Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Леоновой С.В., судей фио, фио, при помощнике судьи Парфеновой Н.И., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе истца Бурцевой Г.С. на решение Щербинского районного суда адрес от 8 сентября 2022 г., которым постановлено:
Исковые требования Бурцевой... к ООО "ПИК-Комфорт", Государственному бюджетному учреждению адрес центр предоставления государственных услуг адрес" о защите прав потребителей оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам о защите прав потребителя, в котором просит суд признать незаконными действия ответчика ООО "ПИК-Комфорт" в связи с переводом на помесячную уплату коммунальных платежей по теплу с марта 2020 г..жителей дома 15, признать незаконными действия ответчика ООО "ПИК-Комфорт" при начислении коммунальных платежей по теплу за период с марта 2020 г..по настоящий момент, обязать ответчика ООО "ПИК-Комфорт" в течение месяца произвести перерасчет коммунальных начислений за потребление тепловой энергии истцом за 2020 и 2021 год в соответствии с постановлением Правительства РФ N 354 на основании фактических показаний ОДПУ за 2019 г..по тарифу, действующему на момент произведения перерасчета в качестве компенсации процентов за пользование чужими денежными средствами в данный период; обязать ответчика ГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг адрес" в течение месяца произвести перерасчет коммунальных начислений за потребление тепловой энергии за 2020 и 2021 год в соответствии с ППРФ N 354 на основании фактических показаний ОДПУ за 2019 год по тарифу, действующему на момент произведения перерасчета в качестве компенсации процентов за пользование чужими денежными средствами в данный период каждому плательщику дома 15 по адресу: адрес, адрес, адрес в соответствии с тождественностью требований; признать незаконными, противоречащими Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 г..N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", действия ответчика ГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг адрес", направленные на привлечение истца к ответственности уплаты штрафных санкций в виде дополнительных начислений по завышенным нормативам в апреле и мае 2020 г..в связи с нарушением им срока поверки ИПУ; обязать ответчика ГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг адрес" в месячный срок привести
образовавшуюся в результате этих действий задолженность по коммунальным платежам по квартирам 28 и 29 по адресу: адрес, адрес, адрес в соответствие с платежными и банковскими документами истца.
Иск мотивирован тем, что в соответствии с данными Государственной жилищной инспекции по ТиНАО адрес, согласно Акту N 130-05/10-20-УУТЭ поверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя, утвержденного ресурсоснабжающей организацией ПАО "МОЭК" от 23.03.2020 г, установлено, что общедомовой прибор учета тепла (далее - ОДПУ) в многоквартирном доме по адресу: адрес, адрес, адрес, не допускается к коммерческому учету с марта 2020 г, учет тепловой энергии определен по нормативу потребления тепловой энергии, установленного в размере 0, 0151 Гкал/кв.м, утвержденного Решением Совета депутатов адрес N12/16 от 17 декабря 2008 г..На протяжении периода с момента выявления неисправности ОДПУ тепла дома 15 с 23 марта 2020 г..по 11 февраля 2021 г..ответчик не проводил никаких мероприятий по восстановлению параметров ОДПУ, многочисленные обращения жителей дома, оставались без ответа, пока Администрация адрес не взяла решение проблемы под свой контроль. 11 февраля 2021 г..проведена поверка ОДПУ, решение было исполнено в течение десяти дней. Действия ответчика, направленные на сохранение ОДПУ тепла в нерабочем состоянии, незаконны, противоречат п. 1 ст. 161 ЖК РФ, п. 18 раздела II ППРФ N 290, п. 10 ППРФ N 491, п. 10 ППРФ N 416, ч. 12 ст.13 N 261-ФЗ. После введения в эксплуатацию ОДПУ тепла дома 15 платежи за тепловую энергию производились жителями в соответствии с фактическими показателями прибора и в летние месяцы отсутствовали.
