК РФ, не представлено.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда постановленного без учета фактических обстоятельств дела и при неправильном применении норм материального права.
Судом установлено, что квартира N 4, расположенная по адресу: адрес, является двадцати восьми комнатной коммунальной квартирой (т. 1 л.д. 8-9).
Истец является собственником комнаты N 5 площадью 16, 3 кв.м и комнаты N 41 площадью 15, 5 кв.м (т. 1 л.д. 22, 26).
В указанных комнатах проживают и зарегистрированы истец Якименко О.А. с 10.01.2013года, дочь истца фио с 23.10.2012 года, внучка истца фио, паспортные данные, с 23.10.2012 года, фио, зарегистрирован временно с 02.09.2020 года по 27.08.2023 года (т. 1 л.д. 10).
Нуждающейся в улучшении жилищных условий или нуждающейся в жилых помещениях истец Якименко О.А. не признана.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на то, что согласно единому жилищному документу комнаты N 7, 8, 34, 35, 40 более десяти лет числятся свободными, принадлежат на праве собственности адрес, в них никто не проживает и не зарегистрирован, наниматели и собственники остальных 21 комнат не признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. В связи с возникшей необходимостью в дополнительной жилой площади и материальной возможностью истец неоднократно обращалась в ДГИ адрес с заявлениями о предоставлении ей освободившихся комнат по договору купли-продажи.
В письме от 10.12.2015 N ДГИ-ЭГР-15757/15-1, поступившем из ДГИ адрес в ответ на заявление истца о выкупе комнаты N 40 от 01.12.2015 года, следует, что в настоящее время жилая площадь как свободная в адрес Москвы не поступала (т. 1 л.д. 46).
В письме от 08.09.2016 N ДГИ-ЭГР-29910/16-1, поступившем из ДГИ адрес в ответ на заявление истца о выкупе комнаты N 40 от 11.08.2016 года, следует, что в настоящее время проведена работа по учету в информационной базе Департамента комнаты N 40 площадью жилого помещения 21, 6 кв.м в качестве свободной. Учитывая, что по адресу: адрес зарегистрированы граждане, состоящие на жилищном учете, удовлетворить просьбу по вопросу выкупа свободной комнаты N 40 по вышеуказанному адресу оснований не имеется (т. 1 л.д. 52-53).
В письме от 28.03.2017 N ДГИ-ЭГР-5908/17-1, поступившем из ДГИ адрес в ответ на заявление истца о выкупе комнаты N 40 от 27.02.2017 года, следует, что комната N 40 жилой площадью 13, 2 кв.м в указанной коммунальной квартире отнесена к собственности адрес и является свободной, право на предоставление свободной комнаты N 40 жилой площадью 13, 2 кв.м в коммунальной квартире Якименко О.А. реализовано, основания для рассмотрения вопроса предоставления указанной свободной комнаты отсутствуют (т. 1 л.д. 55).
В письмах от 04.10.2021 года N ДГИ-ЭГР-48867/21-1 и от 30.11.2021 года N ДГИ-ЭГР-61962/21-1, поступивших из ДГИ адрес в ответ на заявление истца в предоставлении освободившихся спорных комнат 7 и 40 по договору купли-продажи отказано по тем основаниям, что дом 13 по адрес в адрес включен в Программу реновации жилищного фонда в адрес в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 г. N 497-ПП, семья истца в установленном порядке малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях не признана, документов, подтверждающих основания для обеспечения по другим основаниям, указанным в ст. 59 ЖК РФ, не представлено (т. 1 л.д. 58-60).
Судом установлено, что действительно дом N 13 по адрес в адрес включен в Программу реновации жилищного фонда в адрес, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 01 августа 2017 года N 497-ПП.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что основания для освобождения жилых домов предусмотрены ст.4 Закона адрес от 31.05.2006г. N 21, в то время как жилой дом N 13 по адрес в адрес по основаниям, предусмотренным указанным Законом адрес не переселяется, снос дома предусмотрен в связи с реализацией Программы реновации жилого фонда адрес, регламентированной положениями ст. 7.1 - 7.8 Закона РФ от 15.04.1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", и положения названного Закона адрес применению к реализации указанной программы, введенной в действие на основании федерального законодательства, не подлежат.
Суд признал незаконными в качестве оснований для отказа в заключении договоров купли-продажи спорных комнат ссылки Департамента на то. что истец не состоит на жилищном учете, исходя из того, что ч. 4 ст. 59 ЖК РФ и ст. 38 Закона адрес от 31 мая 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" предусматривают, что жители адрес обладают правом на предоставление им освободившейся комнаты в коммунальной квартире по договору купли-продажи по рыночной стоимости в случае, если они проживают в данной коммунальной квартире и не состоят на жилищном учете.
