Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Антоновой Н.В., судей фио, фио, при помощнике судьи Ивановой А.Ю., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе Пучкина И.В. на решение Хорошевского районного суда адрес от 24 февраля 2021 года, в редакции определения суда об исправлении описки от 09 марта 2021 года, которым постановлено:
В иске Пучкина Игоря Васильевича к ООО "СКС УК" о защите прав потребителя вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, - отказать, -
УСТАНОВИЛА:
Истец Пучкин И.В. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику ООО "СКС УК" о взыскании неустойки за ненаправление надлежащих ответов, нарушением сроков по его восьми обращениям в размере сумма; неустойки за не составление регистрационных документов по факту обращения истца с конкретной жалобой на нарушение оказания услуги, не проведение проверки не позднее двух часов с момента получения от истца сообщения о нарушения качества услуги, не составления актов о проведении повторной проверки качества предоставления услуги с участием представителя государственной жилищной инспекции РФ и представителем общественного объединения потребителей в размере сумма; неустойки за отсутствие информации по регистрации каждого заявления в размере сумма; компенсации причиненного неправомерными действиями ответчика компенсации морального вреда в размере сумма, штрафа в размере 50% от присужденной судом в пользу потребителя суммы, мотивируя свои требования допущенными ответчиком нарушениями при рассмотрении обращения истца.
В заседании суда первой инстанции истец Пучкин И.В. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика ООО "СКС УК" в заседание суда первой инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении дела не обращался, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие, в предусмотренном ст. 167 ГПК РФ порядке.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Пучкин И.В.
В заседании судебной коллегии истец Пучкин И.В. доводы жалобы поддержал.
Представитель ответчика ООО "СКС УК" в заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался.
Выслушав представителя истца, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 192 ЖК РФ под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N416).
Пунктом 2 Правил N416 предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпунктам "б", "з" пункта 4 Правил N416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных; обеспечение собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива контроля за исполнением решений собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе посредством приема и рассмотрения заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 27 Правил N416 управляющая организация обязана обеспечить взаимодействие с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, в том числе посредством предоставления указанным лицам возможности личного обращения в действующий офис управляющей организации либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в случае заключения управляющей организацией с указанным центром договора, предусматривающего возможность обеспечения такого взаимодействия.
Запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное (пункт 35 Правил N416).
Пунктом 34 Правил N416 предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, в том числе и иную (помимо указанной в Правилах N416) информацию в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией, товариществом или кооперативом собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 35 Правил N416 срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме по вопросам, не перечисленным в пунктах 31, 32 и 34 названных Правил, составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения) (пункт 36 Правил N416).
В соответствии с п. 23 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, в письменном запросе, подписанном потребителем, указываются управляющая организация, товарищество или кооператив, в адрес которых направляется запрос, фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица) потребителя, излагается суть заявления, а также в случае направления письменного запроса управляющей организации указывается почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, и способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю).
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей", в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
При рассмотрении дела судом установлено, что истец Пучкин И.В. является собственником квартиры по адресу: адрес. Управление указанным домом на основании договора управления от 01 июня 2016 года осуществляет ответчик ООО "СКС УК".
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, указывает в обоснование заявленных требований, что 25 декабря 2017 года он направил в адрес ответчика три обращения с просьбой предоставить сведения о заключенных договорах с собственниками помещений после проведения общих собраний собственников от 05.10.2016г, 27.12.2016г, 21.10.2007г, зарегистрированных ответчиком за номером 2747/17 от 26 декабря 2017 года. 26 декабря 2017 года он направил по электронной почте личного кабинета в адрес ответчика пять обращений с просьбой предоставить сведения о задолженности, зарегистрированных ответчиком 26 декабря 2017 года N2747/17. В ответ на его обращения, ООО "СКС УК" уведомило его о получении и регистраций обращений, а также сообщило, что в присланном обращении отсутствует подпись заявителя, что препятствует идентификации заявителя, для предоставления ответа, содержащего персональные данные. По существу ответ на его обращения получен не был. В связи с чем, исходя из стоимости услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества квартиры, истцом рассчитана неустойка на основании п. 5 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Разрешая заявленные истцом требования, руководствуясь ст.ст.309-310 ГК РФ, ч. 1 ст. 10, ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", пп. "к" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ N354 от 06 мая 2011 года, ст. 56 ГПК РФ, суд не нашел предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку на все обращения истца ответчиком был дан ответ, а непредоставление отдельных цифр и показателей не является нарушением требований законодательства о защите прав потребителей и порядка рассмотрения обращений граждан, а связан с отсутствием идентификации лица, подавшего обращения, что не лишало истца права на повторное обращение к ответчику. Сведений о ненадлежащем исполнении ответчиком иных услуг, в том числе услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома, не установлено. Судом также указано, что из договора управления многоквартирным домом от 01 июня 2016 года не следует, что услуга по направлению ответов на обращения потребителя является самостоятельной услугой, напротив, данная услуга входит в состав всех оказываемых ответчиком услуг, при том, что утверждаемый правительством Москвы тариф на содержание и ремонт жилого помещения, рассчитывается исходя из гораздо более широкого перечня оказываемых управляющей организацией услуг, включая в себя услуги по текущему ремонту жилищного фонда, техническому обслуживанию инженерного оборудования и конструктивных элементов зданий, санитарному содержанию мест общего пользования, в многоквартирном доме, в данный тариф также включена плата за содержание придомовой территории, утилизацию и вывод ТБО.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств при правильном установлении и всестороннем исследовании юридически значимых для разрешения заявленных требований обстоятельств.
Из договора управления многоквартирным домом от 01 июня 2016 года следует, что в обязанности управляющей компании входит организовывать и вести прием собственников (нанимателей, арендаторов) во вопросам, касающимся договора, в следующем порядке:
- в случае поступления жалоб и претензий, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий настоящего договора, Управляющая организация в течение пяти рабочих дней обязана рассмотреть жалобу или претензию и проинформировать собственника (нанимателя, арендатора) о результатах рассмотрения жалобы или претензии. При отказе в их удовлетворении, управляющая организация обязана указать причины отказа;
- в случае поступления иных обращений, управляющая организация в течение 30 дней обязана рассмотреть обращение и проинформировать собственника (нанимателя, арендатора) о результатах рассмотрения обращения;
- в случае получения заявления о перерасчете размера платы за помещение, не позднее 2 рабочих дней с даты получения вышеуказанных обращений, направить собственнику (нанимателю, арендатору) извещение о дате их получении, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
Судебная коллегия полагает, что при таких обстоятельствах оснований для привлечения ответчика к предусмотренной п. 5 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей", а также взыскании с ответчика компенсации морального вреда и штрафа на основании ст. ст. 13, 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" у суда первой инстанции не имелось, нарушений ответчиком прав истца, как потребителя, в ходе судебного разбирательства установлено не было. Ответчик в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01 июня 2016 года, конкретизирующим перечень услуг оказываемых управляющей компании в рамках выполнений полномочий по управлению домом, предоставил истцу ответ на его обращения, о чем уведомила истца.
Проверив дело с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что судом все юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
Доводы жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, выражают несогласие с оценкой исследованных по делу доказательств, а иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда адрес от 24 февраля 2021 года, в редакции определения суда об исправлении описки от 09 марта 2021 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.