Плата за тепло жителям дома 15 в условиях неисправности ОДПУ после ее выявления 23 марта 2020 г..должна была рассчитываться исходя из фактических показаний за предыдущий 2019 г..Но в платежных документах ответчиком были использованы нормативы, утвержденные Решением Совета депутатов адрес N12/16 от 17 декабря 2008 г, что незаконно. 19 августа 2021 г..истец обратился к ответчику ООО "ПИК-Комфорт" с ходатайством о досудебном урегулировании спора, в котором просил в течение месяца в платежных документах за сентябрь произвести перерасчет по отоплению в соответствии с расчетами: за 2020 год по квартире 28 в объеме 2, 812188 Гкал, по квартире 29 соответственно 2, 549651 Гкал, за 2021 год по квартире 28 в объеме 1, 29498 Гкал, по квартире 29 в объеме 1, 174086 Гкал по действующим на данный момент тарифам, а именно сумма. Ответом явились платежные документы за сентябрь без перерасчета, обоснование отказа ответчик не представил. Учитывая выше изложенное, следует вывод о незаконности: переведения ответчиком жителей дома 15 на уплату коммунальных платежей в 2020 г, исходя из среднемесячных показаний, которое явилось следствием многочисленных нарушений им законодательных норм, начислений платы за тепло по нормативам, противоречащим ППРФ N 354, что в 2020 г..превышает ее на 39%, а в 2021 г..на 30%. Таким образом, ответчик привлек денежные средства жителей на погашение своей задолженности перед ПАО "МОЭК" за поставленную тепловую энергию по многоквартирным домам, которая по официальному сообщению МОЭК на момент июля 2020 г..составляла более сумма по Москве. А для жителей, незапланированные в летнее время платежи, в период действия моратория на любые штрафные санкции, как мера поддержки Правительства РФ в соответствии с постановлением N 424 от 02 апреля 2020 г, кроме того, по завышенным нормативам стали неожиданностью, проблемами семейных бюджетов, а для ответчика, фактически, незаконным правом использования чужих денежных средств в своих интересах.
Аналогичная проблема возникла у истца относительно приборов учета водопотребления. Согласно справкам о наличии задолженности по коммунальным платежам по квартире 28 задолженность составляет сумма, по квартире 29 соответственно сумма. 23 апреля 2020 года в виду того, что истцом была просрочена дата плановой поверки индивидуальных приборов учета холодного и горячего водопотребления (далее - ИПУ ХВС и ГВС), была оформлена заявка на проведение поверки.
Но, при ознакомлении с мерами Правительства РФ, принятыми в связи распространением коронавирусной инфекции в Постановлении Правительства РФ от 02 апреля 2020 г..N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - ППРФ N 424, известное под названием Мораторий на штрафные санкции по коммунальным услугам) и необходимости соблюдения строгого режима самоизоляции, заявка была отменена и в дистанционном режиме 27 апреля 2020 г..направлено соответствующее заявление на сайт Мэра адрес фио, которое было зарегистрировано в Аппарате Мэра 29 июля 2020 г..N 3-6-81860/20 и направлено в МФЦ для рассмотрения. В заявлении речь шла о не начислении штрафных санкций за просроченную поверку в апреле, сделать перерасчет, а в мае учитывать при начислении фактические показания ИПУ ХВС и ГВС, которые были переданы в установленные сроки в управляющую компанию ООО "ПИК Комфорт". В полученном ответе от МФЦ от 27 мая 2020 г..N ГРО-12-16102/20 в первой его части приведены все законодательные акты, связанные с отграничениями в связи с пандемией, выражена приверженность к строгому их исполнению, во второй части ответа - отказ заявителю, в связи с тем, что плановые сроки поверки ИПУ не попадают в период действия ППРФ N 424 с 06 апреля 2020 г..по 31 декабря 2020 г, что является нарушением в первую очередь, конституционных прав истца, закрепленных в ст. 19 Конституции РФ - равенства всех перед законом, выраженным в разделении граждан по принципу плановых сроков поверки ИПУ, во вторую очередь противоречит положениям ППРФ N 424: 01 июня 2020 г..в первый день смягчения режима самоизоляции была проведена поверка ИПУ, 15 июня ответчик произвел перерасчет начислений за апрель и май по ХВС и ГВС, на следующий день 16 июня прошла оплата, согласно платежным поручениям.