Также суд признал незаконным отказ в заключении с истцом договоров купли-продажи спорных комнат в связи с внесением вышеуказанного жилого дома в программу реновации и подлежащего сносу, так как истец Якименко О.А. обратилась в ДГИ адрес с заявлениями о выкупе комнат до вступления в силу Постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в адрес", а именно: 01.12.2015г, 11.08.2016 г, 12.08.2016 г, 27.02.2017 г, 12.04.2017 г, кроме того, включение дома в программу реновации жилищного фонда в адрес в силу действующего законодательства не препятствует реализации права на выкуп свободных комнат в коммунальной квартире, законодательством не предусмотрено временных ограничений по отчуждению собственниками принадлежащих им квартир в связи с проведением мероприятий по развитию застроенной территории, предусмотренных Программой реновации жилищного фонда в адрес, сроки сноса дома 13 по адрес в адрес не определены, решений об изъятии жилых помещений и предоставлении гражданам иных помещений не принято, мероприятия по отселению жильцов не проводятся.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 59 ЖК РФ освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
В адрес условия и порядок обеспечения прав граждан при переселении, освобождении жилых помещений (жилых домов), предоставления жилых помещений, возмещения (компенсации) либо выкупной цены собственникам установлены Законом адрес от 31.05.2006 N 21 (ред. от 18.03.2020) "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес", из положений статьи 4 которого следует, что основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы или в случаях, установленных Правительством Москвы, правовой акт уполномоченного органа исполнительной власти об использовании земельного участка, принимаемый в связи с изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом, планами развития округов и адрес, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов (пункт 4 части 1). В случаях освобождения жилых домов по основаниям, указанным в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и при отсутствии образованного земельного участка принимается правовой акт Правительства Москвы или правовой акт уполномоченного органа исполнительной власти об использовании земельного участка (часть 2). После принятия правового акта не допускается предоставление уполномоченным органом исполнительной власти Москвы жилых помещений в жилых домах, подлежащих освобождению (пункт 3 части 10).
В соответствии со ст. 7.3 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, в целях обеспечения их жилищных прав взамен указанных жилых помещений предоставляются равнозначные жилые помещения.
Собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, которым предоставляются в собственность равнозначные жилые помещения, вправе по письменному заявлению приобрести за доплату жилые помещения большей площади и (или) жилые помещения, имеющие большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения, в порядке, установленном нормативным правовым актом, в том числе за счет средств материнского (семейного) капитала, жилищных субсидий и социальных выплат, право на получение которых подтверждается также государственными жилищными сертификатами, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Аналогичные положения содержатся в нормах Закона адрес от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в адрес".
04 октября 2021г. Департамент городского имущества адрес в ответ на обращение Якименко О.А. о предоставлении комнат 7 и 40 в коммунальной квартире N 4 по адресу: адрес, сообщило о том, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы N 497-ПП от 01.08.2017 "О программе реновации жилищного фонда в адрес" утверждена программа реновации жилищного фонда в адрес, принято решение о реновации в отношении многоквартирных домов, включенных в программу, с установлением этапов ее реализации и перечня мероприятий по ее реализации. Дом по адресу адрес включен в программу реновации и подлежит сносу. В установленном порядке семья Якименко О.А. малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях не признана, документы, подтверждающие основания для обеспечения жилым помещением в соответствии со ст. 59 ЖК РФ, не предоставлены.
Жилой дом, в котором проживает истец и, в котором она является собственником комнаты N 5 площадью 16, 3 кв.м и комнаты N 41 площадью 15, 5 кв.м в коммунальной квартире N 4, подлежит сносу в связи с реализацией программы реновации, оснований для предоставления ей свободных комнат N 7, 8, 40 не имеется, поскольку жилой дом вошел в список сносимых.
Таким образом, с заявлением о выкупе свободных комнат N 40 и N 7 истец обратилась после включения спорного дома в программу реновации, связи с чем, Департамент городского имущества адрес, как собственник жилых помещений, вправе был отказать в заключении договоров купли-продажи освободившихся жилых помещений.
Истец при предоставлении жилого помещения по программе реновации не лишена возможности приобрести за доплату жилые помещения большей площади и (или) жилые помещения, имеющие большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения, в порядке, установленном нормативным правовым актом.
Доводы истца о том, что по вопросу о выкупе спорных комнат она обращалась в Департамент до включения спорного жилого дома в программу реновации, судебной коллегией не принимается, поскольку обращения истца по вопросу о выкупе свободных комнат в 2015, 2016 и в 2017г. были рассмотрены Департаментом в установленном законом порядке, решения принятые по ее обращениям истцом не оспаривались и незаконными не признавались, в 2014г. истцом реализовано право на выкуп комнат N 40 и N 41 на основании распоряжения Департамента N Р58-1761 от 20.02.2014г, которое Распоряжением Департамента N Р58-4932 от 15.05.2014г. отменено, на основании личного заявления Якименко О.А. предоставлено право приобретения в собственность по договору купли-продажи по рыночной стоимости свободной комнаты N 41 жилой площадью 15, 5 кв.м в спорной квартире. Последнее обращение истца по вопросу приобретения комнаты N 7 и N 40 было направлено в адрес Департамента после включения дома в программу реновации.
Также следует учесть, что материалами дела не подтверждается обращение истца в Департамент по вопросу выкупа свободной комнаты N 8 в спорной квартире, в связи с чем, Департаментом не принималось решения по данному вопросу.
При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме..
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тушинского районного суда адрес от 25 октября 2022 г. отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Якименко Ольги Анатольевны к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным отказа в заключении договоров купли-продажи комнат N 7, 8, 40 в коммунальной квартире N 4 по адресу: адрес, обязании заключить договоры купли-продажи комнат N 7, 8, 40 в коммунальной квартире N 4 по адресу: адрес, отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.