Истцом предоставлены все платежные и банковские документы за период с 01 января 2020 г..по 28 февраля 2021 г, подтверждающие своевременную оплату и отсутствие задолженности за коммунальные услуги по квартирам 28 и 29 по указанному адресу, однако, в момент перерасчета образовались указанные задолженности, на которые начисляются пени. После двенадцати, практически бесполезных посещений МФЦ, в период с 1 июня 2020 г..по 12 марта 2021 г, в адрес руководителя ответчика было направлено заявление, ходатайство о досудебном урегулировании спора, с предложением привести в соответствие данные программы начисления коммунальных платежей и контроля за их уплатой в соответствие с данными официальных платежных и банковских документов, имеющихся на руках у истца. Из ответа от 12 марта 2021 г..N МФЦ 125-1-7-43/21 на попытку досудебного решения проблемы следует единственное уточнение, с которым истец соглашается: корректировка задолженности, связанная с добровольным страхованием по квартире 28 на сумму сумма, по квартире 29 на сумму сумма. Обоснования отказа истцу: возникновение нестандартной ситуации в связи с несвоевременностью платежа от 16 июня после перерасчета, с которой программа в автоматическом режиме, без ведома исполнителей, начислила штрафные санкции в виде задолженности за апрель 2020 г, что противоречит положениям ППРФ N 424. Отсюда следует вывод о несовершенстве программы начисления и контроля за оплатой коммунальных платежей, которая, в отличии от программы 1C, которая признана ее активными пользователями, обновляется в автоматическом режиме по мере изменения законодательства не только на федеральном уровне, но и на уровне писем ФНС РФ, не обновляется, не соответствует законодательным нормам, действующим на данный момент, не допускает участия непосредственных исполнителей в корректировке нестандартных ситуаций, делая их пассивными наблюдателями, что является истинной причиной нарушения прав истца.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Бурцева Г.С. по доводам своей апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ответчиков и третьих лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения состоит из: 1) платы за содержание жилого помещения, 2) взноса на капитальный ремонт, 3) платы за коммунальные услуги.
На основании ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что Бурцева Г.С. является собственником квартир N 28, 29 по адресу: адрес, адрес, адрес.
Управляющей компанией указанного дома является ООО "ПИК-Комфорт".
В соответствии с данными Государственной жилищной инспекции по ТиНАО адрес, согласно Акту N 130-05/10-20-УУТЭ поверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя, утвержденного ресурсоснабжающей организацией ПАО "МОЭК" от 23.03.2020 г, установлено, что общедомовой прибор учета тепла (ОДПУ) в многоквартирном доме по адресу: адрес, адрес, адрес, не допускается к коммерческому учету с марта 2020 г, учет тепловой энергии определен по нормативу потребления тепловой энергии, установленного в размере 0, 0151 Гкал/кв.м, утвержденного Решением Совета депутатов адрес N 12/16 от 17.12.2008 г.
Суд первой инстанции на основании анализа материалов дела установил, что с января 2020 г, в связи с окончанием срока метрологической поверки ОДПУ был не допущен к коммерческому учету в соответствии с Правилами N 1034.
11.02.2021 г. ОДПУ принят к коммерческому учету в соответствии с Правилами N 1034.
В нежилой части МКД установлен абонентский прибор учета тепловой энергии (далее - АПУ), который учитывает потребление потребителей: Администрация адрес, УМВД по ТиНАО, ООО "Газпром телеком".
Начисления за тепловую энергию, поставленную в МКД, с 2019 г. производились ПАО "МОЭК" в соответствии с п. 25(1) Правил N 124, согласно которому, объем коммунального ресурса, поставленный в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год.
По итогам сумма гг. в счете за декабрь была проведена корректировка стоимости тепловой энергии, поставленной в МКД, с учетом фактически потребленных объемов тепловой энергии за указанные годы.
Фактические начисления были произведены следующим образом:
- за декабрь 2019 г. - февраль 2020 г. в связи с неисправностью ОДПУ, а также окончанием срока метрологической поверки, начисления производились по среднемесячным значениям;
- за период март 2020 г.- январь 2021 г, в связи с окончанием срока метрологической поверки, начисления производились по нормативу потребления;
- за период февраль 2021 г. - май 2022 г. начисления производились на основании ведомостей параметров учета тепловой энергии, предоставленных потребителем.
По договору теплоснабжения N 02.02.0003ТЭ от 20.05.2016 г, заключенному между ПАО "МОЭК" и ООО "ПИК-Комфорт", потребителем является ООО "ПИК-Комфорт".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", при наличии в доме общедомового узла учета тепловой энергии размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактического потребления коммунального ресурса.
16 января 2020 г. МОЭК совместно с Управляющей организацией составлен Акт о не допуске УУТЭ к коммерческому расчету, повторно 18 марта 2020 г. МОЭК совместно с Управляющей организацией составлен Акт о не допуске УУТЭ к коммерческому расчету. Акт о допуске УУТЭ МОЭК совместно с Управляющей организацией составлен 11 февраля 2021 г.
Разрешая спор, районный суд оценил представленные в дело доказательства и пришел к выводу о том, что управляющая организация производила расчет с жителями, не нарушая прав собственников, о чем свидетельствует представленный ответчиком контррасчёт, из которого следует, что когда прибор учета был не исправен, МОЭК начислял плату в большем размере, чем та, которую управляющая компания выставляла собственникам. В соответствии с показаниями МОЭК и прибора учета управляющая организация за период 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. собственникам жилых помещений должна доначислить сумма ООО "Пик-Комфорт" выставляет усредненные показания в час за дни работы счетчика, умножает на количество часов в месяце, тем самым выставляя усредненный показатель в месяц.
На основании изложенного, районный суд отказал в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия с выводами суда полностью соглашается.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами N 354.
Как видно из материалов дела, МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который МОЭК с 18 марта 2020 г. не был допущен к коммерческому учету, а с 11 февраля 2021 г. ОДПУ принят к коммерческому учету.
Управляющая компания начисляла истцу плату за отопление за декабрь 2019 г. - февраль 2020 г. в связи с неисправностью ОДПУ, а также окончанием срока метрологической поверки по среднемесячным значениям за март 2020 г. по январь 2021 г. в связи с окончанием срока метрологической поверки по нормативу потребления; за период с февраля 2021 г. по май 2022 г. на основании ведомостей параметров учета тепловой энергии, предоставленных потребителем. Учет тепловой энергии определен по нормативу потребления тепловой энергии, установленному в размере 0, 0151 Гкал/кв.м, утвержденному Решением Совета депутатов адрес N 12/16 от 17 декабря 2008 г.
В соответствии с п. 60(1) Правил N 354 по истечении указанного в п. 59(1) названных Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается в порядке, указанном в абз. 2 п. 42(1) Правил N 354.
Согласно абз. 1 п. 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) Приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (абз. 2 п. 42(1) Правил N 354).
Таким образом, в период с декабря 2019 г. по февраль 2020 г. ответчик начислял собственникам помещений в МКД плату за коммунальную услугу по отоплению на основании п. 59(1) Правил N 354 исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, далее в соответствии с п. 60(1) Правил N 354 по нормативу с марта 2020 г. по январь 2021 г.
ООО "Пик-Комфорт" произвело перерасчет за период с января 2018 г. по сентябрь 2021 г, что подтверждается письмом от 8 декабря 2021 г, направленным в МФЦ на общую сумму сумма.
Доводы апелляционной жалобы в части неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значения для дела, а именно начисление истцу штрафных санкций в период действия моратория, введенного ППРФ N 424, отклоняются судебной коллегией, поскольку судом первой инстанции таких обстоятельств не установлено.
23 апреля 2020 г, в виду того, что истцом была просрочена дата плановой поверки индивидуальных приборов учета холодного и горячего водопотребления (далее - ИПУ ХВС и ГВС), была оформлена заявка на проведение поверки, которая в последствии была отменена.
1 июня 2020 г. была проведена поверка ИПУ истца, 15 июня 2020 г. ответчик произвел перерасчет начислений за апрель и май по ХВС и ГВС, на следующий день 16 июня 2020 г. прошла оплата, согласно платежным поручениям.
В соответствии с п. 5 постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" приостановлено до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с п. 6 данный документ вступает в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.provo.gov.ru 6 апреля 2020 г.).
Таким образом, мораторий на начисление неустоек распространяется на период с 6 апреля 2020 г. по 1 января 2021 г.
Плановые сроки поверки ИПУ истца приходились на период до введения моратория на начисление неустоек, то есть до 6 апреля 2020 г, в связи с чем судом первой инстанции правильно отказано в удовлетворении иска в указанной части.
Вопреки доводам жалобы, коллективный иск в суд первой инстанции не подавался, иск подавался исключительно от имени Бурцевой Г.С. Истец не является лицом, которому другие собственники дома выдали доверенности на право подачи исковых заявлений в суд по спорному вопросу. Следовательно, у иных лиц, не привлеченных к участию в деле, не имелось оснований присоединиться к настоящему иску, в этой части доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции требований процессуального закона являются необоснованными.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено.
Оценка доказательств, произведенная судом первой инстанции, соответствует требованиям, предъявляемым ГПК РФ, является правильной, в связи с чем, у судебной коллегии оснований не согласиться с такой оценкой не имеется.
Выводы суда первой инстанции основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены правильно.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда адрес от 8 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Бурцевой Г.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.